ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»


ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Гумметова А.Ю.,
заместитель директора
МБОУ №61 г.Челябинска
«Единственный путь, ведущий к знаниям, – это деятельность». Бернард Шоу
Слова известного швейцарского педагога Фарьера (1879-1960) о том, как люди создали школу по «нашептыванию дьявола»: «Ребёнок любит природу, поэтому замкнули его в четырёх стенах. Ребенку нравится осознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все построили так, чтобы его активность не имела никакой пользы. Ребёнок не может оставаться без движения – его заставили не двигаться. Ребенок любит работать руками, а его заставили изучать теории и идеи. Ребенок любит говорить, а его заставили молчать. Ребенок хочет понять, а его заставили учить наизусть. Ребенок хочет сам искать знания, а ему все дают в готовом виде. Вдумчивый читатель, делай все для того, что бы школа, в которой ты учишь, имела ценности, идущие от бога!»
Системно-деятельностный метод: метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Принцип этого метода в том, что когда вы действуете, вы научаетесь.
Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию образования не только на получение учеником  определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, на развитие у учащихся ключевых образовательных компетентностей, таких, как информационная, коммуникативная и социальная. Сегодня акцент делается на формирование у детей способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах. Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности.
Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. От ученика требуется умение координировать свои усилия с усилиями других.
В свете требований ФГОС начального общего образования основными подходами к преподаванию ОРКиСЭ являются: культурологический, коммуникативный, деятельностный и личностно-ориентированный подход.
Осуществление проектов на уроках помогает достичь цели курса: духовно-нравственное развитие подростка посредством его приобщения к российским духовным традициям. Работая над проектами, учащиеся знакомятся с традиционными морально-нравственными идеалами, ценностями, нормами; у них формируются начальные представления о российской духовной традиции; появляются навыки нравственного самоанализа.
Проект (от лат. projectus, букв., брошенный вперед). Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.
Требования к учебному проекту учащегося школы, в общем простые, и главное из них – «исходи из ребёнка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика.
Результаты проектной деятельности систематизируются. Таким образом, проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовке их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, хотя и криво, да сами».
Список литературы:
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.
Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003.