Урок по окружающему миру Как построить дом
Подать заявкуРАЗДЕЛЫ
Конкурс «Презентация к уроку»Урок с использованием электронного учебникаАстрономияБиологияНачальная школаГеографияИностранные языкиИнформатикаИстория и обществознаниеКраеведениеЛитератураМатематикаМузыкаМХК и ИЗООБЖОРКСЭРусский языкСпорт в школе и здоровье детейТехнологияФизикаХимияЭкологияЭкономикаАдминистрирование школыВнеклассная работаИнклюзивное образованиеКлассное руководствоКоррекционная педагогикаЛогопедияОбщепедагогические технологииОрганизация школьной библиотекиПатриотическое воспитаниеРабота с дошкольникамиРабота с родителямиСоциальная педагогикаШкольная психологическая службаУрок окружающего мира во 2-м классе по теме "Как построить дом.
Тема урока: «Как построить новый дом?»
Цели урока:
познакомить учащихся с профессией «строитель»;
расширить представления детей о разных жилищах, строительных материалах и строительных машинах;
развивать познавательную активность детей, умение работать с учебным текстом;
совершенствовать навыки самостоятельной групповой работы;
воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Проверка домашнего задания
Как много вокруг очень добрых вещей,Которые честно нам служат.Но как появилось, откуда пришлоВсё то, что бывает нам нужно.
– На прошлом уроке мы узнали секреты некоторых вещей. Расскажите:
как глина превращается в разные изделия;
как рождается книга;
как делают шерстяные вещи (с.105-107 учебника).
2. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня мы совершим с вами очередное путешествие.
Мы входим в дом, а в доме томТепло, вода и свет.Красив, уютен, прочен дом.А сколько дому лет?
Пять лет назад дом возведён –И дом, и весь квартал.Но кто построил этот дом?И как он домом стал?
– Сформулируйте цель нашего урока. (Ответить на вопрос: «Как построить новый дом?»).3. Актуализация знаний детей
– А как человек учился строить? С чего начинал? (Ответы детей)
Кормила людей, одевала охота,Но стало в пещере им жить неохота.Там холодно было и старым, и малым,И шли на охоту за стройматериалом.
– А что же было стройматериалом? Из чего строили дома?
4. Знакомство с новым материалом
– Дома бывают разные. В домах люди живут, в домах работают. Издавна они строились по обычаю предков. На Руси, например, человек начинал с того, что тщательно выбирал место для строительства дома. Порой, чтобы найти подходящее место, строитель проходил по берегу реки много километров. Нередко делали так: пускали бревно по воде, и там, где оно приставало к берегу, основывали поселение.Ещё в те времена считали, что строить дом можно только с помощью топора. Пилой пользоваться было нельзя. Дело в том, что топор уплотняет древесину, место сруба получается гладким, а поры, которые есть в дереве, закрытыми. Влага не проникает в них, и они не начинают гнить раньше времени, как это случалось с теми брёвнами и досками, которые обрабатывали пилой. Начиная валить деревья, клал мужик у корней краюшку хлеба, до земли кланялся, прощенья просил: «Не скуки ради топор взял, по нужде великой пришёл».Начиная строить, планировали, куда встанет фундамент печи, а постройку возводили вокруг этого места. Отсюда выражение – «плясать от печки», значит, начинать сначала. В основание дома клали монетку – к богатству. Брёвна соединяли с помощью специальных выемок – пазов. Один ряд брёвен назывался «венец». Строительство дома напоминало плетение венка. Конец – делу венец. Венчали дом крышей. Окна защищали ставнями, украшали росписью, резными наличниками. Самые высокие, красивые места отводились для церквей и храмов. Строили их из камня, украшали каменной резьбой, орнаментом. Высокие купола возводили, используя специальные подъёмные устройства, ведь кранов тогда не было. Чтобы такой подъёмник работал, использовали лошадей. И взмывали ввысь купола соборов и церквей.
5. Работа с учебником
– А сейчас пришли на помощь людям мощные, умные машины, удобные материалы.
– Откройте учебник на странице 112. Прочитаем текст «На стройке». (Чтение текста.)
– Какие машины облегчают труд строителей? (Ответы детей)– Рассмотрите рисунки на странице 111. Назовите стройматериалы, которые здесь показаны. Для чего они служат? (Ответы детей)– В современном строительстве используются и другие материалы, придуманные человеком: стекло, металлы, пластмасса. На крышах городских домов часто используют листы жести.
6. Физкультминутка
– Покажите жестами работу, которую выполняют герои стихотворения.
Как построить новый дом,Чтоб удобно было в нём? (Разводят руками.)
Чертежом проектаЗаймётся архитектор. («Чертят» в воздухе.)
К кирпичу кладёт кирпич,Ты считать устанешь.Стены дома возведётКаменщик. («Кладут кирпичи».)
Рамы, двери, подоконник – Молотком пройдётся плотник. (Стучат кулаком о кулак.)
Красить и белить пора – Приглашаем маляра! («Красят» в воздухе.)
И теперь, пожалуйста,В дом добро пожаловать! (Приглашающий жест.)
7. Продолжение работы над новой темой
– На стройке строители выполняют разную работу. Вот бульдозер аккуратно срезает и расстилает землю, потому что бульдозерист – мастер своего дела. Экскаватор роет котлован. Это экскаваторщик ловко им управляет. Башенный кран так велик, что кабину, где сидит рабочий – крановщик не сразу заметишь. Каменщики кладут кирпичи, кровельщики кроют крышу, плотники устанавливают рамы и двери, маляры красят стены, паркетчики укладывают паркет. Но очень важно, чтобы все строители работали дружно, слаженно, только тогда дом будет строиться быстро и качественно.
8. Закрепление изученногоРабота проводится в группах.
– Давайте попробуем построить новый дом сами. Разделим класс на две группы. Вы теперь строительные бригады. Первая бригада будет строить городской дом, а вторая – сельский. Всё необходимое – на карточках. Определите последовательность работ , дополняя предложения словами из словарика. Расскажите, как пойдёт ваша стройка.
Бригада 1.
Городской дом
Последовательность работы Словарик
– Закладывают бетонное основание – … – Крышу кроют … и … – Роют большую яму – … – Кладут стены из … – Для ускорения строительства используют … – Для скрепления материалов используют … и… кирпичикотлованцемент бетончерепицабетонные блокижесть
Бригада 2.
Сельский дом
Последовательность работ Словарик
– Окна защищают …,– украшают …– На основании с помощью пазов скрепляют …– Обивают брёвна …– Крышу кроют …или …– Закладывают кирпичное основание… брёвнадоскиставнишиферфундаментчерепица наличники
Представление результатов работы бригад. Проверка, оценивание работ
– Человек научился строить. Он стал Великим Строителем. Всё может строитель, всюду он необходим, всюду в почёте.
9. Итог урока
– Какую цель мы перед собой ставили?– Мы ответили на вопрос?– Что нового для себя вы узнали на уроке?
10. Домашнее задание
С.112-115,отвечать на вопросы.