Положение об адаптированной рабочей программе
Принято на УТВЕРЖДАЮ
Педагогическом совете Директор МБОУ «Кировская
Протокол №1 от школа-гимназия №2»
«28»августа2015г ___________Н.Б.Радченко
Приказ № от
Положение
об адаптированной рабочей программе педагога
МБОУ «Кировская школа-гимназия №2» (инклюзивное образование)
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с ч.2, ч. 3 п. 6 ст. 28, ч.1, ч. 2, ч.6, ч.11 ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», письмом минобразования РФ от 08.08.2014 г. № 24/4.11 – 4851/м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» с учетом положений федерального компонента государственного стандарта общего образования, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», приказа Минобрнауки России от 30.8.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», Уставом МБОУ «Кировская школа-гимназия №2» и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов, работающих в классах, реализующих ФГОС.
1.2. Адаптированная рабочая программа учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) (далее Рабочая программа) нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного предмета, требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися (выпускниками) в соответствии с ФКГООС и ФГОС общего образования.
1.3. Адаптированная рабочая программа как компонент основной образовательной программы МБОУ «Кировская школа-гимназия №2» является средством фиксации содержания образования, планируемых результатов, системы оценки на уровне учебных предметов с учетом преемственности изучения предмета на разных уровнях общего образования.
1.4. Адаптированная рабочая программа учителя разрабатывается на основе: - основной образовательной программы школы; - требований федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования - примерной образовательной программы по предмету; - учебно-методического комплекса.
1.5. Функции адаптированной рабочей программы: - является обязательной нормой выполнения учебного плана в полном объеме; - определяет содержание образования по учебному предмету; - обеспечивает преемственность содержания образования по учебному предмету; - реализует принцип интегративного подхода в содержании образования; - включает модули регионального предметного содержания; - создает условия для реализации системно-деятельностного подхода; - обеспечивает достижение планируемых результатов каждым обучающимся.
2. Технология разработки адаптированной рабочей программы.
2.1. Адаптированная рабочая программа составляется учителем- предметником по определенному учебному предмету, педагогом дополнительного образования на учебный год.
2.2. Допускается составление рабочей программы по предмету для нескольких обучающихся. В данном случае в тематическом, календарно-тематическом планировании для каждого обучающегося, даты проставляются в отдельной графе.
2.3. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением учебного предмета.
3. Структура адаптированной рабочей программы.
3.1. Структура адаптированной рабочей программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
- Титульный лист.
- Пояснительная записка.
- Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).
- Тематическое планирование.
- Календарно-тематическое планирование.
-Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
- Результаты освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и система их оценки.
3.2. Титульный лист - структурный элемент адаптированной программы, который содержит наименование территории, полное наименование образовательного учреждения, название предмета, указание учебного года, класс и уровень общего образования, Ф.И. обучающегося, сведения о количестве часов, отведенных на реализацию рабочей программы, сведения об авторе (ФИО), название примерной программы, на основе которой разработана данная рабочая программа, обязательный гриф «Утверждаю: директор МБОУ «Кировская школа-гимназия №2» дата, номер приказа с подписью директора (приложение № 1).
3.3. Пояснительная записка - структурный элемент программы, поясняющий актуальность изучения данного предмета, курса, дисциплины (модуля), его цели, задачи и специфику.
В пояснительной записке конкретизируются:
- нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа;
- место и роль учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в инвариантной или вариативной части учебного плана школы,
- информация о количестве часов в год, количество часов в неделю, на которые рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом школы;
- особенности физического и умственного развития обучающегося, диагноз;
- правила работы с детьми по адаптированной (коррекционной ) программе;
- цели и задачи инклюзивного (адаптированного) образования.
В случае несоответствия количества часов в рабочей программе педагога количеству часов по учебному плану (нехватка календарных дней), а также при внесении изменений в тематику, логику изучения программного материала, количества, продолжительности контрольных работ и т.д. необходимо представить обоснования изменений в пояснительной записке.
3.4. Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) – включает наименование разделов, характеристику основных содержательных линий, тем, общее количество часов (в том числе на теоретические и практические занятия), сроки изучения, перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, направлений проектной деятельности обучающихся, использование резерва учебного времени. Составляется в виде таблицы (приложение № 2)
3.5. Тематическое планирование - структурный элемент программы, содержащий наименование разделов, основное содержание по темам, характеристики основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий), универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы. Составляется в виде таблицы. Допускается внесение дополнительных граф в тематическое планирование на усмотрение учителя. Составляется в виде таблицы (приложение № 3)
3.6. Календарно-тематическое планирование - структурный элемент программы, в котором в обязательном порядке отражается номер, дата, тема каждого конкретного урока. В календарно-тематическом планировании указываются темы контрольных, лабораторных, практических работ, оборудование, требования к результату, виды контроля. Если программа используется для 2х и более классов в одной параллели, даты для каждого класса проставляются в отдельной графе. Допускается внесение дополнительных граф в календарно-тематическое планирование на усмотрение учителя. Составляется в виде таблицы (приложение № 4)
3.7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса - структурный элемент программы, включающий перечень используемой автором литературы, а также иные средства обучения:
- печатные пособия; - экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде);
- технические средства обучения (средства ИКТ);
- цифровые образовательные ресурсы;
- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
- натуральные объекты;
- демонстрационные пособия;
- музыкальные инструменты;
- натуральный фонд.
3.8. Результаты освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и система их оценки – отражает индивидуальные, общественные и государственные потребности, сформулированные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; определяет систему оценки планируемых результатов, индивидуальных достижений обучающихся в формах и видах контроля, контрольно-измерительных материалах, в показателях уровня успешности учащихся (хорошо/отлично, рейтинг, портфолио и др.), особенности оценивания индивидуального проекта и др.
4. Оформление рабочей программы.
4.1. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
4.2. Рабочая программа прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью и подписью директора МБОУ «Кировская школа-гимназия №2».
4.3. Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
5. Утверждение рабочей программы.
5.1. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:
- рассмотрение Программы на заседании предметного методического объединения;
- рассмотрение на заседании методического совета МБОУ «Кировская школа-гимназия №2» на предмет её соответствия требованиям к структуре и содержанию рабочей программы, утвержденным данным положением. Гриф согласования заместителем директора по УВР ставится на первой странице рабочей программы вверху слева; (приложение № 5)
5.2. Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 1 сентября текущего года) приказом директора МБОУ«Кировская школа-гимназия №2», гриф утверждения рабочей программы ставится на титульном листе вверху справа.
5.3. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы и утверждены в соответствии с процедурой (на титульном листе делается запись о дате внесения изменений).
5.4. Утвержденные рабочие программы предметов учебного плана являются составной частью основной образовательной программы школы, входят в обязательную нормативную локальную документацию МБОУ «Кировская школа-гимназия №2».
5.5. Администрация МБОУ «Кировская школа-гимназия №2» осуществляет контроль реализации рабочих программ в соответствии с планом работы школы.
5.6. МБОУ «Кировская школа-гимназия №2» несет ответственность на основании ч.6 п.1, ч.7 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса.
15