Работа с молодыми специалистами в Новосельской средней школе
Работа с молодыми специалистами
КГУ« Новосельская средняя школа »
«Со мной работали десятки молодых педагогов.
Я убедился как бы человек успешно
не окончил педагогический вуз,
как бы он не был талантлив,
а если не будет учиться на опыте,
никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов…» А.С.Макаренко Каждый год в школу приходят молодые специалисты, которые уже в начале своей деятельности испытывают затруднения профессионального, психологического и социального характера. Каким этот учитель будет через год-два? Как он вольется в коллектив? Ответы на эти вопросы во многом зависят от организации и помощи начинающему педагогу.
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы, к качественному переходу к профильному образованию. Практика работы с молодыми учителями показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительное время. Анализы работы с молодыми учителями показывают, что наибольшие сложности у начинающих учителей вызывают вопросы организации урока, дисциплины и порядка на уроке, методическая сторона урока, оформление школьной документации, организация работы с родителями обучающихся, осуществление классного руководства. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него еще не сформированы профессионально значимые качества, поэтому является необходимостью оказание постоянной методической помощи учителям – стажерам. Работа с молодыми специалистами и стажерами традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы нашей школы. В Новосельской средней школе, молодыми специалистами являются: 1. Вовк И.В. – учитель русского языка и литературы; 2. Ауаририна Г.Ж. – учитель английского языка. (2 год работы);
При составлении плана по работе с молодыми специалистами , мы ставим следующие задачи :
1.Оказание помощи молодым специалистам при адаптации в педагогическом коллективе.
2.Повышение уровня методической подготовленности педагогов.
3.Оказание практической помощи учителям – стажерам в преподавании предмета.
4.Обеспечение постоянного освоения современных образовательных технологий.
5.Проведение обмена опытом успешной педагогической деятельности.
6.Оказание помощи в самообразовательной работе молодых специалистов.
7.Создание условий для саморазвития и самореализации.
8.Оказание психологической поддержки.
9.Поощрение молодых специалистов и стимулирование их работы.
Данную работу мы начинаем с:
1. Перед началом учебного года (август) педагогом-психологом с молодыми учителями проводилось тестирование. Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности. Данный опросник позволяет диагностировать качества, способствующие профессиональному личностному самоопределению преподавателя, дает краткую характеристику и рекомендации по работе с классом в которых будет работать педагог.
- информирование;- работа с памятками;- рассказывание притч, легенд;- релаксационные упражнения.
2. Одним из важнейших задач администрации школы является создание системы наставничества, способный систематизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию и самореализации. Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Поэтому мы закрепляем наставников, которые обращают внимание на следующие моменты в работе молодого специалиста:
требования к организации учебного процесса;
требования к ведению школьной документации;
формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;
ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности);
Они обеспечивают поддержку молодым педагогам в области:
практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);
разработки программы собственного профессионального роста;
выбора приоритетной методической темы для самообразования;
подготовки к первичному повышению квалификации;
освоения инновационных тенденций в образовании.
3. Посещение уроков у наставников молодыми учителями.
В рамках работы этого учителя-предметники проводили открытые уроки в школе, на ШМО различного уровня, демонстрируя молодым специалистам различные формы и методы организации познавательной деятельности учащихся. В свою очередь молодые специалисты самостоятельно проводили анализ данных уроков по схеме, которая была предварительно им предложена. Одновременно молодыми специалистами посещались открытые уроки учителей-предметников других школ (района).
4. Следующий этап включает в себя проведение молодыми специалистами открытых уроков и внеклассных мероприятий, разработанных самостоятельно, их самоанализ и анализ уроков и мероприятий коллег (молодых специалистов).
С целью обеспечения успешного прохождения молодыми педагогами и вновь прибывшими специалистами этапа освоения специальности и новых функциональных обязанностей, обеспечения условий (управленческих, методических, информационных, психологических) для эффективного включения в образовательный процесс в школе с 14. 05. 2014 года по 18. 05. 2014 года будет проведена Неделя молодого специалиста. Неделя молодого специалиста начнется с презентации педагогического эссе Я-учитель, где учителя расскажут о своем педагогическом кредо, учителя должны проявить свои творческие способности, умение презентовать себя.
Основные задачи, которые ставит перед собой методическая служба школы: выявление уровня профессиональной компетенции, оказание практической помощи молодым специалистам, обеспечение постоянного освоения современной педагогической теории и практики (мастер классы, учителей , прошедшие 3-х уровневые курсы), создание условий для саморазвития молодых специалистов.
Проанализировав уроки, предложенные молодыми специалистами, я увидела, что они владеют методическими приемами для развития учебной и познавательной активности, стремятся к применению передовых форм и методов в индивидуальной педагогической практике.
Учителя-наставники, посетившие уроки молодых специалистов, отмечают, что уроки методически продуманны, соответствуют учебным программам и календарному планированию, учитываются возрастные особенности учащихся.
Молодые специалисты охвачены методической работой в полном объёме.Учителя-наставники работали согласно составленным планам. Для молодых педагогов проведены заместителями директора по учебной работе Букпиной Ш.У., и педагогом-психологом Олжабаевой А.С. тематические консультации «Развитие творческого и интеллектуального потенциала и самореализация личности», «Соблюдение санитарно – гигиенических норм и требований на уроке»; «Требования к современному уроку».
Работа с молодыми специалистами помогла становлению их педагогического мастерства. Существует проблема в работе с детьми с низкой учебной мотивацией, в частности проблема состоит в вовлечении их в активную учебную деятельность и соблюдении ими дисциплины труда.
Не всегда умеют молодые специалисты осуществить индивидуальный подход в работе с учетом возрастных особенностей учащихся.
В будущем учебном году целесообразно продолжить консультационную работу с молодыми специалистами учителей-наставников, членов МС в направлении «Постарайтесь не допускать следующих ошибок…», «Как сделать урок эффективным и эффектным?» и т.д. Необходимо усилить совместную деятельность молодых учителей и психолога в работе с учащимися, требующими к себе особого внимания, в том числе с особенностями психофизического развития, а также с учащимися с высокой учебной мотивацией, уделить больше внимания отработке эффективных приёмов и методов в организации учебной деятельности.
Вывод.
Период адаптации молодых специалистов прошел успешно. Молодым специалистам оказывается помощь администрацией, педагогами-наставниками и психологом в вопросах совершенствования теоретических знаний, повышения профессионального мастерства, и качества знаний .Учителям удалось заинтересовать и вызвать интерес к изучению предметов. Ученики активно принимают участие во внеклассных мероприятиях. Являются участниками онлайн олимпиад и конкурсов. В перспективе надеемся, что станут призерами районных и областных олимпиад.
Задачи на следующий учебный год:
работать над повышением компетентности молодых педагогов в вопросах развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся на уроках;
направить работу на изучение и практическое применение эффективных методов работы с учащимися с разным уровнем мотивации; обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся на протяжении всего урока.