Урок географии на тему «Мировой океан-главная часть гидросферы» (5 кл. ФГОС )
План-конспект урока
«Мировой океан-главная часть гидросферы.»1. ФИО: Тарасова Ольга Владимировна
2. Место работы: МОУ «СОШ с. Большой Карай Романовского района
3. Должность: учитель
4. Предмет: география
5. Класс: 5 класс
6. Тема урока: «Мировой океан-главная часть гидросферы.»7. Базовый учебник: «География» 5 класс .Автор А.А.Летягин.»Вентана-Граф» 2012
8. Цель урока:
-сформировать представление о Мировом океане, как о главной части гидросферы,
-показать его роль в формировании природы всей Земли.
Задачи:
Обучающие:
-сформировать мировоззренческую идею о единстве Мирового океана, с частями океана.
Развивающие:
- развивать умение определять географическое положение моря или другого водного объекта;
-продолжить формирование приёмов работы с картой (читать, анализировать, обобщать информацию).
Воспитательные:
показать значимость Мирового океана для окружающей среды и человека.
Формировать УУД:
Личностные:
-оценивание усваиваемого содержания, овладение основными навыками нахождения,
- использования и презентации географической информации;
Познавательные:
-умение определять понятие, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;
Регулятивные:
-умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; выполнять учебное действие в соответствии с алгоритмом действий.
Коммуникативные:
-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в парах;
-осознанно использовать речевые средства для представления результата.
10.Тип урока: урок открытия новых знаний.
11.Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор,
Дополнительное оборудование к уроку:
1.Сигнальные карточки: красные – требуется помощь,
зелёные – готов отвечать,
2. Смайлики: весёлый – урок прошёл хорошо, грустный – нет удовлетворения от урока
3. Солнышко – поощрение, так как Солнце – звезда, а стремиться к звёздам, значит, стремиться к знаниям, подниматься вверх, развиваться.Образовательные ресурсы: учебник «География» 5 класс .Автор А. А. Летягин. «Вентана-Граф» 2012 ,карта полушарий, атласы
12.Структура и ход урока:
1.Организация учащихся.
2.Актуализация опорных знаний.
3.Мотивация к учебной деятельности.
4.Формулирование темы урока и постановка целей.
5.Изучение нового материала.
6.Закрепление знаний.
7.Контроль полученных знаний.
8.Рефлексия.
9.Домашнее задание
Этапы урока Действия учителя Действия учащихся Личностные результаты Предметные результаты Метапредметные результаты
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Стихотворение:
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и искать!
(Пожелание плодотворной работы на уроке.)
создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе, привлечь внимание учащихся к предстоящей работе. Вовлечь учащихся в урок, во взаимодействие с одноклассниками и с учителем.
Проверяет наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке. Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию. Ориентация на освоение обучающимися ключевых теорий, идей, понятий, фактов. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
2.Мотивация к учебной деятельности Видеофрагмент «Мировой океан»( с музыкальным сопровождением) http://www.youtube.com/watch?v=r5Lw8H1biSQВо время показа видеофрагмента учитель предлагает угадать детям о чём пойдёт речь на уроке: «Это неотъемлемая часть существования человечества. По площади он занимает 3/4 площади Земли и примерно столько же людей на планете так или иначе связаны с ним. В современную эпоху все белые пятна более или менее изучены, но в прошлые века существовало немало загадок, легенд и мифов, связанных с ним. Впрочем, некоторые из них живут и по сей день .»
Слушают учителя, смотрят фрагмент видеофильма называют тему урока.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Внимания
Развитие монологической речи.
Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно -следственные связи в окружающем мире.
Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
3.Актуализация опорных знаний Вопросы в начале параграфа 16 на стр.90.
1.На какую составную часть гидросферы приходится наибольшее количество воды на Земле?
2.Назовите и покажите на карте полушарий известные вам океаны и их части.
3.Перечислите материки Земли и океаны, омывающие каждый из них.
4.Какие острова вам известны и где они расположены?
Делит класс на 4 группы. Каждая группа должна угадать «свой» океан по описанию.
Задание: «Угадайте о каком океане идёт речь?»
1.Назван португальским мореплавателем Фернандом Магелланом из-за спокойной погоды, господствовавшей в течение трех месяцев его плавания через океан от Огненной Земли до Филиппинских островов в 1520-1521гг. На русских картах до 1917г. употреблялось название Восточный океан.(Тихий)
2.Происхождение названия связано с мифом об Атланте – титане, державшим на своих плечах небесный свод, - местопребыванием которого греки считали крайний запад Средиземноморья.(Атлантический)
3. По Индии наиболее известной своими богатствами стране на берегах этого океана, назывался Индикон-Пелагос у Александра Македонского (4 в. До н.э.), у арабов Бахр-эль- Хинд «Индийское море». (Индийский).
4. Расположен на самом севере планеты, так что все берега у него - южные. Впервые выделен как самостоятельный океан на картах середины 17 века под названием «Гиперборейский океан», от древнегреческого слова Борей (мифический бог северного ветра). На русских картах 17-18 вв. употреблялись названия Море-океан, Море – океан Ледовитый, Ледовитое море, Северный океан, Ледовитое море, Ледовитый океан. Известный русский мореплаватель и ученый , адмирал Ф.П. Литке, в 20-х гг 19 века проводивший исследования в Арктике дал название океану.(Северно-Ледовитый)
Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя, опираясь на ранее изученный материал и с помощью карты, атласов, показывают океаны на карте. Применяется фронтальный метод организации деятельности, для продуктивной работы класса Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
4.Формулирование темы урока и постановка целей.
Учитель обобщает и корректирует ответы учащихся и подводит их к тому, что океан-главная часть гидросферы и состоит из частей, самые большие части это океаны.
Учитель помогает учащимся сформулировать цели урока. Учащиеся формулируют цели урока, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач). Формирование установки на наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
5. Изучение нового материала. Презентация «Части Мирового океана» http://www.openclass.ru/node/3067111.Организация беседы по слайдам презентации, по материалу параграфа(стр.90.),по карте.
Работа по алгоритму:
1.Прочитайте текст и проанализируйте его и ответьте на вопросы:
-Чему равна поверхность Земли?
-Какую площадь занимают океаны?
-Сравните площадь океанов и их глубину по рис.58.Сделайте выводы.
-Кем и когда был предложен термин Мировой океан?
-Почему же нашу планету назвали Земля ,а не Вода? Хотя большую часть поверхности Земли занимает вода?
Формулировка термина «Мировой океан».
2.Учитель называет части океана.
Например: залив- Мексиканский, Бенгальский, Гвинейский и т.д.
Учитель корректирует ответы Работают с материалом учебника, с рис.58.,записывают понятия в тетрадь ,отвечают на вопросы, участвуют в беседе.
Учащиеся формулируют термины и понятия с помощью поиска на карте данных объектов, выявляя общие признаки. Сверяют формулировку своих терминов и понятий с терминами и понятиями, данными в параграфе.(работа в парах-«Кто точнее?»). Формирование установки на наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Освоение доступных способов изучения Мирового океана.
Умение работать с разными источниками географической информации
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Физкультминутка. А над морем чайки кружат,Полетим за ними дружно.Брызги пены, шум прибоя,А над морем - мы с тобою!
(машут руками)
Мы теперь плывем по морюИ резвимся на просторе.Веселее загребайИ дельфинов догоняй.
(плавательные движения руками)
Поглядите: чайки важноХодят по морскому пляжу.
(ходьба на месте)
Сядьте дети на песок,Продолжаем наш урок. Выполняют движения. Формирование ценности здорового образа жизни 6. Первичное закрепление знаний. Учитель раздаёт шаблоны с изображением различных участков суши и океана.
Задание: На первых партах каждого ряда лежат листы бумаги (А4) ,на которых изображены участки суши и океана, там где нужно обозначить объект нарисован знак вопроса. Каждый ученик в порядке очерёдности подходит к шаблону и подписывает объекты, используя при этом атлас Учащиеся работают с шаблонами. По окончании работы (по желанию) один из учащихся от каждого ряда проверяет выполненную работу. Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
7.Контролирующее задание. Тестовое задание по теме .http://pedsovet.su/load/106-1-0-13307Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем одноклассниками. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
Выполняют тестовые задания и самостоятельно оценивают себя по данным критериям. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Формирование практической направленности практических действий при работе с картами.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно
8. Рефлексия. Скоро прозвенит звонок,
Пора заканчивать урок.
О чём мы говорили сегодня на уроке?
Всё ли было понятно на уроке?
Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?
Какую оценку вы поставите себе за работу на уроке.
Вывод урока.
С каким настроением вы уходите с урока? Давайте оценим нашу работу с помощью смайликов Учащиеся совместно с учителем обобщают изученный материал, делают вывод по проблеме, используя свои новые знания Определяют уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе.
.
Умение правильно оценивать свою работу. Уметь сопоставлять данные. Вычитывать все уровни текстовой информации.
9.Домашнее задание Задаёт домашнее задание:
1.Выучить материал параграфа 16 (для всех).
По желанию:
-ответить устно на вопросы в конце параграфа.
-Задание по топонимике (стр.94.)
-Совершите кругосветное путешествие (круиз) через заданные точки и определите по карте географические объекты (острова, полуострова, заливы, проливы, моря), через которые пройдёт маршрут.
Маршрутный лист для выполнения проектной работы.
my-geography.ru/files/misc/6klass.chastimirovogookeana..docxЗаписывают домашнее задание в дневники. Берут маршрутный
лист Формирование способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса
Тип, вид ресурса Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1. Видеофильм «Мировой океан» ЕКЦИОР Видеофрагмент с музыкальным сопровождением. http://www.youtube.com/watch?v=r5Lw8H1biSQ2. Презентация «Части Мирового океана». ЕКЦИОР Презентация. http://www.openclass.ru/node/3067113. Тестовое задание по теме. ЕКЦИОР Тестовое задание,которое можно применять на этапе закрепления. http://pedsovet.su/load/106-1-0-133074. Документ Microsoft OfficeWordЕКЦИОР Маршрутный лист для выполнения проектной работы.
my-geography.ru/files/misc/6klass.chastimirovogookeana..docx