Конструкт по окружающему миру на тему Из книжной сокровищницы Древней Руси
Конструкт пробного урока окружающего мира
по производственной практике по ПМ.01«Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 36
Боярских Виктории Сергеевны
Дата: 17.02.15.
ОО: МАОО СОШ №40.
Класс: 4 «Г».
ФИО учителя класса: Попова Татьяна Владимировна.
ФИО методиста: Казанцева Людмила Валерьевна.
УМК: Школа России. Подпись _____________________
Тема урока: Из книжной сокровищницы Древней Руси.
Планируемые результаты:
Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку «Окружающий мир», проявляют уважительное отношение к культурному наследию нашей страны.Метапредметный: обучающиеся демонстрируют личностные УУД: самоопределение; действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Предметный: обучающиеся знают о возникновении славянской азбуки, появлении и развитии письменности на Руси, имеют представление о рукописных книгах Древней Руси, знают, то такое инициал и миниатюра.
Цель: формирование знаний о распространении письменности на Руси, формирование представлений о процессе создания рукописной книги.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать у обучающихся интерес к уроку «окружающий мир», и уважительное отношение к культурному наследию нашей страны.
Развивающая: способствовать развитию личностных УУД: самоопределение; действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Способствовать развитию регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Способствовать развитию коммуникативныхУУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Способствовать развитию познавательных УУД: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Образовательная: формировать у обучающихся знания о возникновении славянской азбуки, появлении и распространении письменности на Руси, дать представление о рукописных книгах Древней Руси, процессе их создания, и дать представление понятий инициал и миниатюра.
Принципы обучения и воспитания
Принципы воспитания
Создание положительного эмоционального подъёма
Воспитание через взаимодействие
Принципы обучения
Принцип наглядности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип доступности
Принцип целостности
Принцип минимакса
Принцип деятельности
Принцип психологической комфортности
Методы обучения и воспитания
Методы воспитания
Методы формирования соц. опыта:
педагогическое требование.
Создание ситуации успеха.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
Поощрение.
Методы обучения
По источнику получения знаний:
Словесные: беседа, работа с книгой
Наглядные: демонстрация
По дидактическим целям:
Метод взаимной проверки и оценки знаний.
По уровню включения в продуктивную деятельность:
Проблемное изложение изучаемого.
Методы организации учебно – познавательной деятельности:
Словесные.
Методы самостоятельной работы.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оснащение
Средства обучения:
Демонстрационные:
Карточки с самостоятельной работой.
Словарь Ожегова.
Презентация Microsoft PowerPointРаздаточный материал.
Индивидуальные:
Рабочая тетрадь
Учебник
Ручка
Карандаш
Информационные источники
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025287-4.
Программы общеобразовательных учреждений Окружающий мир: Программа.1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1-4 классы /
Учебник: Окружающий мир. 4 класс, 2 часть .А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова – М.: Просвещение, 2013.
Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по окружающему миру.
http://festival.1september.ru/articles/615720/ Электронный ресурс. Из книжной сокровищницы Древней Руси.
http://prostatitusnet.ru/uchebnoe/1-kurs/iz-knizhnoi-sokrovishhnitsy-drevnei-rusi/ Электронный ресурс. Из книжной сокровищницы Древней Руси.
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий.
Структура урока
Самоопределение к деятельности (Орг. момент). 1 – 2 мин
Актуализация опорных знаний и способов действий. 10-12 мин
Постановка учебной задачи. 4 – 5 мин
«Открытие нового знания» (построение выхода из затруднения). 15 – 20 мин
Первичное закрепление. 3 – 4 мин
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 4 – 5 мин
Информация о домашнем задании. 1-2 мин.
Рефлексия деятельности (итог урока). 2 – 3 мин
Эскиз доски.
Семнадцатое февраля.
Классная работа.
Ход урока
Этапы урока, задачи работы Методы и приемы обучения и воспитания Деятельность учителя, обучающихсяПланируемый результат с учетом формируемых УУД
1.Самоопределение к деятельности (Орг. момент).
Задача: включить обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне. Педагогическое требование, психологический приём. - Добрый день, ребята! Сегодня я у вас проведу урок окружающего мира. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Для того чтобы передать свое хорошее настроение друг другу, повернитесь к соседу по парте и улыбнитесь, - это поможет лучше работать нам на уроке. Садитесь, пожалуйста. Личностные УУД: самоопределение; Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.
2. Актуализация опорных знаний и способов действий.
Задача: повторить изученный материал, необходимый для открытия нового знания, выявить проблему. Поощрение, объяснение, по-вторение,созда-ние ситуации успеха, формирование
готовности к восприятию.
-Итак, скажите, пожалуйста, какую тему вы изучали на прошлом уроке? (Страна городов)
-Ваше домашнее задание заключалось в том, что нужно было пересказать о Древнем Киеве и о Древнем Новгороде. Кто желает выйти и рассказать о Древнем Киеве?
-К доске выходит Николай, а остальные выполняют тест, кто справился с тестом слушает того, кто выступает.
1. Первые древнерусские города представляли собой поселки-… . (крепости)
2. Как назывался центр древнего русского города? (Кремль)
3. Какое слово произошло от слов «городить, огораживать»? (Город)
4. У какого озера стоит город Новгород? (Ильмень)
5. Центр древнерусского города назывался… (Кремль)
6. На берегах какой реки расположился Великий Новгород? (Волхов)
7. Как назывались заостренные палочки для письма на бересте? (Писало)
8. Богатый торговец, владелец торгового предприятия. (Купец, гость)
9. Березовая кора, которую использовали для письма. (Береста)
10. Кто жил в Новгороде? (Бояре, купцы, ремесленники, люди, иностранцы, священники).
-Хорошо, у кого-нибудь дополнения есть?
-Дополнений нет, я ставлю тебе оценку «5», так как пересказ был точен и близок тексту. Теперь к доске выходит, Катя, и она нам расскажет о Древнем Новгороде.
-Молодцы, Коля и Катя, вы хорошо подготовились к пересказу. А мы продолжаем, откройте рабочую тетрадь на странице 18 и выполните задание под №3. Ваша задача прочитать только с ответом «да» (Древним Новгородом управляли посадники). Регулятивные УУД: волевая саморегуляция;
оценка - выделение и осознание, что усвоено и что еще подлежит усвоению.
Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД: смыслообразование.
3. Постановка учебной задачи.
Задача: обсудить затруднение, проговорить цель урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. Беседа, демонстрация, поощрение,частично –поисковый, -Хорошо, верно ответили.
- Мы повторили, что Древнюю Русь назвали Гордарикой, т.е. страной городов, а ещё знаем, что на Руси было много книг. Но ведь печатного станка в то время ещё не было. Но мы знаем, что печатный станок был изобретен Иоанном Гутенбергом в средние века, но это было еще в 1445 году. Тогда как создавали книги? И кто справлялся с такой сложнейшей задачей – снабжать храмы, церкви, монастыри, княжеские терема и дома знати книгами?
- Тогда, кто может предложить название для темы урока.
-Хорошо, тема нашего урока звучит так: « Из книжной сокровищницы Древней Руси».
- Какое слово для вас кажется незнакомым? (ответы детей)
Сокровище - драгоценность, дорогая вещь. А что является сокровищем для вас? А что такое сокровищница?
-Давайте обратимся к Толковому словарю Ожегова и найдем значение слова сокровищница. Сокровищница - это место хранение чего-нибудь очень ценного.
- Ребята, а знаете ли вы, что книги появились очень давно. Первые книги стоили очень дорого и обращались с ними как с произведением искусства. А как вы думаете, почему?
-Верно, их писали люди вручную. Были рукописные книги.
-Предлагаю составить план нашего урока. Какие задачи мы с вами можем перед собой поставить?
-Что для начала нам нужно узнать? Знаем ли мы, кто является создателем славянской письменности? Значит, какую поставим перед собой задачу?
(1.Кто создал на Руси славянскую письменность?)
-Верно, что еще мы должны узнать? Должны ли мы узнать процесс создания книги в Древней Руси? Тогда сформулируйте полно задачу.
2.Узнать о процессе создания книг в Древней Руси.
–Что еще вам хотелось бы узнать? Хотелось бы узнать, почему книги являлись сокровищем для нас?
3. Выяснить, почему древние рукописные книги являются сокровищем.
-А как вы думаете, сохранились ли древние рукописные книги? Значит, какую мы можем поставить задачу перед собой?
4. Узнать, сохранились ли до наших дней древние рукописные книги.
-Посмотрите, как много задач мы с вами поставили перед собой, как нам нужно будет работать, чтобы успеть все узнать? (дружно, не отвлекаться).
Личностные УУД: самоопределение; действие смыслообразования; Регулятивные УУД: целеполагание; Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные УУД общеучебные: поиск и выделение информации
4.«Открытие нового знания» (построение выходи из затруднения).
Задача: решить устно задачу и обсудить её решение, зафиксировать новый алгоритм в языке и знаково. Беседа, стимулирование занимательным материалом, час-тично-поисковый, объяснение, демонстрация, поощрение. -Итак, что у нас первым в пункте плана, прочитайте, пожалуйста. (1.Узнать, кто создал славянскую письменность.).
-Для того, чтобы узнать, кто создал славянскую письменность, прочитайте внимательно информацию, которую я для вас приготовила и будьте готовы отвечать на вопросы.
Однажды Византийский император пригласил ученого-монаха Кирилла и сказал ему:
«Обратились ко мне славяне с просьбой, прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа». Кирилл ответил ему: «Хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для своего языка».
– Чем отличаются буквы и звуки? Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим.
Оказывается, буквы, приспособленные обозначать славянскую речь на письме, были в виде специальных знаков, которые было неудобно использовать при записи своей речи. Кирилл, зная греческий и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита. В работе над ней ему помогал старший брат Мефодий. Назвали азбуку в честь Кирилла – Кириллицей.
-Я вижу, что вы уже прочитали, давайте отвечать на вопросы.
– Кто и с какой просьбой обратился к Византийскому императору? (Славяне, которые просили прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа»)
– Кто создал первую славянскую азбуку? (Кирилл создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита).
– Кто помогал Кириллу в работе над азбукой? (Старший брат Мефодий).
-Вот мы с вами и узнали, кто создал славянскую письменность на Руси.
- Оказывается, существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица.
-Первой появилась глаголица. Давайте рассмотрим внимательно эту азбуку.
-Посмотрите, какие сложные знаки, обозначали буквы. Как вы думаете, сложно ли было людям писать при помощи данных знаков? Действительно, это было сложно и не удобным в написании, поэтому появилась кириллица, которая была боле е удобна в написании.
Давайте познакомимся с некоторыми буквами глаголицы. Рассмотрите иллюстрацию (аз и буки).
-Буква а – в IX веке ее называли «аз».
Буква «бэ», в IX веке ее называли «буки».
-А теперь их соедините. Какое слово получилось? (азбука)
- Почему алфавит в Древней Руси называли азбукой? (По названию первых букв).
– Как вы считаете, почему алфавит в Древней Руси называли азбукой? (По названию первых букв). Эта азбука называлась глаголица. Известно, что слово глагол переводится как «слово», «речь». С помощью глаголицы можно было записать устную речь.
-В настоящее время мы пользуемся другой азбукой – кириллицей. Она была создана Кириллом в 863 году.
-В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая Лампада – знак вечной памяти.
(рассматриваем памятник).
-Что вы сейчас узнали нового? (узнали создателя славянской письменности и виды азбук)
-Сегодня я предлагаю вам отправиться в виртуальное путешествие и перевоплотиться на время урока в исследователей. Кто такие исследователи? Вам хотелось бы отправиться в Древнюю Русь и попытаться там увидеть, даже «подсмотреть», например, как создавалась рукописная книга? Теперь посмотрите на доску и прочитайте 2 задачу. Для того, чтобы узнать процесс создания книги в Древней Руси предлагаю поделиться на группы. Давайте представим, что первый ряд от окна будет «подсматривать» и исследовать, чем писали книги и, какое у них было оформление. Исследователям, сидящим во втором ряду, нужно будет узнать, на чем пишут и на каком материале. Исследователям, сидящим на третьем ряду, нужно узнать, как происходит процесс переписывания и кем он осуществляется? Чтобы стать настоящими исследователями, необходимо обладать качествами, наличие которых помогает делать открытия. А какими качествами должен обладать исследователь?-внимательность-наблюдательность
-уметь точно и быстро фиксировать полученную информацию.- Правильно, к сожалению, наше путешествие будет не долгим, оно будет длиться всего15 минут. Вам нужно будет все зафиксировать в таблицу, предложенную мной и затем выступить и рассказать остальным группам исследователей, что вы узнали. Если возникнут трудности или неточности, можно обратиться ко мне. Юные исследователи, наше путешествие заканчивается, давайте будем предоставлять отчет. Выступает первая группа исследователей, остальные внимательно слушают.
-Первой группе исследователей нужно узнать, чем писали книги и их оформление.
Данную информацию вы можете найти в учебнике и в дополнительной литературе.
Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь.
Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей, руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным, перочинным, ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.
Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и чёрных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали её в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишнёвый клей, квас, мёд и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Поскольку книга стоила дорого, её берегли. Для защиты от механических повреждений делали переплёт из двух досок, обтянутых кожей и имевших застёжку на боковом срезе.
Иногда переплёт оковывали золотом и серебром, украшали драгоценными камнями. Такие металлические переплёты называют окладами. Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку – небольшую орнаментальную композицию, часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела.
-Скажите, пожалуйста, важно ли было оформление книги или же все же важнее было ее содержание?
-Содержание книги было очень ценным.
-Кто-нибудь пробовал писать пером , трудно ли это?
-Второй группе исследователей нужно узнать, на чем писали и на каком материале.
Данную информацию можно найти в учебнике и так же в дополнительной литературе.
Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоёмким.
Материалом для них служил пергамен (или пергамент) – кожа особой выделки.
Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Её очищали от шерсти и тщательно промывали. Затем натягивали на рамки, посыпали мелом и чистили пемзой. Выделанную кожу разрезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов. Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества листов, на одну книгу требовалось от 10 до 30 шкур животных – целое стадо!
По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV-XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.
-Выслушав команду исследователей, легко ли было изготовлять пергамент?
-Третьей группе исследователей нужно узнать, как происходит процесс переписывания и кем он осуществлялся.
-Информацию вы можете найти в дополнительной литературе.
Создание рукописи - это тяжёлый и изнурительный труд. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и тёмную половину дня, когда писали при свечах или лучинах. Писец Григорий писал Остромирово Евангелие почти семь месяцев. За день он успевал написать не более 3 страниц. Успешное окончание книги было праздником. Радуясь, писец оставлял в конце книги, например, такую запись: «Яко же радуется жених о невесте, тако радуется писец, видя последний лист».
Приступая к работе, писец брал стопу пергаменных листов и тщательно линовал их с помощью шильца. Рукописи большого формата писали в два столбца. В каждом столбце по 18 строк. Так написано и Остромирово Евангелие. На сегодняшний день - самая старая из сохранившихся рукописных книг Древней Руси.
Первую, заглавную букву в тексте –"инициал" –писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа. Обычно инициал был красным. С тех пор говорят –"писать с красной строки".
Древние рукописи иллюстрировали и заботливо украшали. Их называли «цветоносными», так как для рисунков русские мастера использовали многие цвета, а в Европе в основном только красный. Выполненные от руки иллюстрации (рисунки) называются миниатюрами —от латинского слова «миния», которым древние римляне обозначали красную краску. В живописи означает исполненную красками небольших размеров картинку, книжную заставку, концовку. Делали миниатюры особые мастера — художники миниатюристы.
Над одной книгой работали много лет. И работал над ней очень грамотный человек, обладающий красивым почерком. Работал не только один человек, а много.
В настоящее время искусство оформления книг сохранилось. Во многих книгах есть заставки в начале произведения, концовка в конце произведения, красиво оформленная первая буква.
Книги были очень дорогими. И чтобы спасти книги во время пожара их бросали в колодцы или в воду. В воде книги не портились, благодаря толстым переплетам и плотным застежкам. Когда их вынимали, их просто сушили.
Рассмотрение заглавных букв
-Давайте с вами представим, что мы песцы и нам следует переписать книгу, смогли бы мы?
-Рассмотрите внимательно заглавные буквы (инициалы), которые я вам сейчас продемонстрирую.
- Какие молодцы, вы столько всего «увидели», узнали, записали. Вы сегодня были настоящие исследователи!
-Мы столько сейчас нового и интересного узнали, я думаю, что мы сможем ответить с вами на 3 задачу.
Прочитайте ее, кто попробует ответить?
Выяснить, почему древние рукописные книги являются сокровищем.
-Совершенно верно, …
-Все ли мы с вами решили задачи? Прочитайте последнюю задачу.
4. Узнать, сохранились ли до наших дней древние рукописные книги.
-Да, рукописные книги сохранились. Сейчас они хранятся в музеях, выставляются на показах очень редко, им обеспечивается постоянная температура и влажность, чтобы их для потомков сохранить. В древности книгами обеспечивались храмы, монастыри и т.п. У князей были целые библиотеки книг.
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция;
оценка - выделение и осознание, что усвоено и что еще подлежит усвоению.
Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД: смыслообразование.
Познавательные УУД общеучебные: поиск и выделение информации.
логические:построение логической цепи рассказа.
5. Первичное закрепление.
Задача: проговорить новое знание, записать в виде опорного сигнала, решить типовые задания на новый способ действия.
Беседа - Ребята, давайте вернёмся к нашим задачам. Посмотрите на них внимательно, смогли ли мы их решить?
- Что помогло решить задачи? Что мешало? Как вам работалось в группе, когда мы отправлялись с вами в путешествие? Понравилось ли вам быть исследователями?
Личностные УУД: самоопределение.
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Задача: способствовать тому, чтобы каждый из обучающихся сделал вывод о том, что он уже умеет, создать мотивацию на успех каждого ребёнка. Поощрение, создание ситуации успеха, метод самостоятельной работы, метод взаимной проверки и оценки знаний.
- Чтобы проверить, как мы усвоили сегодня знания, давайте выполним небольшой тест, который лежит у вас на партах. Подпишите имя с фамилией на листе в верхнем левом углу.
Тест
Памятник Кириллу и Мефодию открыт, потому что:
а) они создатели славянской азбуки;
б) они являются первопечатниками.
Кириллица – это:
а) азбука азиатских народов;
б) славянская азбука.
Летописец – это:
а) монах, который записывал историю страны;
б) человек, который писал летние пейзажи.
Пергамент – это:
а) особым образом выделанная кожа для письма;
б) оберточная бумага.
Первая славянская азбука была разработана в:
а) IX веке; б) X веке; в) XI веке.
Братья Кирилл и Мефодий жили:
а) на Руси; б) в Византии; и) у варягов.
-А теперь поменялись тестами с соседом по парте, будем проверять. Я буду говорить правильный ответ, а вы отмечаете знаком плюс, если правильно и знаком минус, если ответ не верный.
- Поднимите руки те, у кого все ответы верны.
- Молодцы, сегодня вы смогли усвоить материал, который мы сегодня изучали.
Познавательные УУД: общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Информация о домашнем задании.
Задача: дать инструктаж домашнего задания. Педагогическое требование - Откройте дневники. Запишите, пожалуйста, домашнее задание: прочитать текст на стр. 55-58 учебника и подготовиться к пересказу. А так же творческое задание: нарисовать инициал в стиле древней кириллицы так, как это делали в книгах первой буквы вашего имени. Личностные УУД: самоопределение
Рефлексия деятельности (итог урока).
Задача: способствовать осознанию обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Поощрение -Ребята, наш урок подошел к концу. Давайте с вами подведем итог урока.
-Что нового вы узнали? Что полезного? Почему в Древней Руси книги считались сокровищами?
-Благодарю вас за урок! Спасибо за то, что были активны, дисциплинированны и хорошо работали на уроке.
Личностные УУД: самоопределение.