Методическая разработка. Использование игровых технологий во внеурочной работе.
Использование игровых технологий во внеурочной работе.
Геннадий Николаевич Петров
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
МБОУ «Сюрбей-Токаевская ООШ», Комсомольский район, Чувашская Республика
В детском возрасте игры оказывают большое влияние на процессы развития человека. Во время игры дети учатся общаться друг с другом, находят решения проблемных вопросов в оптимальном варианте, знакомятся с новыми областями знаний, новыми видами деятельности. Но самое главное, они в ходе игры познают окружающий мир. В основной общеобразовательной школе мы используем учебные игры на уроке, во внеурочное время, что очень помогает повышению интереса, мотивации учащихся при изучении таких нужных в жизни человека учебных предметов, как физика и технология.
Игры являются основной частью декады физики и техники, проводимой ежегодно в школе. Подготовка к разным игровым мероприятиям стимулирует учащихся к познавательной деятельности, поиску учебных материалов, выходящих за рамки школьной программы. Темы проводимых игровых мероприятий объявляются учащимся заранее, чтобы они смогли подготовиться, подобрать команды.
Физическая игра «Мой звездный час».
Тема: Строение вещества.
Цель: Привлечение детей к любознательности, изучение истории физики и техники, закрепление изученного на уроках физики и технологии материала. Развитие логического мышления учащихся.
Оборудование для игры:
Данную игру мы проводим аналогично с бывшей телеигрой «Звездный час». В игру «Мой звездный час» играют попарно: один – главный игрок, из учащихся 5-7 классов, другой – помощник, из учащихся 8-9 классов. Играют 6 пар. Для оценки ответов учащихся работает жюри из трех человек. В состав жюри мы обычно приглашаем родителей или учителей. Игра состоит из трех туров. После каждого тура выбывают две пары (игрок с помощником).
I тур.
Игра состоит из трех частей:
1) Ученые физики;
2) Разные виды двигателей;
3) Приборы для измерения физических величин.
После того, как ведущий прочитает текст и вопрос к этому тексту (текст и вопрос проецируется на экран с помощью проектора), играющие должны поднять свой жетон, если считают, что ответ верный. Кто угадает правильно и первым, то получает зачетные очки. Если ответы у игрока и напарника совпадают и он верный, то очки удваиваются, Жюри будет оценивать ответы по десятибалльной системе, После первого тура жюри объявляет итоги, Две пары игроков, набравшие малое количество баллов, выбывают из игры, а остальные продолжают игру во втором туре.
1) Ученые физики.
Впереди играющих, на доске вывешиваются портреты ученых физиков: Демокрит; Майкл Фарадей; Дмитрий Иванович Менделеев; Джозеф Джон Томсон; Эрнест Резерфорд. Ведущий читает текст из биографии ученого, одновременно текст проецируется на экране. Участники должны отгадать ответ, поднять тот жетон, под которым правильный ответ.
1. В V веке до нашей эры древнегреческим ученым Левкиппом, впоследствии его учеником из города Абдера (Фракия) была выдвинута атомистическая гипотеза. Согласно их гипотезе, все в мире состоит из атомов, которые различаются по форме, порядком и ориентацией в теле. Между атомами пустота, она ничем не заполнена. Согласно легенде, к такой гипотезе он пришел после многих раздумий. Одна из них такая. Этот древнегреческий философ сидел на камне у моря, держа в руке яблоко, и размышлял. Если разрезать яблоко, получится две половинки, если их дальше делить, получится четыре части. До каких пор можно рассекать яблоко, чтобы его дальше нельзя было делить? Мысль о том, что существует предел такого деления и побудила назвать мельчайшие, дальше уже неделимые частицы материи атомами. Атом, дословно означает неразрезаемый, нерассекаемый. Через многие века, художники изображали этого древнегреческого философа высоким, с белой бородкой, в белом хитоне и в сандалиях одетыми на босую ногу. Кто же он?
Ответ - Демокрит.
2. Экспериментально подтвердили строение атома только через несколько веков спустя.
Первый толчок дали работы выдающегося английского ученого физика – экспериментатора, который занимался изучением явления электролиза. Во второй половине 19 века он установил причины явления электролиза. В ходе экспериментов им было обнаружено, чем больше сила тока, проходящего через раствор, тем больше вещества разлагается. Если, через разные растворы пропускать в течение одинакового времени ток одной и той же силы, то прошедшее количество электричества всегда кратно минимальному заряду. Данный факт позволил ему предположить существование частиц, которые являются носителями зарядов. Идея атомного строительства электричества вытекала из законов электролиза. На это в свое время обратил данный ученый. Кто он?
Ответ - Майкл Фарадей.
3. Следующим этапом в изучении строения атома можно считать открытие русского ученого в 1869 году периодического закона. Этот ученый задолго до открытия строения атома предвидел его делимость. Когда им был открыт периодический закон, были известны всего лишь 63 химических элементов. Расположив химические элементы в порядке возрастания относительных атомных весов, ученый наблюдал периодически повторяющие свойства. Эту закономерность он сформулировал в виде периодического закона: «Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов». Это уже был другой этап в решении вопроса о сложной структуре атомов. Открытие этого закона было закономерно, а не случайно в научном творчестве ученого. Это четкое выражение единства физических и химических свойств. Современная физика обосновала этот периодический закон, и основным критерием для классификации стал заряд ядра, определяющий порядковый номер элемента в таблице. Кто же он?
Ответ - Дмитрий Иванович Менделеев.
4. Этот английский физик своими опытами изучал природу катодных лучей. Используемые им методы стали классическими, некоторые нашли широкое применение в различных современных устройствах, начиная от телевизионных трубок и кончая ускорителями заряженных частиц. В результате его опытов получила подтверждение идея существования частиц, меньших по размеру атомов. За этой новой частицей, являющейся носителем наименьшего заряда, закрепилось название электрон. А год 1897 вошел в историю физики как год открытия первой составной частицы ранее неделимого атома. В 1903 году им был предложен модель атома, который представлял им как положительно заряженный шар в который вкраплено столько электронов, чтобы атом в целом был электрически нейтральным. Испускание атомом света, рассматривалось как результат колебаний электронов около их положения равновесия. Его ученики назвали эту модель «пудинг с изюмом». Кто же он?
Ответ - Джозеф Джон Томсон.
5. В истории физики имя этого физика – экспериментатора стоит в числе первых. Для своих экспериментов по раскрытию строения атома он воспользовался альфа- частицами, как естественными «снарядами» для «бомбардировки» различных веществ. При бомбардировке листка золотой фольги не все частицы проходили его насквозь, некоторые отбрасывались в сторону, а иные - совсем назад. По результатам опытов он пришел к мнению, в глубине атома есть массивная положительно заряженная частица – сердцевина.
Но его размер очень мал, поэтому редкие частицы прицельно попадают в нее, чтобы отразится назад. Опыт показал неоспоримое существование атомного ядра. В 1911 году он возвестил мир о рождении новой, планетарной модели атома. По его модели, в центре атома расположено массивное положительное ядро, вокруг которого вращаются отрицательные электроны. Появился теоретически противопоказанная, только экспериментально обоснованная планетарная модель атома. Так назвали эту модель из за того, что она была похожа по строению на солнечную систему. Кто же его придумал?
Ответ - Эрнест Резерфорд.
2) Разные виды двигателей.
Перед игроками на столе модели двигателей: паровая машина; двигатель внутреннего сгорания; ракетный двигатель (для запуска моделей ракет); электродвигатель. Ведущий читает текст, участники, обдумав должны отгадать ответ, поднять тот жетон, под которым правильный ответ.
1. Во всех этих двигателях в механическую энергию превращается внутренняя энергия газа или пара. Если вы считаете, что я не прав, то где ошибка?
Ответ - электродвигатель.
2. В каком из этих двигателей температура рабочего тела наибольшая?
Ответ – ракетный двигатель.
3. Какой из этих двигателей дал возможность человеку прокатиться по поверхности Луны?
Ответ – электродвигатель.
4. Используя, какой из этих двигателей Ю.А. Гагарин первым в истории человечества смог посмотреть на Матушку – Землю с космической высоты?
Ответ – ракетный двигатель.
5. Данный вид двигателя самый распространенный на земле, без этого двигателя немыслима жизнь современного человека. Она и помогает человеку и травит его ядовитыми газами, но люди от него не отказываются, а изготавливают ее все больше и больше.
Ответ – двигатель внутреннего сгорания.
3) Приборы для измерения физических величин.
Перед игроками на столе физические приборы: динамометр; термометр; мензурка; рычажные весы; барометр. Ведущий читает текст, участники, обдумав должны отгадать ответ, поднять тот жетон, под которым правильный ответ.
1. Этот прибор изготовил около 1740 г. шведский физик, рабочей частью которого являлся ртуть. Для изготовления шкалы данного прибора он воспользовался свойствами самого распространенного в природе вещества, точками кристаллизации и кипения. На шкале промежуток между этими точками он разделил на сто частей. Совершенствование данного прибора первоначально было в основном связано с его применение для метеорологических наблюдений. Позднее его стали использовать в быту, в медицине – для контроля за состоянием больного. Что это за прибор?
Ответ – термометр.
2. Один из этих приборов ведет себя очень странно, чем выше его поднять над уровнем моря, тем он будет показывать меньшее значение. Но если его показания посмотреть внутри космической станции, где находятся космонавты, то его показания схожи с показаниями на уровне моря, хотя станция летит на очень большой высоте. О каком приборе идет речь?
Ответ – барометр.
3. На столе есть прибор, в основу которого положен тот простой механизм, который использовали египтяне, при строительстве пирамид для фараонов, как утверждают историки. Зная, что при помощи этого механизма, можно получить какой угодно большой выигрыш в силе, Архимед выразил словами: « дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю». Что это за прибор?
Ответ – рычажные весы.
II тур.
Игра с кубиками.
На стол высыпаются игральные кубики с буквами – 15 штук. Те буквы. Которые оказались на верхней стороне кубиков записываются на доске. По выпавшим на кубиках буквам надо составить слово, связанное со строением вещества. Слова должны быть именами существительными, в единственном числе, в именительном падеже. Буквы, выпавшие на кубиках можно в слове использовать несколько раз. Если слова игрока и напарника совпадают, то очки удваиваются. Кто назовет слово с использованием наибольшего количества букв, те набирают больше баллов. По результатам набранных баллов на следующий тур выходят только две пары игроков.
III тур.
Игра в калейдоскоп.
Два игрока играют в калейдоскоп. Им необходимо составить как можно больше слов из букв данного слова, Помощники тоже могут помочь в составлении слов. Слова должны быть связаны с физикой и техникой. На подготовку игрокам дается одна минута времени, затем игроки по очереди называют придуманные слова, два раза игрокам одно и то же слово нельзя назвать. Побеждает тот игрок, кто с напарником составил больше слов.
Названные слова ведущие записывают на доске.
Подведение итогов игры. Жюри объявляет итоги игры.
Литература.
1. Энциклопедия для детей. Т.16. Физика. Ч.1. Биография физики. Путешествие в глубь материи. Механическая картина мира. – 2-е изд, испр. /ред. коллегия: М.Аксенова, В.Володин, А.Элиович и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. -448 с.: ил.
2. Энциклопедия для детей. Т.16. Физика. Ч.2. Электричество и магнетизм. Термодинамика и квантовая механика. Физика ядра и элементарных частиц. /ред. коллегия: М.Аксенова, А.Элиович, В.Санюк и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. -432 с.: ил.
Физический КВН «Ток, ток и еще раз постоянный электрический ток».
Цели и задачи:
- закрепление изученных на уроках материалов в ходе проведения внеклассных мероприятий.
- предоставление возможности каждому развивать свои творческие способности, в том числе актерские данные, проявлять себя в нестандартной обстановке.
- повышение мотивации и интереса к физике и технике.
По ходу изучения темы «Постоянный электрический ток» в классе создаются две команды, которые будут защищать свои интересы в ходе конкурса КВН (клуба веселых и находчивых). В таких малокомплектных школах - как наша, можно команды составлять их учащихся 8-9 классов. После распределения учащихся по командам, им можно предложить задания для подготовки к КВН. Все учащиеся класса получают домашнее задание, придумать:
1) название команды, связанное с темой КВН;
2) приветствие жюри и соперникам;
3) составить кроссворды, набор фраз или словосочетаний, связанное с темой КВН..
Основные условия:: чтобы было с юмором и грамотно с точки зрения физики. На подготовку примерно две недели.
Выбирается жюри, в состав которого стараемся включать родителей и одного учителя. Во время КВН каждому члену жюри выдаем листок с программой вечера и таблицей, в которую нужно вносить количество баллов за выполнение каждого задания, которую получают команды во время игры,
Задания и этапы проведения КВН.
1. Приветствие команд (домашнее задание).
Ученики должны придумать название команды, отражающее тему КВН (например «Гальванометр»). В приветствии тоже необходимо обыграть тему «Постоянный электрический ток». Это творческое задание; каждая команда может проявить инициативу знание предмета, склонность к юмору.
2. Жизнь формул.
Командам раздаются чистые листы бумаги, на которых нужно написать формулы, связанные с темой «Постоянный электрический ток». Сколько написано формул, столько баллов получает команда.
3. Кроссворды.
Команды получают листки с кроссвордами (по два кроссворда для каждой команды), связанные с темой «Постоянный электрический ток». Жюри фиксирует время – начало работы. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием. Кроссворды составляют до проведения КВН каждая команда. Условия для составления кроссвордов заранее известны капитанам команд, входит в домашнее задание.
4. Кто больше?
Командам вручают листки со словом «электротехника». Каждой команде нужно составить слова связанные с темой «Постоянный электрический ток», с использованием букв предложенного слова. За каждое слово начисляются баллы.
5. Конкурс капитанов.
Каждый капитан получает физический прибор, который используется при изучении темы «Постоянный электрический ток». Капитанам необходимо рассказать какую физическую величину можно определить или измерить с помощью данного прибора, или для каких целей его используют, показать, как это можно сделать. Объяснить его устройство и принцип работы. Оценивается знания предмета, инициатива, склонность к юмору.
6. Литературный конкурс.
С самого начала вечера, каждая команда выделяет одного своего представителя, который «назначается» писателем и будет сочинять сценарий (например - трагедию или комедию). Они должны выбирают, путем жеребевки, два листка, на одном листке задан жанр будущего произведения, на другом – слова, которые должны быть использованы в их сочинении. Например: резистор, короткое замыкание, напряжение, реостат, амперметр, вольт, электродвигатель, изолятор и т.п. При выступлении оцениваются артистичность и содержание написанного сочинения.
7. Перевертыши.
Суть конкурса в том, чтобы для каждого слова в предложенной фразе или словосочетании придумать как можно быстрее противоположное по смыслу. Такие фразы или словосочетания, заранее (как домашнее задание) придумывают все команды, а ответы пишут их команды – соперники в ходе игры. Например: проводник – изолятор; электрический ток – покоящиеся заряды.
Подведение итогов.
Члены жюри оценивают каждый конкурс по десятибалльной системе, а отдельные конкурсы – столько баллов, сколько отгадано или записано. В ходе игры, после каждого конкурса члены жюри по каждой команде объявляют полученные каждой командой за данный конкурс и сумму баллов с предыдущими конкурсами. В конце игры члены жюри по каждой команде подводят итоги игры. Побеждает та команда, которая набирает большее число баллов.
Литература.
1. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.; Учеб. для общеоразоват.учеб.заведений - М.: Дрофа, 2012.
2. Перышкин А.В. Физика. 8 кл.; Учеб. для общеоразоват. учеб. заведений - М.: Дрофа, 2012.
3. Перышкин А.В., Гутник У.М. Физика. 9 кл.; Учеб. для общеоразоват. учеб. заведений - М.: Дрофа, 2012.
Конкурс «Турнир смекалистых».
Проведение конкурсов «Турнир смекалистых» помогает ученикам осмыслить значения полученных в школе знаний, использовать свои знания в нестандартных ситуациях. Дает возможность повысить мотивацию изучения школьного курса физики. Мы в ходе конкурса организуем индивидуальное и командное первенство, что помогает показать учащимся свои творческие возможности и работать в команде, поддерживать друг друга в совместной борьбе.
Материалы для конкурсов.
I. Конкурс «Perpetuum mobile».
Разработать проект «вечного двигателя». Объяснить, используя какие явления природы он работает, Можно использовать имеющиеся в печати проекты «вечных двигателей». Нарисовать рисунок своего «вечного двигателя», подготовить электронную презентацию. На конкурсе команда защищает свой проект, описывая принцип работы, на какие законы опирались при проектировании, но доказать неработоспособность своего «вечного двигателя» команда доверяет противникам – другой команде. Другой команде необходимо доказать, опираясь на законы природы неработоспособность «вечного двигателя», разработанного соперниками. Затем команды меняются ролями. При оценке, жюри рассматривает презентацию проекта и анализ доказательства неработоспособности «вечного двигателя» противников на основе законов природы.
II. Конкурс «Нешкольные задачи по физике». Задачи составлены с использованием книги Г.Остера «Нешкольные задачи по физике».
1. После открытия данных лучей, стало возможным заглянуть внутрь человеческого организма. Исследуя свои собственные скелеты, полученные на фотопластинках с помощью этих лучей, ученые долго смеялись и показывали друг на друга пальцами. Какая наука помогла ученым открыть, изучить и использовать данное явления природы, доставшее им столько радости? Назовите имя и фамилию ученого, открывшего эти лучи.
Ответ: физика, химия, Кондрат Рентген.
2. Петя и Вася ранней осенью пришли в яблоневый сад. Петя собирал в саду упавшие яблоки, протирая тряпочкой их от грязи, отпускал в ведро с водой. Затем старательно измерял глубину погружения каждого яблока, сравнивая, какая часть яблок находится в воде. Вася стоял в стороне и смотрел, как яблоки плавают в воде. Что можно сказать о действиях в саду Пети и Васи, чем они отличаются. Как такие действия называют физики, используете ли вы их при изучении школьного курса физики.
Ответ: Вася производил наблюдения, а Петя ставил опыты. Наблюдения и опыты неотьемлимаая часть изучения школьного курса физики.
3. Петя и Вася учатся в восьмом классе. Вася простудился и заболел, у него повысилась температура тела. В каких мальчиках быстрее движутся молекулы в здоровых или простуженных?
Ответ: в простуженных. У них высокая температура.
4. Масса синего большого воздушного шарика и мелкого гвоздика, который мечтает этот шарик когда - нибудь проткнуть, одинаковы. Как отличаются силы тяжести, действующие на шарик и гвоздик?
Ответ: ничем не отличаются, массы у них одинаковы, Значит, одинаковы и действующие на них силы тяжести.
5. Маленькая Настя очень любит зимой кататься на санках с косогора у реки Кубня. Однажды в середине лета она вынесла свои санки на улицу и потащила к речке, их дом расположен недалеко у речки Кубня. Но не смогла покататься, санки не скользят. Что мешает маленькой Насте круглый год кататься на санках с горки у речки?
Ответ: Сила трения скольжения между санками и поверхностью, по которому скользят санки. Летом они увеличиваются несколько раз.
6. Окончивший с небольшим багажом знаний великовозрастный Иван, масса которого 60 кг, сидит на шее у своей престарелой пенсионерки бабушки. Вычислите силу тяжести и вес Ивана и объясните, к чему приложены эти вес и сила тяжести.
Ответ: вес приложен к шее престарелой бабушки, а сила тяжести к центру тяжести Ивана.
III. Объяснение природных явлений.
1. Земля представляет собой большой природный магнит. Опишите, какие электрические явления вызывает земное магнитное поле при течении воды в реках, так как вода в реке является хорошим проводником электрического тока?
2. Искусственный спутник при вращении вокруг Земли, движется в земном магнитном поле, какие электромагнитные явления при этом происходят? Опишите эти явления, считая магнитное поле вокруг Земли таким, как у равномерно намагниченного стального шара.
IV. Практическое применение изученных законов природы.
1. Рассчитайте расстояние между уровнями поверхностей ученических столов в школьных кабинетах, находящихся на первом и втором этажах школы.
Оборудование: барометр, учебник «Физика – 7».
2. Определите массу воздуха находящегося в объеме кабинета физики.
Оборудование: линейка, учебник «Физика – 7».
Литература.
1. Г.Остер. Нешкольные задачи по физике. М.; ООО «Издательство АСТ», 2000.
2. Понимаете ли вы физику? М.; Издательство «Знание», 1998.
3. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.; Учеб. для общеоразоват.учеб.заведений - М.: Дрофа, 2012.
4. Перышкин А.В. Физика. 8 кл.; Учеб. для общеоразоват. учеб. заведений - М.: Дрофа, 2012.
5. Перышкин А.В., Гутник У.М. Физика. 9 кл.; Учеб. для общеоразоват. учеб. заведений - М.: Дрофа, 2012.
6. Я.И.Перельман. Занимательная физика. Част 1,2. М.; Просвещение.