Тема урока по истории: «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом» (6 класс)

Технологическая карта урока по Истории России для 6 класса
(учебник Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, П.С.Стефанович, А.Я.Токарева)

Тема урока: «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом»
Педагогические цели
Образовательные цели:
Развивающие цели:
Воспитательные цели:


- познакомить учащихся с основными этапами борьбы Руси с немецкими и шведскими завоевателями.
- охарактеризовать личность Александра Невского.
-показать полководческий талант Александра Невского.
- создать условия для осмысливания выбора Руси между востоком и Западом.
- способствовать развитию умений извлекать информацию, анализировать, сопоставлять, оценивать историческую ситуацию и аргументировать собственную позицию.
- формирование навыков работы в сотрудничестве.
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.


Тип урока
Комбинированный


Планируемые результаты
Предметные результаты: знания, представления, умения
- научиться овладевать знаниями об основных этапах развития Руси на основе информации учебника, отрывков из летописей о Невской битве и Ледовом побоище.
- объяснять историческое значение побед над немецкими и шведскими рыцарями.
Мета предметные результаты:
Регулятивные УУД
- определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата
- составлять план последовательности действий
- владеть основами самоконтроля, самооценки
- принимать решения и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
- определять цели и функции участников, способы взаимодействия.
- планировать общие способы работы
- обмениваться знаниями между членами группы для принятия решений
Познавательные УУД
- выделять информацию из текстов разных видов
- объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе учебного материала.
Личностные результаты:
Личностные УУД
- проявляют положительное отношение к учебной деятельности
- осознание своей этнической принадлежности
- проводят осмысление социально - нравственного опыта предшествующих поколений
- осваивают гуманистические традиции и ценности.






Основные понятия, содержание урока
Александр Невский, Невская битва, Ледовое побоище

Дидактический материал:
Учебник История России 6 класс Н.М Арсентьев, А.А.Данилов, П.С.Стефанович, А.Я.Токарева под ред: А. В. Торкунова.
Презентация по теме урока
Проектор, экран
Раздаточный материал.




Ход урока


Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников


1. Организационный момент

1 мин.


(1слайд) Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих

Приветствуют учителя - организуют рабочее место.
«Задача наша не проста
Дорогу в прошлое найти. Нас Клио поведёт туда, а с ленью нам не по пути»

2. Проверка домашнего задания
8 мин.
(2-3слайд) Объясняет требования к тесту
и предлагает выполнить письменные ответы на вопросы теста. После этого задания учитель задаёт вопросы:

- Какие последствия для русских земель имело нашествие хана Батыя? Какой русский князь противостоял натиску врагов? С каким «прозвищем» он вошёл в историю ? Может кто-то из вас читал книгу про него, или смотрел фильм?
Выполняют тест, затем обмениваются тестами и проверяют своих одноклассников.



– 1) Удар нанесённый по русским землям серьёзно повлиял на их развитие. Большая часть русских земель попала в зависимость от иноземной власти. 2) Князь Александр Ярославович. 3)Александр Невский.

3. Изучение нового материала

















































Физкультминутка

























































































9 мин.
















































1мин






























7 мин












































9мин









































7мин
(4слайд) Показывает ученикам Орден Александра Невского, задаёт вопросы
- Как называется этот Орден?
- За какие заслуги награждали этим орденом? Как вы думаете?
- Что вы можете сказать о князе Александре Ярославиче?

Учитель рассказывает детям: Орден Александра Невского учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 года. Орденом награждались командиры Красной Армии, проявившие в боях за Родину в Отечественной войне личную отвагу, мужество и храбрость и умелым командованием обеспечивающие успешные действия своих частей.
(Слайд 5)
Имя Александра Невского пользовалось огромной популярностью на Руси. И сегодня многие знают его не только, как князя, но и как защитника государства, защитника православной веры, великого полководца защитившего Северо-Западную Русь от захватчиков.
Как вы думаете, какая тема урока,?
Сегодня мы будем говорить не только о князе Александре Невском, но и о том какую борьбу вела Северо-Западная Русь с немецкими и шведскими захватчиками.

Тема урока: Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. (Слайд 6)

А с чем вы сегодня должны будете познакомиться?
(Слайд 7)


«Стоит рыцарь на дороге
У него не гнутся ноги
Может он махать руками
Может он моргать глазами
Машет рыцарь влево, вправо
И качает головой» (Слайд 8)



(Слайд 9)
-Вспомните, о каком защитнике мы будем говорить на уроке? Почему этот князь получил «прозвище» Невский?
-А какие ещё прозвища мог на ваш взгляд заслуженно получить этот князь? Обоснуйте свой выбор.



Предварительно дать ученикам задание прочитать необходимый параграф, прочитать дополнительный материал, прилагаемый к этому уроку.

1-й вариант Невская битва.
(10слайд) Стр. 21 – 22, изучить текст параграфа и документ «Житие Александра Невского» ответьте на вопросы
1) Когда и где произошла Невская битва?
2) С кем произошла эта битва?
3) Кто возглавлял русское войско?
4) Кто возглавлял войско шведов?
5) Кто одержал победу на Неве?
6) Кто из дружинников и ополченцев совершили подвиг?

2-й вариант Ледовое побоище.
(11слайд) Стр.22-24 изучить текст параграфа и документ «Житие Александра Невского» ответьте на вопросы
1) В каком году русские войска под руководством Александра Невского одержали победу над немецкими захватчиками?
2) Какое построение войск имели немецкие войска?
3) Как называлось такое построение войск ?
4) Что помогло выиграть битву русским воинам?
5) Какое название получила эта битва?
6) Почему эта битва получила такое название?






Учитель: В результате сражений на реке Неве и Чудском озере был отражён натиск северо-западных соседей на Русь. Русь отстояла свои земли и свою веру от посягательства шведских и немецких рыцарей. Но Русь всё также, оставалась под гнётом монголо-татар. Это очень беспокоило князя Александра Невского. Во время поездки в Орду он всегда проявлял дипломатичность, т е. умение вести переговоры, Александру Невскому удалось избавить своих воинов от участия во многих завоевательных набегах монголов, но когда князь возвращаясь обратно, он заболел и внезапно умер в Городце на Волге. Александру Ярославичу Невскому отводится исключительная роль в истории Руси. За всю свою жизнь великий князь не проиграл ни одного сражения. Он считался любимым князем духовенства, являлся покровителем православной церкви. В 1547 году Александра Невского причислили к лику святых. Князю посвящён один из самых ярких памятников русской литературы “Житие Александра Невского”, составленного главой церкви – митрополитом Кириллом. Позже, по распоряжению Петра I его мощи в 1724 году были перенесены в Александра - Невский монастырь в Санкт-Петербург.

















Каким полководческим искусством по вашему мнению обладал Александр Невский?
Задание по подгруппам:


(12слайд) раздаются карточки со схемами
1 подгруппа: находит соответствие с Невской битвой;
2 подгруппа: находит соответствие с Ледовым побоищем.







































Высказывают предположения











Записывают тему урока











Ученику было дано задание: подготовить сообщение – «Князь Александр Ярославич»

















Работа с текстом




Учащиеся индивидуально работают с текстом и источником .


1) 15 июля 1240года на реке Неве
2) со шведами
3) Александр Ярославич

4) Командующий шведским войском Ярл Биргер.

5) русское войско под руководством Александра Ярославича

6) Дружинник Гаврило Олексич и ополченец Савва.


1)Решающая битва произошла 5 апреля 1242г на Чудском озере.
2) клином

3) свинья

4) построение войска, выбор места битвы

5) Ледовое
Побоище

6) сражение произошло на озере, немецкое войско попало на уже подтаявший лёд озера и под тяжестью своих доспехов и коней ушли под воду









Слушают учителя





















































Обучающиеся находят соответствие Невской битвы и Ледового побоища с Полководческим искусством Александра Невского

- умело использовал особенности местности
- хорошо изучил боевые приёмы противников
- использовал приём внезапности
- использовал тактику засады
- скоординировал действия княжеской дружины и новгородского ополчения



4.Рефлексия

3мин
(13слайд) - Что нового вы узнали на уроке?
- Какие вопросы у вас вызвали затруднения? - Что больше всего вас заинтересовало?
- Что бы вы ещё хотели узнать об этом полководце?
Ваше отношение к уроку: Красный квадратик - Вам трудно, но интересно. Жёлтый квадратик - Вам легко и интересно.
-Синий квадратик - Вам трудно и не интересно


5. Домашнее задание




1мин

(14слайд) & 17, ответить на вопросы стр 25, изучить документы, подготовить сообщение «Полководческое искусство Александра Невского».







Тест

1. Какой город не был взят монголами во время нашествия хана Батыя ?
1) Новгород
2) Киев
3) Козельск
4) Рязань

2. Из-за длительного сопротивления монголо-татарам «злым городом» был назван
1) Смоленск
2) Владимир
3) Новгород
4) Козельск

3. В каком из перечисленных сражений противником русского войска было монгольское войско?
1) Невская битва
2) Ледовое побоище
3) битва на р. Калке
4) Грюнвальдская битва

4. Какое событие произошло в ходе нашествия на Русь хана Батыя?
1) битва на р. Шелони
2) Куликовская битва
3) битва на р. Калке
4) оборона г. Козельска

5. Какое из перечисленных сражений произошло в ходе нашествия хана Батыя на Русь?
1) битва на реке Шелони
2) Ледовое побоище
3) битва на реке Калке
4) битва на реке Сити

Ответы:
1- 1
2- 4
3- 3
4- 4
5- 4

















15