Инструкция для выполнения практической работы № 4 Анализ нормативной документации
ИНСТРУКЦИЯ
для выполнения практической работы № 4
Анализ нормативной документации
Дисциплина: Транспортная система
для специальности:
190701 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)
Разработал:
преподаватель А. В. Кузнецов
г. Воронеж, 2013
Тема: Анализ нормативной документации (при взаимодействии различных видов транспорта в смешенной перевозке)
Цели: Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса.
Правила выполнения практического занятия
1 Ознакомиться с теоретическим обоснованием практического занятия.
2 Оформить отчет.
3 Ответить на контрольные вопросы.
4 Сдать отчет по практическому занятию.
Теоретическое обоснование
Особенностью перевозок грузов в смешанном сообщении является то, что перевозки осуществляются по единому перевозочному документу, составленному на весь путь следования, хотя в таких перевозках участвуют несколько видов транспорта. Правовые отношения, участниками которых являются транспортные организации других видов транспорта, участвующие в перевозке в качестве контрагентов, возникают на основании единого договора перевозки, который заключает грузоотправитель с транспортной или экспедиционной организацией, принимающей груз к перевозке.
Впервые вопрос создания унифицированных норм при международных перевозках грузов в смешанном сообщении рассматривался на Стокгольмской конференции Международной торговой палаты в 1927 г. В Конвенции ООН о международной смешанной перевозке грузов, подписанной в 1980 г., определены понятия договора и оператора смешанной перевозки, содержание документа смешанной перевозки, порядок его выдачи, оговорки и его доказательная сила.
Документ смешанной перевозки товарораспорядительный документ, который является распиской в получении груза и подтверждает наличие договора смешанной перевозки. В соответствии с Конвенцией ООН о международных смешанных перевозках документ смешанной перевозки должен содержать следующие данные:
общий характер груза, маркировочные знаки, масса груза брутто и его количество, тип упаковки;
внешнее состояние груза;
наименование и основное место деятельности оператора смешанной перевозки;
наименование грузоотправителя или грузополучателя (если он назван грузоотправителем);
место и дата принятия оператором груза в свое ведение;
место и дата доставки груза;
указание, что документ является оборотным или необоротным;
' место и дата выдачи документа смешанной перевозки;
количество оригиналов документа смешанной перевозки;
провозные платежи, подлежащие уплате грузополучателем, и провозные платежи каждого вида транспорта;
указание валют, в которых производится уплата провозных плат;
маршрут перевозки, используемые виды транспорта и места перегрузки груза;
условия перевозки;
условия страхования и любые другие данные, о которых стороны могут договориться и включить в документ, если они не противоречат законам страны, в которой он выдается.
Основная работа по разработке документов, применяемых в смешанной перевозке, ведется ФИАТА и БИМКО. Ими разработаны следующие документы:
коносамент смешанной (мулыпимодальной) перевозки ФИАТА (Negotiable FIATA Multimodal Transport Bill of Lading FBL), который предназначен для использования экспедиторами, выступающими в роли оператора смешанной перевозки. Экспедитор, который выдает коносамент ФИАТА, является ответственным и за товары, и за их доставку грузополучателю, т.е. за выполнение перевозки. Таким образом, экспедитор берет на себя ответственность за всех перевозчиков и третьих лиц, привлеченных им для исполнения своих обязательств по договору. Разрешение на применение коносамента ФИАТА выдается секретариатом ФИАТА;
необоротная накладная смешанной перевозки (FIATA Way Bill FWB) документ, разработанный ФИАТА и предназначенный для использования экспедиторами в качестве удостоверения заключения договора смешанной перевозки;
COMBIDOC документ, разработанный БИМКО; как правило, используется оператором смешанной перевозки, эксплуатирующим морские суда (Vessel Operator Multimodal Transport Operator VO MTO);
MULTIDOC документ, разработанный Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), чюбы способствовать внедрению в практику Конвенции ООН о международных смешанных перевозках грузов. Документ включает в себя положения об ответственности, содержащиеся в Конвенции.
По своему содержанию документы COMBIDOC и FBL примерно идентичны, однако последний в большей степени отражает интересы грузоотправителей. Ордерный и оборотный характер этих документов, одобрение Международной торговой палатой, принятие банками в качестве расчетных документов, признанный авторитет разработавших их организаций позволяют применять оба этих документа в широких масштабах в качестве договоров перевозки грузов по варианту «от двери до двери».
Коносаменты перевозок грузов в смешанном сообщении предусматривают в своих условиях возможность их использования и при перевозке одним видом транспорта.
Кроме вышеперечисленных документов при осуществлении смешанных перевозок в международном сообщении используют документы, одобренные национальными ассоциациями экспедиторов для использования входящими в них экспедиционными организациями.
Экспедиторское поручение ФИАТА (FIATA Forwarding Instructions FFI документ, предназначенный для того, чтобы зафиксировать инструкции, полученные экспедитором от своего клиента. Экспедиторское поручение содержит условие продажи товара, условие страхового договора, инструкции по обращению с грузом, сведения о грузе, подлежащем доставке, страну происхождения товара, условия документарного аккредитива. Экспедиторское поручение разработано ФИАТА в соответствии с правилами стандартизации документов на международной основе.
Отправительская декларация на перевозку опасных грузов (Shippers Declaration for the Transport of Dangerous Goods FIATA SDT) документ, который грузоотправитель заполняет, подписывает и передает экспедитору при перевозке ОГ. В декларации грузоотправитель отмечает, действие какой конвенции ООН и каких международных правил по перевозке ОГ распространяется на передаваемый экспедитору груз. В декларации содержится конкретная информация о характере груза и классификация ОГ в соответствии с международными правилами их транспортирования. Декларация дает возможность экспедитору поступать с грузами в строгом соответствии с содержащимися в ней указаниями, чем облегчает его действия при работе с ОГ.
Экспедиторская расписка о приеме груза (Forwarders Certificate of Receipt FIATA FCR) является официальным подтверждением приема строго определенных товаров экспедитором, который несет ответственность за перевозку и доставку груза получателю. Экспедиторская расписка не является оборотным документом и выдается грузоотправителю экспедитором сразу после принятия груза последним. В основном экспедиторскую расписку применяют при продаже товаров на условии EXW. В этом случае она служит доказательством выполнения продавцом своих обязательств перед покупателем о поставке последнему товаров путем представления ему экспедиторской расписки. Экспедиторская расписка признана Международной торговой палатой в качестве платежного документа, поэтому при аккредитивной форме расчетов продавец, предъявив в банк выданную ему экспедитором экспедиторскую расписку, может получить причитающиеся ему платежи за проданные товары. Разрешение на использование экспедиторской расписки выдается секретариатом ФИАТА.
Транспортный сертификат экспедитора ФИАТА (Forwarders Certificate of Transport FIATA FCT) оборотный документ, удостоверяющий принятие под ответственность экспедитора определенной партии груза с обязательством ее отправки. Сертификат выписывается экспедитором и может быть выдан грузоотправителю немедленно после принятия экспедитором груза под свою ответственность для отправки. Транспортный сертификат экспедитора также признан Международной торговой палатой в качестве платежного документа, что позволяет грузоотправителю получить в своем банке платежи за проданный товар против предоставления транспортного сертификата экспедитора. Разрешение на использование транспортного сертификата экспедитора выдается секретариатом ФИАТА.
Складская расписка экспедитора ФИАТА (FIATA Warehouse Receipt FWR) унифицированный стандартный документ, предназначенный для использования при выполнении складских операций, осуществляемых экспедитором. Применение складской расписки определяется национальным законодательством и стандартными условиями торговых сделок. В большинстве случаев складскую расписку применяют вместо варранта (гарантии), поскольку она объединяет в себе подробные условия в отношении права держателя документа по индоссаменту, права собственности на товар, а также договора на представление складской расписки в качестве доказательства исполнения поставки товаров. Складская расписка не может служить товарораспорядительным документом, если в ней прямо не указано иное. Разрешение на использование складской расписки экспедитора выдается секретариатом ФИАТА.
Домашний коносамент (house bill of lading / house airway bill) коносамент на каждую отдельную партию груза, который выдает экспедитор грузоотправителю в случае, когда экспедитор выступает как перевозчик и предоставляет услугу по консолидации, укрупнению грузов, перевозимых морским или воздушным путем. Условия данного документа не единообразны, а определяются каждой экспедиционной организацией отдельно. В настоящее время документ не получил одобрения со стороны Международной торговой палаты.
Контрольные вопросы
1 Документ смешанной перевозки.
2 коносамент смешанной (мулыпимодальной) перевозки ФИАТА.
3 Экспедиторское поручение ФИАТА.
4 Экспедиторская расписка о приеме груза.
Список использованных источников
1 Аксенов И.Я. Единая транспортная система. - М.: Транспорт, 2008.
2 К.И.Плужников «Транспортно-эксплуатационное обслуживание. М.,АСМАП, 2007.
3 Контейнерная транспортная система. Под редакцией Л.А. Когана. М.,Транспорт, 2006.
4 Троицкая Н.А. и др. Единая транспортная система. – М.: ACADEMA, 2007.
5 Страхование ответственности автоперевозчиков и экспедиторов.Ингосстрах, 2007.
6 Транспортная логистика. Под ред. Л.Б.Миротина. МАДИ, 2006.
7 О.В.Сиваков Транспортное право. М. Былина, 2006.
8 Шишков. Экспедиционное обслуживание предприятий и организацийавтомобильным транспортом. М, Транспорт, 2007.
9 Сборник: Основные документы при выполнении международныхперевозок. М., АСМАП,2008.
10 Правила централизованного завоза-вывоза грузов с железнодорожных станций. Письмо МПС РФ от 14.05.93 № С-405у АК-7 ЦМ-180.
11 Федеральный закон от 14.05.93 № С 405.
12 Гарабурды В.Г и др. Единая транспортная система. - М.: Транспорт, 2007.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815
Заголовок 215