Методическая разработка на тему Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы


Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Тыва
Хондергейская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида для детей с отклонениями в развитии
Направление
Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта
Тема методической разработки
«Игровые технологии на уроках русского языка и литературы»
Монгуш Милана Николаевна,
Учитель русского языка и литературы
Аннотация
Настоящая разработка имеет коррекционно-развивающую, нравственно-эстетическую и социально-педагогическую направленность. В настоящее время, когда перед школой стоит задача воспитания творческой личности, необходим поиск наиболее оптимальных путей обучения в развитии и творческих способностей. Поэтому моя методическая разработка посвящена повышению познавательного интереса учащихся, способствованию коррекции их недостатков развития, творческой активности. Она может быть полезна учителям русского языка и литературы коррекционных школ VIII вида.
Содержание :Аннотация
Содержание
Введение.
Основная часть.
Заключение.
Список литературы.
Приложения (№№1-2).
Введение.
Современные педтехнологии направлены на главную фигуру школы —ученика. Для выбора технологии требуется перестроить традиционно сложившийся стереотип деятельности учителя: понять ученика, принять ученика, признать ученика как субъекта процесса обучения и подобрать технологии образовательных знаний, учитывая подбор класса и возраст, тему и наличие дидактической обеспеченности обучения, не забывая о результате, который вы желаете получить. Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции.
Актуальность освоения педагогами современных образовательных технологий, которые непосредственно относятся к учебно-воспитательному процессу в учебных заведениях, обусловлена рядом проблем и противоречий практики. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Основная часть
В своей педагогической практике в основном применяю Игровые технологии.
Человек играет только тогда,
когда он в полном значении слова человек,
и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда он играет.
( Ф. Шиллер)
Цель методической разработки:
Формирование положительной мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы через использование игровых технологий.
Задачи:
Формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности при изучении предметов гуманитарного цикла.
Формирование толерантности в учебных взаимодействиях.
Развитие коммуникативной компетенции у обучающихся.
Создание благоприятного психологического климата в психологическом коллективе.
Игровые технологии
Принцип активности ребенка в процессе обучения остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.
Игра в огромной степени способствует развитию детей. Основой игры является реальная жизнь. Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует определенный этап. Игра наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, творчество.
Урок является главным компонентом в школьном обучении и воспитании, формой реализации педагогических воздействий, где происходит непосредственное и систематическое общение учителя и учеников. В настоящее время широкое распространение получили нетрадиционные формы уроков, где используются игровые технологии. Игра на уроке активизирует учащихся, повышает познавательный интерес. Он вызывает у детей эмоциональный подъем, повышает работоспособность, которая переходит в творчество. Новое всегда рождает любопытство и любознательность, при проявлении которых учащиеся стремятся к получению новых знаний. Уроки-игры проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии скованности. Устанавливается особое общение учителя с учениками.
Опыт показывает, что игровые технологии помогают учащимся раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Попадая в ситуации реальной жизни, ситуации успеха, создаваемые игровыми технологиями, учащиеся лучше усваивают любой сложности материал.
Большинству игр присущи четыре главные черты:
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п.;
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность.
Педагогическая игра обладает существенными признаками:
- четко поставленная цель обучения и воспитания;
- вовлечение всех учащихся класса;
- управление ходом игры;
- сочетание индивидуальной и коллективной работы;
- подведение итогов и оценивание;
- повышение познавательной мотивации учащихся.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
- обучающие, тренировочные, контролирующие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные.
Урок-игру можно использовать как при прохождении нового материала, так и для итоговой проверки знаний, для обобщения и повторения. При этом обязательно учитываются возрастные особенности учащихся. Для учащихся среднего звена можно проводить уроки-КВН, соревнования и т. д. Игровые технологии используются и в проведении внеурочных мероприятий.
Игровые технологии помогают учащимся формировать прочные знания. У учащихся повышается интерес.
Спектр целевых ориентации:
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Концептуальные основы игровых технологий
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский).
Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (А.Н. Леонтьев).
Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
Игровые технологии
в младшем школьном возрасте
В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.
Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.
Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и так учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.
Дидактические игры
Дидактические игры это не только средство интеллектуального развития, а также развития познавательных психических процессов, но и игровая форма обучения.
Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:
дидактическая задача;
игровая задача;
игровые действия;
правила игры;
результат.
Дидактическая задача обусловлена целью обучающего и воспитательного воздействия. Игровая задача определяет игровые действия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность перед детьми в виде игрового замысла. Игровые действия (основы игры) связаны с игровым замыслом и исходят из него. Чем они разнообразнее, т.е. чем интереснее игра, тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Правила игры содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения и влияют на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета. Подведение итогов (результат) помогает выявить детей, которые лучше выполнили игровое задание, определить команду-победительницу и т.д. Учитель должен отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
Основными функциями дидактической игры является формирование:
- устойчивого интереса к учению; снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
- психических новообразований;
- собственно учебной деятельности ребенка;
- общественных умений, навыков, учебной и самостоятельной работы;
- навыков самоконтроля и самооценки;
- адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.
Сюжетно-ролевые игры
Идея ролевой игры, взятой в простейшей форме, состоит в обращении к кому-либо с просьбой представить в конкретной ситуации либо себя, либо другое лицо. Основные элементы этой разновидности игр – воображаемая ситуация, сюжет и роль. При планировании ролевой игры должна быть определена игровая задача и намечен конфликт, лежащий в основе сюжета и выстраивающий, движущий собой сюжет. Типичная ошибка, допускаемая на практике, - подмена ролевой игры инсценировкой. Если сюжет выбран удачно, а роли распределены правильно, то игра начинает «сама себя играть», планировать можно лишь ее тактику. Обучение, на которое направлена игра, может быть непосредственным или опосредованным: оно связано либо с личным участием ребенка в действии, либо с его наблюдением.
Разыгрывание ролей идеально подходит в ситуациях, когда ученикам нужно освоить новые способы поведения, когда ученикам нужно освоить новые способы поведения, лучше осознать свои собственные возможности и глубже понять позиции других людей. Именно игровая ситуация, прожитая со всей серьезностью и затем обсужденная, позволяет ребенку приобрести значимый опыт.
Ролевые игры должны включать следующие условия:
- реалистичность;
- учебный характер (ситуация предполагает применение знаний, отрабатывание навыков, изучение модели поведения);
- наличие сюжета и интриги для его развития.
Место ролевой игры в структуре уроков может быть самым различным. Продуктивно и интересно перед изучением новой темы предложить ученикам разыгрывать какую-либо реальную ситуацию. Удачно, если получается связать учебное содержание со случаем из жизни кого-то из школьников или знакомых. Наблюдение за игрой и небольшое обсуждение ее хода служат сильнейшими средствами мотивации учеников на обстоятельное изучение новой темы и одновременно вводят их в проблематику. Подобное разыгрывание сюжета, введенное в середину урока, - способ смены темпоритма занятия, иллюстрация учителя.
Если конкретную ситуацию для разыгрывания предлагает учитель (находит ее сам), то он расписывает на карточках роли и информацию для их эффективного представления. Следует давать информацию в том объеме, который необходим для исследования данной проблемы, и не перегружать их лишними деталями или фактами. Надо сообщить основные характеристики персонажа.
Итак, сюжетно-ролевая игра имеет моделирующий характер: дети, разыгрывая тот или иной сюжет, воссоздают (моделируют) взаимоотношения взрослых, постепенно переходя от вычленения внешних предметных действий, характерных для взрослого человека, к вычленению его отношений с другими людьми.
.
Заключение.
Считаю, что использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.
Думаю, что учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова.
Литература
Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.
Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. – М., 1970.
Дидактические основы компьютерного обучения – Л., 1989.
Журавлев А.П. Языковые игры на компьютере. – М., 1988.
Педагогика/ Под ред. П.И.Пидкасистого. – М: РПА, 1996.
Петрусинский В.В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. – М., 1987.
Подластый И. Опираясь на закономерности // Народное образование. -1991. – № З.
Политика в области образования и новые информационные технологии // Информатика и образование 1996.-№ 5.
Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования – М.: Школа-Пресс, 1994.
Шеншев Л.В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс? // Педагогика. – 1992 - № 11.
Азаров ЮЛ. Игра и труд. — М., 1973. Азаров ЮЛ. Искусство воспитывать. — М., 1979.
Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., 1987.
Газман О.С. и др. В школу — с игрой. — М., 1991. г
Занько С. Ф. и др. Игра и ученье. — М., 1992.
Игры — обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Летрусинского. — М., 1994.
Приложение №1.
Игры на уроках русского языка.
5 класс.
1.«Смешной алфавит»
Каждый участник игры должен за определённое время составить оригинальный алфавит, придумав на каждую букву (кроме й,ь,ъ) фразу таким образом, чтобы все слова в ней начинались с одной и той же буквы. Если детям трудно составлять предложения, можно ограничиться составлением словосочетаний.
2. «Спринт»
Эта игра может использоваться при закреплении знаний, приобретённых в процессе изучения фонетики, орфографии и т.д.
Условия игры: за определённое время играющие должны справиться с конкретным заданием. Например:
Написать как можно больше слов любой части речи, состоящих из 1 (2,3, и т.д.) слогов.
Записать наибольшее количество слов с безударными гласными.
Написать как можно больше слов, где есть разделительный Ь.
3. «Орфографические джунгли»
Это ролевая игра. Играющие делятся на три группы: «джунгли», «первопроходцы» и «первопоселенцы». Группа «джунгли» готовит орфографический материал по той или иной части речи по изученным орфограммам. Каждое задание – заросли – этап прохождения джунглей. Задача группы «джунглей» приготовить задания как можно запутаннее и сложней, чтобы остановить группу «первопроходцев». Группа «первопоселенцев» проверяет, как группа «первопроходцев» выполняет задания. Если задание выполнено правильно, «первопоселенцы» строят дом и готовят защиту дома – вопрос группе «джунглей».
4. «Снежный ком»
Используется для освоения или закрепления навыков по составлению предложений. Один из играющих (или учитель) произносит нераспространённое предложение. Каждый следующий участник добавляет к предложению один любой член предложения, повторив при этом его целиком.
5. «Орфографический марафон»
Используется для закрепления определённых орфографических правил. Участники соревнуются в написании текста на любую тему. Непременным условием является употребление в сочиняемом тексте 8 слов на изучаемое орфографическое правило. Игра может проводиться как соревнование команд.
7 класс.
1. «Сколько значений»
Используется для развития навыка правильного употребления предлогов с существительными в разных падежах. Формирует представление о многозначности и однозначности предлогов.
Условия игры: Учащиеся в течение 10 минут должны записать как можно больше многозначных предлогов. При проверке повторяющиеся примеры вычёркиваются. Побеждает тот, кто составил больше оригинальных примеров и указал наибольшее число предлогов.
2. «Употреби союз»
Используется для развития навыков употребления союзов в простых и сложных предложениях, закреплении знаний о сочинительных и подчинительных союзах.
Реквизит: жанровый рисунок, иллюстрация к какому-либо литературному произведению, предусмотренному программой.
Условия игры: Учащиеся по очереди на основе увиденного на рисунке составляют предложения так, чтобы получился связный текст. Обязательным при этом является одно из приведённых ниже условий, которое оговаривается заранее:
Все предложения должны быть только простыми и обязательно включать в себя союз;
Все предложения должны быть союзными сложными (можно иметь варианты, в которых будут только сочинительные или только подчинительные союзы).
Кроме того, в предложениях, по очереди составляемых учащимися. Союзы повторяться не должны.
3. «Пинг – понг»
Используется для закрепления знаний о значении частиц. Обучает правильному употреблению частиц в речи.
Условия игры: Учитель называет один из разрядов частиц – учащиеся приводят примеры частиц данного разряда, а также примеры их употребления в речи. За каждый правильный пример ученик получает один балл, за неверный ответ балл вычитается.