Исследовательская работа «Целебные свойства меда»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Фёдоровская средняя общеобразовательная школа №5»
Исследовательская
работа
«Целебные свойства меда»
Выполнил: Удовиченко Никита
ученик 3а класса
Руководитель:
Захарова Инна Алексеевна
учитель начальных классов
г.п. Фёдоровский 2014г.
Оглавление:
1.Введение.
2. Основная часть:
а) История появления мёда.
б) Виды мёда.
в) Состав мёда.
г) Способ получения мёда.
д) Советы медиков.
е) Использование мёда.
3. Мои исследования.
4. Заключение.

1.Введение
Так уж получилось в моей жизни, что я иногда болею. И одним из лекарств, которым лечит меня мама, является мёд. И вот как-то раз, размешивая ложку мёда в стакане молока, я задумался: «А что такое мёд? Откуда он берет свою историю и как его «делают» пчелы?»
На мой взгляд, мед – это вкусный продукт, но мама убеждена, что это ещё и лекарство, и его широко применяют не только в пищу, но и в лечебных целях. А ещё редкая русская сказка не оканчивается присловьем: «И я там был, мед-пиво пил!» Что же это за мёд такой? Что в нём такого особенного, что придает уверенности людям в его пользе?
Задавшись всеми этими вопросами, я заглянул в энциклопедию, и первое, что я прочитал, было вот такое определение:
«Мед – сладкое сиропообразное вещество, вырабатываемое рабочими пчёлами главным образом из нектара медоносных цветов и используемое ими в качестве корма. Ценный продукт питания человека.» Более подробно, что такое мёд, я решил изучить и рассмотреть в своей работе, посвященной этому удивительному и полезному продукту.
Изучить пользу мёда и познакомиться с использованием мёда человеком - цель моего исследования.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи:
- познакомиться с историей появления мёда;
- познакомиться с технологией получения мёда;
- изучить состав мёда;
- выявить полезные свойства мёда;
- узнать, какие существуют виды мёда;
- узнать, где и как используется мёд;
- выступить перед одноклассниками и вместе с ними узнать, какова польза мёда.
Объект моего исследования – человек.
Предмет исследования – мёд.
Актуальность исследования заключается в том, что, употребляя мёд, очень большое количество людей даже не задумываются о том, насколько уникален мёд и какую важную роль он играет в жизни человека.
Гипотеза исследования
Могу предположить, что мёд оказывает на организм человека как положительное, так и отрицательное воздействие.
Методы исследования
- анализ научной литературы;
- наблюдение;
-разработка выступления перед одноклассниками, разработанная с помощью учителя;
- анализ полученных результатов.

2.Основная часть.
1) История появления мёда.
Исследования археологов показали, что пчелы существовали примерно за 56 миллионов лет до появления первобытного человека. На основании сохранившихся памятников древней культуры можно предположить, что первобытный человек охотился за мёдом как за вкусным и питательным продуктом. Наиболее древний памятник, изображающий добычу меда человеком, найден возле Валенсии (Испания), он относится к каменному веку. На камне сохранилось изображение человека в окружении пчел, извлекающего мед.
Великие и удивительные свойства мёда по достоинству оценил уже древний человек. Как продукт питания эта сладость занимала видное место у всех народов. Но слава мёда связана больше с его целебными качествами. Мёд уникален как медикамент, успешно выдерживавший тысячелетние испытания на безвредность. С лечебной целью он использовался во все времена и всеми народами.
На Руси первое упоминание о мёде датируется 945 годом в Лаврентьевской летописи. Правда, не как о продукте питания, а как о напитке.
Вывод: я узнал, что пчёлы появились задолго до первобытного человека, а сам мёд с успехом использовался нашими предками и как вкусный продукт, и как лекарство при самых различных заболеваниях.
2) Виды мёда.
Я узнал, что натуральным пчелиным мёдом называется сладкое, вязкое и ароматическое вещество, которое пчелы вырабатывают из нектара растений, а также из медвяной росы (сладкая жидкость, выделяемая клетками растений) или пади (жидкость, выделяемая тлями). Натуральный мёд может быть цветочным, смешанным, падевым и купажированным.
Состав мёда зависит от региона, в котором его получают.
Цветочный мёд получают при переработке пчелами нектара растений. Он бывает монофлерным (с цветка одного растения) и полифлёрным (с цветков нескольких растений).
Среди цветочных монофлерных медов наибольшее распространение имеют:
Акациевый мёд. Он производится из цветков белой акации. Цвет его от белого до золотисто-желтого. Этот мёд обладает очень нежным вкусом и пикантным ароматом. Кристаллизируется медленно. Принадлежит к одним из самых лучших сортов.
Гречишный мёд обладает своеобразным острым вкусом и приятным ароматом, по которому его легко отличить от других сортов.
Липовый мёд - лучший из сортов. У него сильный и приятный аромат цветущей липы. Цвет липового мёда белый, даже прозрачный.
Падевый мёд образуется при переработке пчелами медвяной росы и пади, которые они собирают со стеблей и листьев растений.
Смешанный мёд состоит из смеси цветочных или падевых медов.
Обычно такой мёд называют по месту сбора:
горный
луговой
степной
лесной
Купажированный мёд получают при смешивании различных сортов меда.
Купажирование меда делают только на специальных мёдорасфасовочных предприятиях для улучшения товарного вида. Мед тщательно перемешивают вручную или с помощью механических мешалок.
Вывод: большая протяженность нашей страны с севера на юг и с запада на восток создает условия для произрастания различных медоносных растений. Мёд из различных регионов, отличается по происхождению.
3) Состав мёда.
Исследования химического состава пчелиного мёда установили, что он представляет собой сложную смесь. Главной составной частью меда является глюкоза и фруктоза. Количество основных веществ зависит от сорта мёда.
Кроме углеводов, в состав мёда входит целый ряд ферментов (это особые органические вещества). Из минеральных веществ в состав мёда входят соли кальция, магния, натрия, железа, серы, йода, хлора, фосфора. Мед содержит и целый ряд микроэлементов: марганец, кремний, алюминий, бор, хром, медь, барий, никель, свинец, олово, цинк и другие. Кроме того, в состав мёда входит много органических кислот: яблочная, винная, лимонная, молочная, щавелевая и ряд витаминов.
Употребление мёда в пищу ускоряет лечение многих заболеваний.

Вывод: в состав мёда входят практически все химические соединения, необходимые для нормальной работы человеческого организма.
4) Способ получения мёда.
Добывание мёда – старинный славянский промысел. Он назывался бортничеством, а люди, занимавшиеся им – бортниками. Бортники берегли старые толстые деревья, в которых были дупла, и сами выдалбливали отверстия – борти, устраивая в них склады для медовых запасов.
По способу извлечения мёда он может быть:
- Сотовым
- Секционным
-Прессованным
-Центробежным
Сотовый мёд – это мёд, который реализуется в сотах как магазинных, так и гнездовых рамок.
Секционный мёд – это сотовый мёд, заключенный в специальные секции, стенки которых обычно изготавливают из тонкой фанеры или пищевой пластмассы.
Прессованный мёд получают только в том случае, когда не представляется возможным откачать его на медогонке. Это мёд, собранный пчёлами с вереска. При прессовании (отжатии) этого мёда пчеловод вынужден нарушать целостность отстроенных доброкачественных сотов.
Центробежный мёд – это мёд, полученный при откачивании на медогонке.
Особенно высоко ценятся сотовый и секционный мед.
Вывод: в современных условиях существует множество способов извлечения мёда. Но самым эффективны является производство центробежного мёда.
5) Советы медиков.
О том, насколько полезен мёд, можно узнать у медиков. Их мнения однозначны.
Мёд – это полезный продукт. Он может употребляться всеми, кроме детей до года. А также аллергикам, у которых возникает реакция на пыльцу медоносных растений. Активно мёд можно употреблять при заболеваниях органов дыхания. Вместе с мёдом употребляйте барсучий жир или молоко. В чистом виде кушайте мёд по 100-140 грамм в сутки. Можно делать ингаляции.
Вывод: от мёда больше пользы, чем вреда. Мёд как природное лекарство можно применять очень широко.
6) Использование мёда.
Благодаря своим уникальным свойствам мёд широко используется человеком. Вот, например, в кулинарии при замене медом сахара наполовину в тесте, кол-во изделий увеличивается, а их вкус улучшается. Мёд вводят в пряники, различные виды печенья, кексы, торты. При изготовлении конфет, карамели мёд задерживает кристаллизацию сахара. Мёд включают во фруктовые начинки и молочные конфеты, леденцы. Мёдом подслащивают каши, творог.
И в косметологии мёд нашёл широкое применение. Медовые маски, обертывания и массажи включаются в услуги различных салонов красоты. Мёд способствует обновлению клеток кожи, поэтому маски для рук и лица являются очень популярными сегодня. Шампуни, кондиционеры, а также краски для волос, в состав которых входит мёд, пользуются сегодня особой популярностью. Мёд быстро проникает в кожу, обладает одновременно антибактериальными и другими важными косметическими свойствами.. Вывод: благодаря своему богатому химическому составу мёд благоприятно влияет на организм человека и широко им используется.

3. Мои исследования
1)Изучая состав мёда, я узнал, что в мёде содержится целый ряд микроэлементов: марганец, кремний, алюминий, бор, хром, медь, барий, никель, свинец, олово, цинк и другие. А главной составной частью меда является глюкоза и фруктоза. Я решил удостовериться, что это так. Но я решил усложнить свои исследования. Взял для исследования 2 вида мёда: домашний и купленный в магазине. Вместе с учителем химии мы провели опыт на определение глюкозы в мёде. Чтобы не запутаться, пронумеровал пробирки: 1- домашний,2- магазинный. 1) Сначала я взял одну часть мёда и растворил его в двух частях дистиллированной воды. Цвет воды отличается/более яркий цвет в домашнем мёде/ Вывод: цвет воды отличается/более яркий цвет в домашнем мёде, в пробирке №2/
Затем, при помощи медицинского шприца, налил в пробирки 1 мл раствора мёда и 2мл раствора щёлочи. После этого добавил несколько капель раствора сульфата меди. Получил осадок синего цвета, который перешёл в раствор ярко-синего цвета. Вывод: раствор ярко-синего цвета вновь в в пробирке №2.
Содержимое пробирок подогрели. Раствор изменил цвет на жёлтый, а затем появился осадок. Вывод: раствор ярко-коричневого цвета вновь в в пробирке №2/
Вывод: наш опыт удался.
Действительно, в мёде содержатся микроэлементы. Значит, он действительно полезен. Домашний мёд более полезен, чем магазинный
2)Проверить, какой мед настоящий, я решил с помощью опытов.
Первый опыт с мёдом.                                    
Если набрать мед ложкой,  и последняя капля подтянется к ложке, значит мед – настоящий.
Опыт с мёдом и кусочком. 
Если в мед на некоторое время  положить кусочек хлеба, и хлеб затвердеет – это настоящий мед.
Опыт с мёдом и химическим карандашом.   
Нужно размазать мед на бумажке, и на медовой полоске нарисовать что – нибудь  химическим карандашом. Если рисунок станет синим, значит, мед не настоящий.
Опыт с медовой водой и йодом.                
Если в сладкую медовую воду капнуть йод и вода станет синей – мед не настоящий.                                                                                 
Опыт с медовой водой и уксусом            
Если в медовую воду добавить уксус и вода зашипит, то в мед был добавлен мел.
Вывод: я теперь знаю и могу сам определять, настоящий ли мёд.
Практический результат: Таким образом, в ходе исследования я убедился, что мед, который мы едим в семье – настоящий, а значит - полезный.
3)Беседа с врачом
О том, насколько полезен мёд, я решил побеседовать с врачом из нашей школы Мусиной Эльмирой Хатимовной .
Я задал несколько вопросов.
Побеседовав я узнал, что мёд действительно уникальное природное средство, которое является не только вкусным продуктом, но ещё и лекарством. Его пользу для человека трудно переоценить. По моей гипотезе, мёд должен обладать и отрицательным свойством. Эльмира Хатимовна объяснила мне, что такое свойство действительно есть. Оно только одно. Мёд способен вызвать у человека аллергию. Но аллергию он может вызвать только у маленьких детей, у ещё не совсем окрепшего организма. Поэтому у таких деток, а это детки в возрасте до года, мёд применяют с крайней осторожностью.
После всего, что я узнал, я стал пить молоко с добавлением мёда. Такое лекарство прогревало больное горло, уменьшило боль и кашель.
Во-вторых, я делал полоскание. Для этого в стакане тёплой кипяченой воды я размешивал чайную ложку мёда, и этим раствором полоскал горло. Такое лечение помогало снять воспаление в полости рта.
Для исследования в области косметологии я приготовил овсяную маску с добавлением мёда. Для этого я взял следующие компоненты: 1 чайную ложку овсянки, 1 чайную ложку молока, 1 ложку мёда.
Всё смешал и нанес эту смесь на лицо одноклассников Через 15 минут мы смыли маску и протерли кожу лица
Такую маску можно делать в течение месяца, один раз в неделю, Кожа после такой маски хорошо увлажненная, улучшается цвет лица.
Для исследования в области кулинарии мы с учителем обратились к одноклассникам. В течение месяца одноклассники приносили в школу кулинарные фантазии. Всё было очень вкусно. Приведу в пример один из рецептов : Мы взяли 2 больших яблока, 0,3 ст. меда (4ст.л - полные), 1ст. сахара, 2ст.л коричневого сахара,1,5ст. муки, 100гр. сливочного масла или маргарина, 2 яйца, 3ст.л лимонного сока, 1ч.л тертой цедры лимона, 1п.разрыхлителя и щепотку соли.
Яблоки мы очистили от кожуры, убрали сердцевину и нарезали небольшими кусочками. В сотейнике смешали мёд и лимонный сок, поставили на средний огонь. Когда масса стала закипать, всыпали в неё нарезанные яблоки. Проварили яблоки на среднем огне около 15 минут. Сняли с огня и оставили остывать. Для теста взбили яйца с сахаром и коричневым сахаром, добавили соль, цедру лимона и растопленное масло. Добавили муку и разрыхлитель. Тщательно перемешали. Форму смазали маслом и вылили в неё тесто. Шумовкой достали яблоки из сиропа и разложили их по тесту. Форму поставили в разогретую духовку ( 180C) на 40 минут. Готовый пирог полили сиропом и дали остыть в форме. Пирог получился очень вкусным, с ароматом лимона и вкусом мёда.
4.Заключение
Работая над проектом я узнал огромное количество полезной информации. До начала работы я считал, что мёд, как и множество продуктов сегодня, может принести организму человека как пользу, так и вред. Но в процессе моей работы моя гипотеза подтвердилась лишь частично. Мёд - уникальный продукт. И он приносит намного больше пользы, чем вреда. Изучая литературу, я узнавал и открывал для себя много интересных фактов.
Мой интерес к этой теме вырос. Я решил провести анкетирование среди учеников 2-4 классов, чтобы выяснить, любят ли ребята мёд и, если любят, то какой, мёд для них это вкусный продукт или лечебное средство? Их ответы меня порадовали. Оказалось, что большинство ребят, как и я, просто обожают мёд. И многие считают, что мёд - это лечебное средство. Значит, они употребляют его, когда болеют. А это замечательно. Ведь употребление мёда в пищу во время болезни, ускоряет процесс выздоровления.
Я планирую продолжить свои исследования. Меня очень интересует использование мёда в медицине. Я мечтаю стать сильным и здоровым человеком. Поэтому эта тема для меня является очень важной.
А сейчас, на данном этапе работы, я могу сделать некоторые выводы:
Пчёлы появились задолго до первобытного человека, а сам мёд с успехом использовался нашими предками и как вкусный продукт, и как лекарство при самых различных заболеваниях.
Большая протяженность нашей страны с севера на юг и с запада на восток создает условия для произрастания различных медоносных растений. Мёд из различных регионов отличается по происхождению.
В состав мёда входят практически все химические соединения, необходимые для нормальной работы человеческого организма.
В современных условиях существует множество способов извлечения мёда.
От мёда больше пользы, чем вреда. Мёд как природное лекарство можно применять очень широко.
Благодаря своему богатому химическому составу мёд благоприятно влияет на организм человека и широко им используется.
5.Литература
1.«Пасека, пчёлы и мёд» М.К. Шевчук.
2.«Технология продуктов пчеловодства» В.А.Темнов Издательство   «Колос» Москва—1967
3.«Пчеловодство» П.П.Максимов М. : Учпедгиз, 1962.
4.«Большая иллюстрированная энциклопедия Кирилла и Мефодия» - 2006 г.
5.«Что есть что. Школьная энциклопедия.» 1996-2000 «Пчёлы»



Приложение 1

Вывод: Благодаря своему богатому химическому составу мёд благоприятно влияет на организм человека и широко им используется.
Приложение 2
Проверка мёда
Первый опыт с мёдом.                                    
Если набрать мед ложкой,  и последняя капля подтянется к ложке, значит мед – настоящий.
Опыт с мёдом и кусочком. 
Если в мед на некоторое время  положить кусочек хлеба, и хлеб затвердеет – это настоящий мед.
Опыт с мёдом и химическим карандашом.   
Нужно размазать мед на бумажке, и на медовой полоске нарисовать что – нибудь  химическим карандашом. Если рисунок станет синим, значит, мед не настоящий.
Опыт с медовой водой и йодом.                
Если в сладкую медовую воду капнуть йод и вода станет синей – мед не настоящий.                                                                                 
Опыт с медовой водой и уксусом            
Если в медовую воду добавить уксус и вода зашипит, то в мед был добавлен мел.
Вывод: я теперь знаю и могу сам определять, настоящий ли мёд.
Приложение 3
Кулинарные рецепты
Приведу в пример один из рецептов : Мы взяли 2 больших яблока, 0,3 ст. меда (4ст.л - полные), 1ст. сахара, 2ст.л коричневого сахара,1,5ст. муки, 100гр. сливочного масла или маргарина, 2 яйца, 3ст.л лимонного сока, 1ч.л тертой цедры лимона, 1п.разрыхлителя и щепотку соли.
Яблоки мы очистили от кожуры, убрали сердцевину и нарезали небольшими кусочками. В сотейнике смешали мёд и лимонный сок, поставили на средний огонь. Когда масса стала закипать, всыпали в неё нарезанные яблоки. Проварили яблоки на среднем огне около 15 минут. Сняли с огня и оставили остывать. Для теста взбили яйца с сахаром и коричневым сахаром, добавили соль, цедру лимона и растопленное масло. Добавили муку и разрыхлитель. Тщательно перемешали. Форму смазали маслом и вылили в неё тесто. Шумовкой достали яблоки из сиропа и разложили их по тесту. Форму поставили в разогретую духовку ( 180C) на 40 минут. Готовый пирог полили сиропом и дали остыть в форме. Пирог получился очень вкусным, с ароматом лимона и вкусом мёда.
Приложение 4
Лечебные рецепты
От простудных заболеваний
Выжать сок 1 лимона. Добавить 100 г меда. Принимать перед сном. Запивать теплым чаем.
Сок хрена и мед в равных пропорциях смешать и принимать по 1 ст. л. утром и вечером.
В отвар из ромашки (на 200 г воды 1 ст. л. высушенных цветов) добавить 1 ч. л. меда. Полоскать этим отваром горло. Так же можно смешать мед с отваром шалфея или мяты.
1 ст. л. кашицы из свежего чеснока смешать с 1 ст. л. меда. Принимать перед сном. Запивать теплой водой.
Натереть всё тело медом с солью и хорошенько попариться в бане.
На ночь выпить 1 стакан чая с 2 ч. л. меда, укутаться и пропотеть.
Смешать мед пополам с соком клюквы. Пить по 1/2 стакана 3 раза в день.
От кашля
В черной редьке вырезать воронку, добавить в дупло 1 ст. л. меда. Через некоторое время сок редьки смешается с медом. Образовавшийся настой можно принимать по 2 ст. л. за 20 минут до еды, по 3-4 раза в день.
Натереть на терке 1 луковицу, 1 яблоко. Добавить столько же меда, перемешать и принимать по 1 ч. л. по 5-6 раз в день.
При бронхите
Смешать 0,5 кг измельченного репчатого лука, 50 г меда, 400 г сахара, залить 1 л воды и поставить на огонь. Варить 3 часа на медленном огне. Остудить, принимать 4 раза в день по 1 ст. л.
Смешать 1 ст. л. меда, 30 г смальца, 1 ст. л. горячего молока. Принимать 3 раза в день.
Натереть редьку, отжать сок и смешать его с медом. Принимать по 2 ст. л. за 20 минут до еды 3-4 раза в день.
Смешать по 1 ст. л. подсолнечного масла, меда и коньяка (водки). Смесь разогреть при помешивании на пару, но не кипятить. Принять в один прием (залпом) и сразу лечь в постель под одеяло.
Зубчик чеснока и 1 ч. л. меда смешать и съесть, тщательно пережевывая. Повторить 3 раза в день.
При язве желудка
Растворить в стакане кипяченой воды 2 ч. л. меда и выпить за 2 часа до или через 3 часа после еды. Принимать 3 раза в день. Суточная доза меда - не более 3 ст. л. (в это время сладкое исключить). Курс лечения -1,5-2 месяца. При повышенной кислотности прием меда вызывает изжогу, поэтому принимать его надо с творогом или молоком. При пониженной кислотности медовый раствор принимать за 5-10 минут до еды.
Взять 100 г меда, по 0,5 стакана спирта и соков редьки, свеклы, моркови. Смешать, процедить через марлю, настоять в темном прохладном месте в течение 3 дней. Пить по 2-3 ст. л. 3 раза в день. Перед употреблением взбалтывать. Курс лечения - 5 дней.
При гастрите
При гастрите с повышенной кислотностью принимать мед, растворенный в холодной воде, 3-4 раза в день за 10 минут до еды. Курс лечения - 1-2 месяца. Суточная доза - 2-3 ст. л. меда.
Пить свежий сок картофеля по 1/2 стакана 3 раза в день, добавив 14 ст. л. меда, за 30 минут до еды. Курс лечения - 10 дней, потом повторить.
Развести 1 ст. л. меда в стакане холодной воды. Принимать за 10 минут до еды 3 раза в день. Полезно при гастрите с повышенной кислотностью желудочного сока. Курс лечения - 1-2 месяца.

Приложение 5
Анкетирование учащихся
Возраст учащихся Знаете ли выо том, что продукты пчеловодства очень полезны? Как вы думаете, загрязнениеокружающей среды влияет на жизнеспособность пчёл? Могут ли вредные вещества из окружающей среды попасть в мёд? Какие продукты пчеловодства вам известны?
да нет да нет да нет 7-8 лет Мёд, соты
9-10 лет Мёд, соты
Взрослые Мёд, прополис, яд, пыльца
Вывод: Из результатов анкетирования видно, что далеко не все продукты пчеловодства знакомы респондентам, самым знакомым и используемым из продуктов пчеловодства является мёд.
Анкета по проблеме «Мёд - вред или польза?»
Как вы считаете, пчела приносит пользу человеку?
Вы любите мёд?
Как часто вы употребляете мёд, или питаетесь им только при наступлении болезни?
Вы ели блюда при приготовлении которых использовали мёд?
Имеете ли вы аллергию на мёд?
Хотели бы вы иметь свою пасеку?
Как вы считаете, пчёлы могли бы нанести существенный вред человечеству?
Среди пчеловодов бытует такое предсказание, которое приписывают Альберту Эйнштейну: «Через 4 года после гибели последней пчелы на Земном шаре, погибнут и люди». Согласны ли вы с этим высказыванием?
(можно отвечать кратко – да или нет)