КТП по теории и практике проектирования для 7-8 классов ( предметное)


Школа будущего – школа проектов? Что такое проект?Проект – это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством учителя и направленной на решение творческой, исследовательской, личностно и социально значимой проблемы и получение конкретного результата в виде материального или идеального продукта. Психологические «эффекты» реализации проектной деятельностиПроектная деятельность удовлетворяет желание подростка почувствовать себя взрослым, потребность в равноправии, уважении, самостоятельности, доверительном отношении со стороны взрослых. Психологические «эффекты» реализации проектной деятельностиПроектная деятельность удовлетворяет склонность подростка к фантазированию, творчеству в различных областях, таким образом результат становится второстепенным по сравнению с авторским замыслом. Психологические «эффекты» реализации проектной деятельностиПроектная деятельность удовлетворяет стремление к эксперименту, которое проявляется в попытках определить границы своих возможностей, физических и интеллектуальных. Возможности проектной деятельности-проект направлен на повышение компетенции подростков в предметных областях определённых учебных дисциплин;-помогает реализовать потребность в общении;-обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности учащихся. Ступени проектирования Составляющие компоненты проектной деятельностиЦелеполаганиеИсследование (диагностика)ПроблемаМоделированиеПланированиеРеализацияОценивание (мониторинг)РефлексияПрезентация (оформление)




Особенности проекта- Продуманный и организованный (не спонтанный и не эмоциональный, понимание ожидаемых результатов)- Последовательный и логичный (планирование - последовательность шагов, алгоритм)- Результативный (новый продукт – учебный, исследовательский, социальный, творческий)- Приводит к изменению ситуации (решению проблемы)- Уникальный в данных конкретных обстоятельствах (не может быть сделан по шаблону)- Ограниченный во времени (конечный результат)- Акцент на понимание своих действий (осознанность и рефлексия)- Мониторинг и оценивание (выводы, обобщение)- Особое внимание на исследовательскую работу (анализ и систематизация информации)- Представление (презентация) проекта в определенной форме (формализованный результат – описание).




Важные отличия проектной деятельности Отличие проектной деятельности от исследовательской{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПроектИсследованиеКонкретный запланированный результат - продуктПоиск в какой-либо области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат - тоже показательЗамысел проекта- планирование процесса создания продукта – реализация планаФормулировка проблемы – выдвижение гипотезы – проверка предположений Виды проектов по доминирующей деятельности учащихся1. По направленности:Предметные или учебные (в рамках школьного предмета или нескольких предметов).Исследовательские (научное или социологическое исследование)Внешкольные или социальные (экологические, благоустроительные, нормотворческие и т.п.)Художественные (спектакль, фестиваль и т.п.).Конструкторские (изделие, материальный объект)2. По взаимодействиюКоллективные (команда и группы специализации)Индивидуальные (самостоятельная работа) Виды проектов по комплексности и характеру контактов-предметные (монопроекты) в рамках одного предмета или предметной области, проводятся обычно в рамках классно-урочной системы; -межпредметные проводятся во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знания;-надпредметные не относятся напрямую к какой-либо одной отрасли знания, носят универсальный характер. Персональные или групповые проекты?{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПерсональныеГрупповыеПлан работы выстроен и отслежен с максимальной точностьюФормируются навыки сотрудничестваФормируется чувство ответственностиБолее глубокое и разностороннее выполнение проектаПриобретение опыта на всех без исключения этапах выполнения проектаНа разных этапах разные ситуационные лидеры, каждый может попробовать себя в этой ролиПроцесс формирования общеучебных навыков у учащегося вполне управляемЭлемент соревновательности между группами повышает мотивацию Проекты создания и развития1 уровень проектов - направленность на создание и открытие направлений (музей, клуб, сайт, журнал и т.п.).2 уровень проектов – направленность на развитие и действие в имеющихся направлениях (выставка или экспонаты в музее, статья в газете или журнале, страница сайта и т..п.) Результаты проектной деятельности на основе Примерной рабочей программыПисьменная работа- эссе, реферат, аналитические или обзорные материалы, отчет об исследовании, стендовый доклад и др.Художественная творческая работа - литературное, музыкальное, изобразительное или экранное произведение в форме прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыки, компьютерной анимации и др. Материальный объект- макет, какое-либо изделие.Социальный проект- отчет: тексты и мультимедийные продукты. Продукт в проектной деятельностиСвязь проекта и его реализации (проект статьи и ее написание).Учебный продукт – подготовленная презентация, доклад, заполненная таблица, созданная схема, построение графика, реконструкция события и т.п.Исследовательский продукт – диссертация, реферат, сравнение, рецензия, социологический опрос, интервью и т.п.Социальный продукт – изменение правовых норм, создание центра, открытие музея, формирование новых органов, проведение конкурса, конференция и т.п.Творческий продукт – эссе, статья, сочинение, коллаж, рисунок, концерт, фестиваль, выставка, спектакль и т.п. Таблица. Основные элементы проектной деятельностиОБЛАСТЬ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯОБЛАСТЬ ПРОБЛЕМЫОБЛАСТЬ ОЦЕНКИЦЕННОСТ-НЫЙ УРОВЕНЬЦЕЛЬ ПРОБЛЕМАОЦЕНКА СИТУАЦИИАнализ, исследование, статистика, анкеты.ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬЗАДАЧИ, ПОДЗАДАЧИСПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫРесурсы и рискиОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫПРАКТИЧЕС-КИЙ УРОВЕНЬПЛАНИРОВА-НИЕ, ЗАДАНИЙ (ШАГИ)ОСУЩЕСТВЛЕ-НИЕ ПЛАНА(ВРЕМЯ, ОТВЕСТВЕН-НЫЕ, ОТЧЕТ)ОЦЕНКА ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ОКОНЧАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.РЕФЛЕКСИЯ.ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Основные этапы работы над проектом подготовительный (организационный), основной (проекционный),заключительный (итоговый). Пошаговая подготовка проекта (по Примерной рабочей программе)Разрабатывается образовательным учреждением для каждого учащегося.1. Организация проектной деятельности (тема, руководитель, утверждение темы, выявление проблемы, формулировка целей).2. Содержание и направленность проекта (практическая направленность, типы работ, форма представления, состав материалов к защите – продукт, пояснительная записка, целеполагание, отзыв руководителя, эффекты реализации и др.).3. Защита проекта (комиссия или конференция).4. Критерии оценки проектной деятельности. Этапы организации проектной деятельности в школеПодготовительный (включение проектной деятельности в предметную и внеурочную деятельность, обучение педагогов, выбор общешкольной темы, составление плана работы)Основной (организуется выполнение, освещается ход работы над проектами, «Неделя проектов», рефлексия и самоанализ деятельности)Заключительный («Фестиваль проектов», номинации, награждение, итоги). Организационные вопросы проектаВ какой среде будет реализован проект?На кого рассчитан проект (целевая группа, партнеры, участники, роли)?Где и когда планируется организовать проект?Каковы основные правила и нормы?Как будет организована коммуникация и распространяться информация? Нужна ли поддержка СМИ?Какова мотивация и интересы участников? Как будет выбираться тема проекта?Как будут сочетаться исполнительность и инициативность? Понимание цели проекта1. Цель является максимальным выражением желаемого.2. Цель должна быть достижима и реалистична.3. Формулировка может конкретизироваться: «Сохранение здоровья школьников через развитие двигательной активности» или «Ответственность школьников при выборе будущей профессии».4. Формулируется обычно через отглагольное существительное (воспитание, развитие, сохранение, поддержка, расширение и т.п.)5. Направления целеполагания: здоровье, самостоятельность (самореализация), раскрытие творческих способностей, реализация интересов, защита достоинства, гражданское воспитание, сотрудничество (взаимодействие) в коллективе, повышение мотивации и активности, повышение качества образования, создание безопасных условий, повышение правовой грамотности, получение опыта нравственных поступков, понимание различий в обществе, уважение к другим людям и т.п. Исследование при анализе ситуацииФормы проведения исследованияАнализ документов (нормативных, научно-популярной литературы и других), интервью, наблюдение и описание, социологический опрос, изучение СМИ (в том числе электронных), общее и открытое обсуждение ситуации.Создание карты местности с обозначенными проблемами.Итоги исследованияОбъективные данные (количественные – числа, проценты, части от целого и т.п.; тенденции, список документов). Субъективные мнения (оценки, гипотезы, позиции, предположения). Формулирование выводов при анализе ситуацииИтогом анализа ситуации является ее оценка – в начале проекта она показывает, что беспокоит и требует изменений, является общим выводом, основанным на конкретных фактах.Изучение документов и любых других данных должно сопровождаться общими выводами, выделением основного.Примеры оценки ситуации:«Агрессивная (недоброжелательная) среда в коллективе», «Высокий травматизм…», «Недостаточная информированность…», «Низкая активность…», «Преобладание пассивных подходов в преподавании», «Недостаточное (слабое) взаимодействие (сотрудничество) …» Проблема в проектеПроблемы – личные, семейные, школьные, социальные, региональные, национальные, глобальные, вечные.Проблема и проблемный вопрос (ценностное восприятие проблемы участниками проекта).Формулировка проблемы показывает стремление к изменениям (недовольство существующим положением дел).Проблема может формулироваться как противоречие между желаемым и существующим, целью и оценкой ситуации, как недостаток чего-то, как существующие трудности и препятствия.Каждая проблема может иметь несколько вариантов решения (выбор варианта производится участниками проекта на основе рассмотрения условий, факторов и ресурсов). КРИТЕРИИ ВЫБОРА ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТА Выбор способа решенияСпособ (вариант) решения в проекте является конкретным делом.Названия проекта часто совпадают со способом решения проблемы.В проекте должен быть один конкретный способ (он выбирается при рассмотрении различных других способов решения данной проблемы).Выбор способа решения ориентирован на цели, оценку ситуации, имеющиеся ресурсы и возможные риски.Несколько способов решения превращают проект в программу действий, мешают концентрации и глубокой проработки в конкретном направлении.Способ решения должен изменять ситуацию, а не просто быть «добрым делом» или добровольческой акцией (требования системности и комплексности). Определение задач в проекте Возможные виды задач:- материально-технические (финансовые), - нормативно-правовые, - организационные,- кадровые,- информационные,- исследовательские,- дизайнерско-оформительские, - коммуникационные, - оценочно-рефлексивные. Требования к ожидаемым результатам проекта- конкретные;- уточняют формулировку задачи, а не просто повторяют ее;- проверяемые;- связанные с целями и задачами;- реалистичные (связь с ресурсами и рисками). Рекомендации к практическому уровнюПланирование является важной часть, но только план не определяет проектную деятельность.Задания в плане должны быть связаны с задачами (раскрывать те направления деятельности, которые намечены в задачах), целью и ожидаемыми результатами.Задания в плане – это действия, которые выполняются без дополнительной подготовки или особых инструкций и тренировки.Каждое задание должно быть соотнесено в временными рамками, иметь ответственных и указанный способ отчетности о его выполнении.План должен быть посильным и не перегруженным действиями. Оценивание и рефлексияМеханизмы мониторинга (Как будут отслеживаться результаты?)Механизмы коррекции (На основании чего будут вноситься изменения? Каков механизм их внесения?)Показатели и индикаторы достижений (Как соотносятся качественные и количественные изменения с ожидаемыми результатами и целью?)Презентация проекта (Как общественность познакомится с проектом?) Что оценивается в учебном проекте?- Процесс работы (активность участников, наличие обсуждений и т.п.)- Результаты работы (портфолио, видео материалы, документы, программы)- Отношение к проекту (экспертные заключения, мнения, реакции)- Представление проекта (презентация) Система оцениванияОбоснование и постановка цели, планирование путей её достиженияПолнота использованной информации, разнообразие её источниковТворческий и аналитический подход к работеСоответствие требованиям оформленияАнализ процесса и результата работыЛичная заинтересованность автора, вовлеченность в работуКачество проведения презентации Критерии оценки индивидуальной проектной работы (по Примерной рабочей программе)- 1, 21. Самостоятельность в приобретении знаний и решении проблем (познавательные учебные действия):- постановка проблемы, выбор способа решения, поиск и обработка информации, выводы, обоснования, прогнозирование, моделирование, апробация.2. Сформированность предметных знаний и способов действий:раскрытие содержания работы, использование знаний. Критерии оценки индивидуальной проектной работы (по Примерной рабочей программе)- 3, 43. Сформированность регулятивных действий:- планирование познавательной деятельностью во времени, использование ресурсов, выбор конструктивных решений.4. Сформированность коммуникативных действий :- ясное изложение и оформление проекта, представление результатов, аргументированные ответы на вопросы. Формы презентации проектаКаким образом могут быть представлены проекты?Игра (деловая, ролевая, инсценирование события).Спектакль (диалог героев).Демонстрация видеосюжета (фильма).Конференция (пресс-конференция, круглый стол).Экскурсия (путешествие).Реклама.Доклад (выступление, реферат).Праздник (фестиваль, творческий вечер).Выставка (реальная или виртуальная).




Вариант оформления работы по учебному проекту1. Обоснование (новизна, проблема, актуальность, оценка ситуации, цели, задачи, ожидаемые результаты). Ответ на вопросы: Зачем (почему) разработан проект? Что хочется получить?2. Планирование (этапы работы, время выполнения, последовательность шагов). Ответ на вопрос: Когда и как будет проводиться работа по проекту?3. Выполнение (материалы проекта, исследование, оформление, действия по решению задач). Ответ на вопрос: Что сделано по проекту?4. Результаты (выводы, рекомендации, достижения, оценка и самооценка, рефлексия по работе). Ответ на вопрос: Каких результатов удалось достигнуть?5. Использованные источники (литература, электронные ресурсы и т.д.). Особенности ведения проектной деятельности в 5 -6 классахДля переходного этапа из начальной школы в основную (раннего подросткового возраста) основной формой проектной работы должна стать проектная задача. Проектная задача1. Групповая форма работы.2.Для решения предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий, через которую целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение никогда не существующего в практике ребёнка результата.3. Процесс более контролируем со стороны педагога, с целью выработки стратегии ведения и организации дальнейшей проектной деятельности в основной и старшей школе. Проект для 7-8 классовПредметный. Обучающиеся выбирают тот предмет, который им наиболее близок. Самостоятельно или с помощью учителя определяют тему, цель,задачи данного проекта.Что дает? Новые интересные полезные знания, закрепление умения самостоятельной работы, самооценивания, самокритики,повышает интерес к предмету. Проектные задачи формируют способности рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);целеполагать (ставить и удерживать цели);планировать (составлять план своей деятельности);моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач;вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Проект как метод1. Может применяться на уроке и во внеурочное время, поэтому он универсален2. Ориентирован на достижение целей обучения самими учащимися, и поэтому он уникален3. Проект формирует большое количество умений и навыков, поэтому он эффективен4.Проект даёт ученикам опыт деятельности, поэтому он незаменим Проектирование как содержание обученияМожет быть самостоятельным предметом, лечь в основу профильных спецкурсов, быть частью отдельных предметовПроект как форма организации учебного процесса может стать альтернативой классно-урочному обучению Проект как особая философияФилософия цели и деятельностиФилософия результатов и достижений