Библиотечный урок Путешествие в страну сказок и книг


ТЕМА. «Путешествие в страну сказок и книг»
Цель: формировать у  учащихся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности.
Задачи:
1. Дать представление об истории зарождения библиотек, первых книг, печатных станках: особенностях  строения,  внешний вид, разделение по интересам.
2. Научить учащихся первых классов базовым понятиям по основам библиотечно-библиографической грамотности (БЕГ) — “библиотека”, «библиотекарь», «книжный фонд”, “читальный зал», «хранилище», «формуляр».
2.Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки
З. Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг по разделам и интересам — попросить библиотекаря  подобрать себе книгу.
4.Воспитывать любовь и бережное отношение к книги, в воспитательных целях ознакомить детей с “Правилами поведения в библиотеке” и «Правилами обращения с книгой».
Ход урока:
Введение: 
Здравствуете, дети! Самого детства вас воспитывали  мамы и папы, но вместе с ними вас по детству  сопровождали, и сказки которые живут где? В книгах. Книга это корабль или дом полный приключений.
Вот вы уже второй год школьники! И на многие вопросы уже знаете ответ — откуда берется хлеб, молоко, как растут растения  и как  они называются. А откуда вы это узнали? Из книг.
Основная часть: 
В каждом городе на земле есть такой дома, в котором собраны для тебя путеводители по жизни, дом этот бывает большой или маленький, но всегда удивительный по своему строению, расположению, называется он ‘библиотекой”
“Библио” по-гречески — книга, а “тека” — хранилище. А знаете, сколько лет существует в мире библиотека? Почти 5 тысяч лет! Первая библиотека появилась в третьем тысячелетии до нашей эры (Египет, Китай).
Наиболее известная библиотека античных времен была Александрийская, основанная в III веке до н.э.
 В древнем Вавилоне еще во втором тысячелетии до н.э. была создана одна из самых первых библиотек на земном шаре.
А  вот первая библиотека  в России доступная всем желающим, была библиотека имени М.Е.Салтыкова-Щедрина,  открытая  в Санкт-Петербурге 1814 году.
Сейчас в наше время самая большая на земном шаре — это Российская государственная библиотека в Москве. В ее фондах насчитывается более 30 миллионов печатных изданий на 243 языках мира. Двадцать два зала библиотеки способны одновременно принять 2500 человек.
А вот самая маленькая «библиотека» в мире находится в индийском городе Амритсаре: в ней хранится… только одна книга.
 Ещё бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. В Египте — написанные на папирусе. В Междуречье — выцарапанные, но глиняных табличках. В Индии — составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае — свитки из шёлка. Все важнейшие события, записывались наиболее грамотными людьми в специальные рукописи манускрипты. Такими людьми были священнослужители, и поэтому они не были доступны другим людям. Ну а сейчас существуют печатные станки. Первый печатный станок появился в Китае в 868 году. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в библиотеках.
Итак, библиотека — это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов, и всё это называется книжным фондом. А для то го, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своём месте, другими словами, можно оказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. А хорошо ориентироваться в этом мире книг вам поможет, конечно, педагог-библиотекарь.
В нашей библиотеке два отделения: абонемент и читальный зал, у слова ‘абонемент’ много значений. В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом. Несколько дней книга твоя. Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку — ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать? Не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги.
Есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература — энциклопедия, словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать в читальном зале. А вот в читальном зале есть правила поведения, послушайте: (физминутка)
В читальном зале тишина
Нам особенно нужна  – пальчик у рта
Уходите, разговоры, - мах руками
В вестибюли, в коридоры!
Не мешайте нам читать:- имитация 
Фантазировать, мечтать.
В тишине библиотечной
Каждый слышит голоса,- руку к уху
Речи птичьи, человечьи.
В каждой книге - чудеса!- удивление
  И, конечно, тишина
Здесь особенно нужна”грозят пальчиком
Так что такое читальный зал? (ответы учащихся)
Книги — как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить, И советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники: что? — БЕРЕЧЬ!
Правильно! давайте и мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя:
Нельзя книги перегибать.
Нельзя загибать книжные страницы,
Нельзя закладывать в книги карандаши, ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? ЗАКЛАДКА.
Нельзя писать и рисовать в книгах.
Нельзя читать книги во время еды.
Нельзя книги брать грязными руками
Больше всего книги любят бережное отношение. Очень любят чистоту.
Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?
Правило №1. В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
Правило №2. Книги  надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели.  В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.
Правило №3. С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.
Правило №4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется ни одной книги.
Правило №5. Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого ученика.
А вот это, ребята, читательский формуляр (показывает), куда записываются все книги, которые вы прочтете за всю вашу школьную жизнь.
А сейчас я хочу проверить, внимательные ли вы читатели.
К нам пришли телеграммы, может,  узнаем от кого. Помогите мне узнать их авторов.
“Нам не страшен серый волк!!!!»(№ поросенка, С.В.Михайлов)
“Я лягушка - попрыгушка, пустите меня к вам жить!» (Теремок, народная сказка)
“Ровно в двенадцать карета превратится в тыкву, а твое платье в лохмотья”. (Золушка, Ш.Перо)
“Дорогие гости, помогите! Паука злодея зарубите!”.  (Муха- Цокотуха, Чуковский)
“Лето красное пропела, оглянутся, не успела, как зима слепит глаза» (Стрекоза и Муравей, Крылов)
“От дедушки ушел, от бабушки ушел ……» (Колобок, народная сказка)
“Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперед»  (Тараканище, Чуковский)
Молодцы, вижу, не только  произведения все знаете, но и авторов.
А теперь, внимание на экран, «ВИКТОРИНА». Отгадайте загадки о сказках и сказочных героях:
1. Вымолвил словечко -                  
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю.
 “По щучьему веленью”
2. У отца был мальчик странный.        
 Необычный – деревянный,        
На земле и под водой        
Ищет ключик золотой.                        
Всюду нос суёт свой длинный,
Кто же это?..
            “Золотой ключик”
5.Всех на свете он добрей,                                            
Лечит он больных зверей,
А однажды из болота
Вытащил он бегемота.        
Он известен, знаменит,
Это доктор….
«Айболит»
3. Появилась девочка
В чашечке цветка,
А была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Девочка спала,
Вот какая девочка,
Как она мала!
Кто читал такую книжку,
Знает девочку – малышку
«Бюймовочка»
4. Летела стрела и попала в болото
А в этом болоте поймал её кто-то…                
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
«Царевна лягушка»
6. Он по коробу скребён,
По сусекам
метён,
На сметане мешен,
Да в масле пряжен«Колобок»
7. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка!
«Снегурочка»
Итог урока:
А теперь, давайте подведен итог нашего урока, и что нового узнали вы для себя.
Вопрос: От каких слов  произошло слово «библиотека»?
Ответ: “ Библио” по-гречески — книга, а “тека” — хранилище.
Вопрос: Где находится самая большая библиотека в мире?
Ответ: Самая большая на земном шаре — это Российская государственная библиотека в Москве.
Вопрос: Где находится самая маленькая библиотека в мире?
Ответ: Самая маленькая «библиотека» в мире находится в индийском городе Амритсаре.
Вопрос: Где был изобретен 1 печатный станок?
Ответ: Первый печатный станок появился в Китае в 868 году.
Вопрос: Кто вам поможет найти нужную книгу в библиотеке?
Ответ: Вам поможет, конечно, педагог-библиотекарь.
Вопрос: Какие книги дают на дом, а какие нет?
Вопрос: Какие правила поведения в библиотеке?
Вопрос: Какие правила обращения  с книгой?
Вопрос: Что такое читательский формуляр?
Пригласительный билет:
Дорогие ребята!
Ждем, Скучаем!
Мы вас приглашаем в библиотеку!
Ваши КНИГИ!
В финале исполняется песня «Учат в школе» В.Шаинского