Урок «Боевое плавание» 7 класс

Урок «Боевое плавание»
7 класс

Тема: Итоговый урок по теме «Функции»
Цель урока:
1. Повторить знания по теме «ФУНКЦИИ».
2. Развивать интерес к предмету, показывать практические приложения темы.
3. Воспитывать критические отношения к своим знаниям, учить сравнивать, делать выводы.
Оборудование:
стенд «Путешествие по стране Математика», справочник штурмана, кодоскоп, диафильм «Линейная функция», рисунок корабля, магнитные точки и флажки, магнитная координатная плоскость, доска с квадратной сеткой.
(смотри приложение № 1).
Ход урока
I Сообщение задачи урока.
Учитель: Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок, мы совершим с вами плавание на боевом корабле, будем принимать участие в боевых учениях. Где мы будем плавать? Это мы узнаем, если выполним задание 1.
II Выполнение заданий.
Задание 1.
Решение анаграммы.
Ффиицэоктне, аярпям, адчааз, аняиянийкцнфяи.
(коэффициент, прямая, задача, линейная функция)

Исключите лишнее слово. Что объединяет остальные слова?
Учитель: Сегодня мы будем путешествовать по функциям.
Назначаются капитан корабля, штурман, механик, боцман, моторист и остальные матросы.
Задание 2.
Учитель: Проверим, насколько вы знаете «район плавания». Прошу капитана и штурмана к нашей карте (стенд «Путешествие по стране Математика»), Они будут отвечать на вопросы по «району плавания» - функциям.
Вопросы:
Что называется функцией?
Как по-другому называется независимая функция?
Как по-другому называется зависимая переменная?
Что называется областью определения фуннкции7
5. Что называется множеством значений функций?
6. Какая функция называется линейной?
7. Что называется графиком функции?
8. Что является графиком линейной функции?
9. Какая функция называется прямой пропорциональностью?
10. Что является графиком прямой пропорциональности?
11. Когда графики 2 линейной функций:
а) пересекаются;
б) параллельны?

Задание 3.
Повторение понятия «функция».
Для успешного проведения учений каждому члену экипажа раздается по одному «навигационному прибору». Будет ли данная зависимость «ученик -> прибор» функцией?
Каждому по четыре резинки. Полученная зависимость «Член экипажа -> четыре резинки» функция?
На всех – один лист ватмана. Функция?

Задание 4.
Учитель. Итак, Вы готовы к учениям. Перед вами задача: начертить маршрут вашего движения на учениях, если путь описывается формулой у = 100 х.
(Один ученик чертит на листе ватмана).
Узнайте, на каком расстоянии от базы вы должны быть через 2 ч; 4 ч.
Через сколько часов вы будите на расстоянии 600 км, 800 км от базы?

Задание 5.
Работа с навигационными приборами.
С помощью двух взаимно перпендикулярных прямых (резинок) изображается координатная плоскость, остальные две резинки служат для изображения прямых, являющихся графиками функции.
На ваших приборах вы будите моделировать графики движения кораблей условного противника. Движение кораблей противника описывается прямой пропорциональностью, k < 0. Моделируем.
k > 0.
Движение описывается формулой у = 4.
у = 5 х; у = 5х + 4.
у = - 2 х; - 2х – 8.
Теперь моделируем движение нашего корабля и движение кораблей противника: а) наше движение задано формулой у = 6х, движение корабля противника у = 6х + 2. Встретятся ли корабли? б) наш у = 2 х, противника у = - 3 х - встретятся?

Задание 6.
Члены экипажа судна показали, что все они могут принять участие в боевых учениях.
Мы выходим в открытое море, наша задача обнаружить и уничтожить суда условного противника.
Но полундра! Вдруг отказали все бортовые системы корабля и навигационные приборы, а нам нужно срочно вычислить предполагаемы координаты точек встречи с судами противника. Нам известны формулы движения нашего судна и судна противника. Как узнать координаты точек встречи?
(Трое работают у доски, с места все получают индивидуальные задания).
1. у = 10 х – 8; у = - 3 х + 5.
2. у = 14 – 2,5 х; у = 1,5 х – 18.
3. у = 14 х; у = х + 26 и др.
Капитан и механик решают вопрос не попасть под обстрел противника (получают карточки).





Задание 7.
Займемся повышением своей боеготовности.
Известно, что движение корабля противника можно описать линейной функцией. Какой из этих графиков может быть графиком движения корабля условного противника? (Демонстрируется кадр из диафильма «Линейная функция»).
Наш корабль получил сигнал о нахождении в близлежащих водах 4 кораблей. Удалось расшифровать формулы движения одной пары. Друга пара движется по тому же правилу, но одна формула не известна. Установите ее:
у = 5 х + 2; у = 5 х; у = - 3 х + 8?

Задание 8.
Радист поучил задание от головного корабля, в котором указаны координаты 5 кораблей условного противника. Вот они:
В (2; -1); С(3; 2); К(-4; 2); D(0; 4); М(-5; 0).
(Один ученик отмечает с помощью магнитных точек все указанные точки на координатной плоскости).
Наша задача – уничтожить эти корабли. Для этого вы должны составить такую формулу, чтобы смогли «попасть» в указанные точки .
(Например, у = - 0,5 х, у = 4 х – 10, у = 2 х + 6, у = 8 х + 4, у = 2 х + 10.)

III Подведение итогов.
Учитель: Корабли условного противника уничтожены. Боевая задача решена. Благодарю экипаж корабля за службу.
(Выставляются оценки за участие в «боевом плавании».)
















Приложение № 1.

Описание оборудования:
Стенд «Путешествие по стране Математика» представляет собой постоянно действующий стенд размером 120 х 50, фоном которого служат изображения красочно выполненных математических формул, геометрических фигур и др. На стенд привинчены кружочки (30 штук) на которых записаны числа от 1 до 30. К стенду выходят два ученика, каждому дается магнитный флажок определенного цвета. Они прикрепляют свои флажки на старте. Учитель задает вопросы по очереди, в зависимости от сложности вопроса за правильный ответ дети переставляют по металлическим кружочкам свои флажки на несколько кружочков вперед. Побеждает тот, кто окажется впереди, либо дойдет до финиша.

















Доска с квадратной сеткой.

На доске вбиты 121 гвоздь на одинаковом расстоянии друг от друга. К доске прилагается набор резиновых петель. Если петля нацеплена только на два различных гвоздя, считается, что она изображает отрезок (либо прямую).







Предварительная подготовка:
Расставить карты особым образом.
Повесить на доске рисунок корабля.


- 13 PAGE 14615 -


Составьте формулу для нашего движения, если движение снарядов можно описать формулой у = 7,5 х, так чтобы снаряд не попал на корабль.

финиш

1 2 3 4 5

30

6 7 8 9

21 22 23 24 25 26 27 28 29




@ Заголовок 1Ў: 15т4 Основной текст8 Основной текст 2> Основной текст 3D Верхний колонтитулB
·B Нижний колонтитул, Номер страницы