Родительское собрание по профориентации В мире профессий
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Ждамирово
Родительское собрание
«В мире профессий»
Выполнила и провела учитель технологии:
Шабрашина Наталья Петровна
2016-2017 учебный год
Уважаемые родители, вы каждый день видите своего ребенка, оберегаете его, поддерживаете его начинания, ведь самое важное для каждого родителя – счастья и благополучие их детей. И естественно, что вы связываете со своим ребенком какие-то представления о его будущей профессии и должности.
Выбор профессии дело сложное и важное. Поскольку жизнь человека неразрывно связана с определенной профессией, нет ничего важнее проблемы выбора жизненного пути. В лице человека не занятого своим делом, не нашедшего себя, общество несет невосполнимые духовные и материальные потери. При этом огромный ущерб наносит себе и сам человек вследствие неудовлетворенностью своей жизнью, отсутствием самореализации, незавидным материальным положением. Человек становится неудачником зачастую потому, что ему в начале жизненного пути не помогли найти свое место, на котором он смог бы творчески реализовать себя, испытать радость и свободу труда по призванию.
По важности выбор профессии сопоставим только с выбором спутника жизни. Конечно, так же как можно развестись с супругом, можно поменять и профессию. Однако такой шаг сделать непросто. И чем старше мы становимся, тем это труднее, так как смена профессии обычно связана с болезненными переживаниями, ощущением утраты, потерей времени и сил. Если же самый первый выбор был неслучайным, то исправлять его не потребуется вовсе или можно будет обойтись незначительными поправками.
Казалось бы – собственное будущее небезразлично всем. Но вызывает удивление необоснованная легкость, с которой определенная часть молодых людей относится к выбору профессии.
Многолетняя работа с детьми в школе показывает, что наши дети, выбирая профессию, ориентируются на следующие признаки. Мы расположили их в приоритетном порядке.
Во-первых, большинство из них хотят, чтобы профессия была престижной, пользовалась признанием в обществе. Став представителями такой профессии, они думают, что автоматически становятся уважаемыми людьми. Однако надо знать, что общественное признание профессий существенно меняется со временем. Например, лет 30 назад, считалось престижным иметь высшее техническое образование. И многие молодые люди, окончив школу, потоками устремлялись в технические вузы. Закончив их, они распределялись по разным конструкторским бюро, проектным институтам, научно-исследовательским институтам, научно-производственным объединениям, на заводы и фабрики на должности инженеров. И что же произошло? Изменение экономических условий привело к снижению спроса на инженеров и падению престижности этой профессии. И многие из тех, кто ориентировался только на престижность профессии, остались за воротами предприятий.
Во-вторых, многие молодые люди хотели бы приобрести любую профессию, лишь бы она хорошо оплачивалась. Однако они не учитывают или не знают, что оплачивается не профессия, а должность, которую они будут занимать. Оказывается, недостаточно получить профессию, чтобы потом много зарабатывать.
Третья причина, по которой люди выбирают себе профессию, – это интерес к ее содержанию. И это одна из наиболее веских причин профессионального выбора.
На четвертое место среди причин выбора профессии чаще всего ставят условия труда. Основание существенное, но оно тоже связано не столько с профессией, сколько с местом работы, так как любая профессия предполагает довольно широкий спектр возможных рабочих мест. И чем выше уровень квалификации, тем шире возможности в выборе места работы и, соответственно, условий труда по душе.
Пятое место среди мотивов выбора профессии обычно занимает доступность обучения. Очень часто люди выбирают ту профессию, которую легче приобрести: поступают в то учебное заведение, которое находится ближе к дому, или то, куда позволяют поступить финансовые возможности, или то, куда могут помочь поступить. В большинстве случаев это является веской причиной. Однако, ориентируясь только на доступность обучения, выпускники школ сильно ограничивают возможности своего профессионального выбора.
Шестая причина – желание родителей или советы других людей. Уверены ли вы, родители в том, что знаете современный рынок профессий и профессиональные качества ваших детей?
Седьмая причина – выбор профессии в соответствии со своими способностями. Эта причина является очень важной при выборе профессии.
Восьмая причина – пример других людей. Это случается, если выпускники поступают учиться за компанию с кем-нибудь. В этом случае они выбирают себе профессию в соответствии с интересами и способностями своих друзей и товарищей.
И на последнем месте среди причин выбора профессии называется возможность трудоустройства.
Когда человек выбирает профессию первый раз, он, к сожалению, очень редко задумывается о том, пользуется ли эта профессия спросом у работодателей, легко ли будет найти работу. А потом оказывается, что, окончив учебное заведение и получив диплом, человек остается без работы, ни дня не проработав по специальности. При рыночной экономике учебные заведения набирали столько учащихся, сколько потом государство могло трудоустроить. Теперь экономика рыночная, и гарантировать трудоустройство может только спрос работодателей на представителей той или иной профессии.
Задумываясь сегодня над будущим наших детей, мы должны помнить три слова: ХОЧУ, МОГУ, НАДО. Что это значит, спросите Вы?
ХОЧУ. Это интересы, склонности, желания, мечты ребенка, а нередко и наше личное ХОЧУ. Вспомните, как часто мы произносим эти слова: «Я хочу, чтобы ты стал Я хочу, чтобы ты поступил Я хочу, чтобы ты окончил».
МОГУ. Это способности наших детей. Способности – это возможность достижения высокого уровня мастерства в том или ином деле. Опять стоит задуматься о том, смогут ли способности вашего ребенка соответствовать его собственным и вашим желаниям?
НАДО – это потребности рынка труда. Это востребованность тех или иных профессий в мире, в стране, в регионе, городе, районе. Это умение ориентироваться в мире новых профессий.
В Международном стандарте классификации профессий их насчитывается около 10 тысяч, а включая специальности, специализации, квалификации – свыше 50 тысяч. Каждый год в мире появляется примерно 500 новых специальностей. Почти столько устаревает.
Логист - специалист по организации транспортировки продукции. Профессия
пользуется большим спросом, для её получения необходимо базовое экономическое образование и курсы специализации.
Вебмастер - разработчик проектов сайтов. Спрос на профессию со временем упадёт, так как пик приходится на настоящий момент, но вебмастер может легко переквалифицироваться в менеджера информационных сетей, специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь образование в области экономики или управления.
Маркетолог - специалист по изучению рынка. Профессия требует экономического образования, специализации с 3-4 курса ВУЗа. Спрос на профессию постоянно высокий, но приоритет отдается тем, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательное образование- экономическое, инженерно-техническое. В качестве маркетолога во многих торговых компаниях работают социологи.
Фандрайзер - тот, кто ищет деньги и возможности для организаций. Курсы по фандрайзенгу проходят при крупных научных центрах. Спрос на профессию постоянно высок, требует целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Это дополнительное образование, которое нужно многим специалистам и организациям.
В XVIII веке В.Н.Татищев предложил свою классификацию профессиональной деятельности:
- Нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);
- Полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);
- Щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство);
- Тщетные науки (алхимия, астрономия);
- Вредные науки (колдовство).
Современная классификация профессий по предмету труда разработана академиком Е.А. Климовым.
- Человек – техника
- Человек - человек
- Человек – природа
- Человек – знаковая система
- Человек – художественный образ.
Профессии типа «Человек-техника» связаны: с созданием, монтажом, сборкой технических средств (слесарь-сборщик, электромонтажник, токарь, столяр); профессии связаны с эксплуатацией технических устройств (водитель, машинист крана, наладчик станков, швея-мотористка, ткач); с ремонтом технических средств (слесарь по ремонту машин, оборудования и аппаратуры).
Профессии типа «Человек-человек» связаны: с воспитанием, обучением (воспитатель, учитель, спортивный тренер, мастер п/о училища); с медицинским обслуживанием (врач, фельдшер, медсестра, няня); с бытовым, торговым обслуживанием (продавец, парикмахер, официант); с информационным обслуживанием (библиотекарь, телефонистка междугородней связи, экскурсовод, лектор); с защитой общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).
Профессии типа «Человек-природа» связаны: с животными, условиями их роста, жизни; с растениями и условия их произрастания, жизни; с микроорганизмами.
Специалистам этой области приходится изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений и животных (агроном, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, микробиолог); выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, полевод, пчеловод); проводить профилактику заболеваний растений и животных, бороться с вредителями растений (врач карантинной службы, агроном по защите растений, ветеринар).
Профессии типа «Человек - знаковая система» связаны: с текстами на родном и иностранных языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, наборщик, телеграфистка); с цифрами, формулами, таблицами (программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статист); с чертежами, картами, схемами (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, топограф, геодезист); с звуковыми сигналами (радист, стенографистка, телефонистка, звукооператор).
Профессии типа «Человек – художественный образ» связаны: с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф); с воспроизведением, изготовление различных изделий по эскизам, образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер); с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений в массовое производство (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю).
Итак, каждый выпускник школы должен выбирать такую профессию, которая прежде всего будет ему в радость. Ведь от выбора будущей карьеры зависит вся его жизнь. Не стоит пренебрегать этим.
По словам Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и основой для его технологической, экономической независимости. В своём ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент отметил как позитивный факт - рост интереса молодёжи к инженерным и рабочим профессиям, профессиям будущего. За последние годы конкурс в технические вузы увеличился почти вдвое.
В Ульяновской области техническое образование можно получить в: Ульяновском государственном университет, Ульяновском государственном техническом университет, Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии имени Столыпина, Электромеханический колледж, Авиационный колледж, Автомеханический и строительный колледжи и др., лицеи технический и авиационный, а также множество профессиональных учебных заведений.
Каждый человек находит свое счастье в труде. Замечательно, когда он сочетает свои желания, стремления, планы с потребностями общества, с благом людей. В этом случае он испытывает удовлетворение от того, что нужен и полезен людям. Для
человека важно не только то, кто он по специальности, но и то, какой он по своим человеческим качествам.
Закончить свое выступление хочу словами: «Профессий нет хороших или плохих, есть хорошие или плохие работники».
15