Творческий проект «Картина, вышитая бисером» «Икона: Святая праведная Вероника»
Творческий проект
«Картина, вышитая бисером»
«Икона: Святая праведная Вероника»
Выполнила: обучающаяся ГБОУ СПО БТИС
Группы №34 Мыльникова Елена Руководитель: Мастер п/о Чарикова Н.Л
Брянск 2013
Цели и задачи проекта:
Изготовить картину, вышитую бисером в подарок;
Развивать познавательную активность и творческое отношение к делу.
Организация выполнения проекта:
Обоснование проблемы и потребности;
Выбор модели;
Выбор материала;
Последовательность изготовления изделия;
Себестоимость изделия;
Оценка качества и сложность проекта;
Защита проекта;
Список литературы.
История бисера
Бисер в истории народов
История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Стеклянные бусины непосредственные предшественники бисера украшали одежду древнеегипетских Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы. Не обойден вниманием бисер и на Руси. Первые сведения о его использовании в декорировании одежды относятся к IXXII вв. Этим же периодом датируются и захоронения на территории Латвии, в которых были найдены матерчатые венцы, украшенные бронзовыми спиральками и бисером.
На протяжении нескольких столетий единственным центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. До этого его изготовляли в стеклодельных мастерских Германии и Галлии, из этих мест оно перекочевало в Византию, а уже из Византии пришло в Венецию.
Центром производства венецианского стекла стал остров Мурано. Там изготовляли различного вида сосуды (в основном надувные), зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Если на начальном этапе создания промысла в мастерских делали различные типы стеклянных изделий, то несколько позже они стали специализироваться на каком-либо одном виде продукции. Венецианское стекло, в том числе и бисер, приносили республике колоссальные доходы. Страны Восточной Африки, европейские государства, а затем и Америка такова география торговли стеклянными изделиями.
Интересно отметить, что знаменитый мореплаватель Марко Поло был сыном известного в то время бисерного мастера. Возвратившись на родину из своего долгого путешествия, Марко Поло поведал о большой популярности стеклянных украшений в заморских странах, что в свою очередь способствовало расширению производства венецианского стекла.
Значительные прибыли Венецианской республики, являвшейся монополистом в стеклоделии, вызывали зависть у жителей соседних государств, которые пытались разузнать секреты стекольного производства. Стремясь сохранить монополию в торговле стеклом, правительство республики в 1275 году издало указ, запрещавший вывоз за ее пределы сырья, необработанного стекла и даже его осколков. Сделано это было для того, чтобы конкуренты не могли определить состав стекольной массы. Жестокое наказание ждало мастеров, вывозивших секреты производства стекла за границу, их объявляли государственными изменниками, брали в заложники
родственников, добиваясь возвращения беглецов, убивали. Но правительство Венецианской республики стремилось удержать стеклоделов не только силой. Им давалась исключительная привилегия дочери мастеров могли выходить замуж за патрициев. Мало того, власти закрывали глаза на разбойные нравы, царившие в Мурано. А ведь стеклоделы, помимо своей основной профессии, не брезговали и грабежами. В своих «Мемуарах» Д. Казакова вспоминал, что приезжие, заночевавшие в Мурано, могли поплатиться за такую неосторожность не только кошельком, но и жизнью.
Главным, наиболее тщательно скрываемым секретом стеклоделия было производство соды обязательной добавки к песку, из которого варилась стекольная масса.
До конца XVII века Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Однако вскоре у нее появились опасные конкуренты. Мастера Богемии разработали технологию получения так называемого «лесного стекла», заменив соду древесной золой (поташем). По своим физическим характеристикам богемское стекло значительно отличалось от венецианского. Поташ придавал ему тугоплавкость и великолепные оптические свойства. Но из-за высокой температуры плавления работать с ним было труднее: богемское стекло, в отличие от венецианского, не поддавалось обработке в нагретом состоянии, однако его можно было подвергать огранке, усиливающей игру света в изделии. Помимо толстостенных стеклянных сосудов с глубокой огранкой, принесших славу богемским мастерам, гранились также бусины и бисер. Постепенно на мировом рынке богемский бисер потеснил венецианский.
К XVIII веку Венеция уже не могла больше препятствовать появлению новых мастерских за ее пределами. Их открывали беглые мастера из Мурано. стеклоделы, купившие секреты технологии, и никакие меры борьбы с ними, включая заказные убийства, уже не могли остановить крушение монополии. Производство венецианского бисера постепенно приходило в упадок.
Во второй половине XVIII века появились машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера. Соперничество конкурировавших между собой за рынок сбыта Венеции и Богемии способствовало появлению бисера, разнообразного по цвету, форме и размерам. Во многих городах Европы проходили ежегодные ярмарки бисера, а в Нюрнберге располагался постоянный склад продукции венецианских мастеров.
Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу XVII века. В 16701680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус продолжали ввозить из-за границы. Его закупки постоянно росли: если в 1748 году только через Санкт-Петербургский порт в страну было ввезено 472 пуда бисера, то спустя четыре года уже 2126 пудов. Однако дефицит на бисер по-прежнему оставался значительным. Поэтому М. В. Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты цветного
непрозрачного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил расширить в России еще одно направление стеклоделания изготовление бисера.
По указу Сената ему была предоставлена безвозмездная ссуда в размере 4 тысяч рублей и земля, на которой планировалось разместить стекольное производство. Фабрика была организована в 1754 году в Усть-Рудицах. Первая ее продукция появилась год спустя. Ломоносов постоянно совершенствовал технологию изготовления бисера, разрабатывал новое оборудование, и к 1670 году количество выпускаемого стекляруса и бисера значительно возросло. Стекольная фабрика в Усть-Рудицах просуществовала до 1765 года, но после смерти М. В. Ломоносова производство было свернуто и фабрика закрылась. Потребность в бисере продолжала удовлетворяться за счет поставок из Богемии и Венеции.
Во второй половине XIX века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции. Однако вытеснить иностранных производителей бисера с российского рынка не удалось и в этот раз.
Бисер и стеклярус обычно воспринимаются как материал для женских украшений, мелких изделий бытового и декоративного назначения. Но стеклянные зерна использовали и для отделки интерьеров. Так, по свидетельству известного русского историка И. Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля «стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом... В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и выгрунтованы мелом... и насыпаны стеклярусом по зеленой земле». Стеклярус, модификацию бисера удлиненной цилиндрической формы, из (и брели во Франции. Он не только насыпался на клеевую поверхность, но и пришивался на ткань. Основой подобных настенных панно служил холст. На него углем наносился рисунок, по которому выкладывались одноцветные стеклярусные нити, набранные на прочную нитку или проволоку. Снизки стекляруса пришивались к основе рабочей нитью при помощи стежков-перехватов, располагавшихся в промежутках между несколькими бусинками стеклярусной снизки. Такой вид вышивки получил название шитья «вприкреп». Расположение стеклярусных нитей подчеркивало форму элементов изображения, а контуры рисунка обводились снизками черного цвета. Эти несложные приемы придавали настенному панно большую выразительность. Черный цвет контура усиливал яркость и сочность красок, а различное расположение цилиндриков стекляруса подчеркивало игру света в изделии. Выполненные в такой технике сюжетные композиции, украшавшие, как правило, дворцовые интерьеры, получили название «французские обои». Этими «обоями» был отделан китайский кабинет дворца в Ораниенбауме, названный впоследствии стеклярусным. Интересно, что в создании композиции настенных панно принимала участие сама Екатерина П. Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма. Женская одежда севера и юга России существенно отличалась друг от друга. В северных и центральных губерниях основу костюма составляли рубаха, сарафан и кокошник сарафанный комплекс одежды, а в южных был распространен более архаичный поневный, состоящий из рубахи, поневы и «сороки». Однако во всех типах народного костюма разнообразием и богатствам отделки выделялись женские и девичьи головные уборы. Женские уборы отличались от девичьих тем, что полностью скрывали волосы, так как, по древнему славянскому обычаю, женщина не должна была появляться на людях простоволосой.
Ярко выраженные региональные особенности женского костюма проявлялись не только в покрое, но и в способе его отделки. Кокошник и другие элементы женской крестьянской одежды северных губерний были богато украшены мелким речным жемчугом, золотным шитьем, стеклами в металлических оправах. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала. Пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в северных реках и озере Ильмень, а более крупный жемчуг привозили из Кафы (Феодосия). Жемчужное шитье известно на Руси еще с X века. На протяжении нескольких столетий жемчугом отделывались церковные облачения, обувь и одежда, головные уборы и украшения. С середины XVIII века в народном костюме наряду с жемчугом стали использовать и бисер. Технические приемы работы с бисером, применяемые в народном искусстве русского Севера и Поволжья, практически не отличались от традиционных приемов жемчужного шитья. При декорировании изделия жемчужины, как правило, укладывались либо поверх навитого ранее хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели), тем самым поднимаясь над плоскостью ткани. Соединение в одной композиции больших и малых жемчужных зерен подчеркивало рельефность изображения.
1. Обоснование проблемы и потребности:
У моей тёти скоро юбилей! Хочу сделать ей подарок своими руками. Ей очень нравится церковная тематика. А я хорошо умею вышивать и плести бисером, моё хобби. Работу из бисера трудно найти в магазине, но можно создать желаемое своими руками и у этого есть ряд неоспоримых преимуществ:
Во-первых, собственноручно вышитая картина вам обойдется намного дешевле.
Во-вторых, вы станете обладательницей уникального произведения. Вышивка бисером- это еще и не вероятно модно.
2.Выбор моей работы.
3. Выбор материала:
Если рассматривать необходимые для этой техники вышивки материалы, то удобнее всего будет вышивать на специально подготовленной ткани, на которой нанесен рисунок или конкретная схема. А вот бисер можно приобрести от мировых производителей, учитывая, что сегодня, наиболее популярными поставщиками, производящими бисер, являются - Китай, Чехия и Япония.
Техника практически любого рукоделия всегда направлена на стремление к совершенству и выполняемые стежки в вышивке бисером, кроме умиротворения, демонстрируют результат - полученный оригинальный рисунок, внешне напоминающий роскошную вышивку дорогими натуральными камушками.
Для того чтобы можно было достаточно профессионально и комфортно осуществлять вышивку бисером, стоит воспользоваться наборами для вышивки бисером.
Для вышивки потребуются инструменты и материалы:
Иглы, которые в зависимости от выбранного материала используют -бисерные или швейные.
Нитки, которые представлены самым широким ассортиментом - шерстью, мулине, шелком, капроном. Их подбирают, ориентируясь на цвет самой основы и размер выбранного для вышивки бисера. (Тонкая нить обрабатывается - это позволит избежать образование узелков. Обработку производят воском - через кусок воска несколько раз протягивают нить). Закрепляется нить на лицевой поверхности ткани, где стежки скрыты самим бисером.
Бисер, который может заменить - бусина, стеклярус, пайетки, страза, блестки, камушки.
Подрамник (пяльцы).
Ножницы (дополнительно - пинцет).
Ткань или канва (сутаж). Канву используют для вышивки панно или картин. Размеры бусин должен представлять аналогию размеров ячеек на канве
4. Подготовка рабочего места:
Постелите на стол льняную салфетку или другую однотонную ткань (лучше светлых тонов и без ворсинок), чтобы бусины не катались и не стукались. Бисер удобно набирать на иглу, если он насыпан по цветам в низкие коробочки и крышки или рассыпан небольшими кучками прямо на салфетке. При наборе бисера по счету поддевайте иголкой каждую бисеринку. При наборе большого числа одинаковых бисерин держите иголку горизонтально и пронизывайте острием кучку бисера. Набравшиеся бисеринки продвиньте с иголки на нитку и набирайте следующие.
Поставьте корзину или коробочку для мусора туда вы будете складывать обрезки ниток, проволоки, бракованный бисер. Бракованные бисеринки попадаются даже среди хорошего бисера: это бисеринки со сколами, трещинками, без отверстий. Бисеринки со сколами и трещинками нельзя использовать для низания: они могут разрезать нитку или ободрать проволоку. Обнаруженный брак надо выбрасывать сразу, чтобы больше на него не натыкаться.
Освещение рабочего места для работы с бисером
Для работы с бисером обеспечьте себе хорошее освещение. Лучше всего работать при рассеянном дневном свете у окна, а летом на улице или балконе. Электрический свет, как и прямой солнечный, дает очень много бликов - ведь его отражает каждая бисеринка.
Работа с мелким бисером даже при хорошем освещении весьма утомительна для глаз. Поэтому через каждые 30-40 мин}гг необходимо делать небольшие перерывы, давать глазам отдых. Перерывы хорошо сказываются и на качестве работы: взглянув на свое рукоделие отдохнувшими глазами, вы быстрее заметите ошибки, оцените достоинства. Оторваться от увлекательного занятия очень тяжело, особенно если кажется, что работа вот-вот будет закончена. Некоторые мастера используют такой прием: оставляют на рабочем месте столько бисера, сколько хватает на час работы, а остальное убирают или уносят в другое помещение. Волей неволей приходится иногда вставать и отправляться за новой порцией материала.
5. Последовательность изготовления изделия:
Для того, чтобы изготовить картину, мне потребуется:
Бисер 11 цветов.
Нить или леска.
Канва.
Рамка.
Иглы для бисера.6. Оценка качества и сложность проекта:
Картина, выполнена своими руками, производит положительный эмоциональный эффект. Я считаю, что моя работа выполнена аккуратно, и очень красиво. И надеюсь она будет радовать мою тётю.
6.1 Себестоимость изделия:
7. Защита проекта:
Я считаю, что мой проект выполнен ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!!!!
Наименование материала
Цена (руб.)
Расход материала
Всего рублей
бисер
15
11 . .
165
нить
40
1
40
канва
450
1
450
рамка
500
1
500
иголка
10
10
10
Итого: 1165 руб.
15