Рабочая программа по элективному курсу Профессиональное самоопределение по УМК Азбука профориентации 21 века


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
194310148441«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
629860, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п.Уренгой,4 мкр., дом 39А тел(факс)34934 9-31-77 Urengoi_1@ mail.ru

«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ № 1»
п.г.т. Уренгой Пуровского района
__________/Волокитина А.С./
Приказ № ______ от « ____» августа 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Профессиональный выбор»

9 класс

Учитель: Аминникова Наталья Сергеевна,
первая квалификационная категория
«Согласовано»
Заместитель директора поНМР
__________/Подрезова С. В./
Рассмотрено на заседании методического совета
протокол № ___ от « ____» августа 2015 г.
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Профессиональный выбор» составлена на основе авторской программы «Азбука профориентации XXI века» авторами которой являются: Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е., Палагина А.А. /Азбука профориентации XXI века. / Под общей ред. Богайцевой М.В. - ЗАО «Межрегиональная служба труда и жизнеобеспечения», Салехард, 2010. – 251с.

Учебник: «Азбука профориентации XXI века Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е., Палагина А.А. / под общей редакцией кандидата пед. наук М.В. Богайцевой.– Салехард, 2010».
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю), в том числе для проведения практических работ - 20 часов, зачетных работ – 2 часа.
Актуальность
Школьник имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения учащихся. В этом суть педагогического аспекта профориентационного курса «Азбука профориентации XXI века» вообще и в частности ориентации школьников на рабочие профессии. Учащийся рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути. Так как именно в условиях психологического самоизучения формируется образ «Я» в единстве трех основных его составляющих: когнитивной, эмоциональной и регуляторной.
Особенностью обучающихся, на которых направлена реализация данной программы (девятиклассники), является их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации в рамках предпрофильной подготовки.
Цель данного курса: создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, с потребностями общества, региона в кадрах; сформировать способности к социально-профессиональной адаптации в обществе.

Задачи курса:
Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий».
Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.
Способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.
Каждое занятие состоит из практической и теоретической части. Теоретическая часть включает изучение личности мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, элементов исследовательской и проектной деятельности.
Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.
В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
опыт познавательной деятельности (учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-исследовательские, учебно-коммуникативные);опыт осуществления способов деятельности (учебно-организационные);
опыт творческой деятельности (учебно-интеллектуальные, учебно-организационные, учебно-коммуникативные);опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений (учебно-организационные).
Новизна программы
Настоящая программа предназначена для содействия социально-психологической адаптации подростков в области профориентации. Данный курс ставит своей целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире профессии и самостоятельно анализировать профессии составить представления о том, как функционирует рынок труда и какие особенности существуют на региональном рынке труда, и в результате сформировать информационную готовность молодежи к профессиональному выбору. Основными разделами программы являются:
Раздел 1. Психологические аспекты профессионального выбора. «Что я знаю о себе?»
Раздел 2. Мир профессий. «Что я знаю о профессиях?»
Раздел 3. Система профессионального образования. «Что я знаю об образовании?»
Раздел 4. Анализ современного рынка труда. «Что я знаю о рынке труда?»
Раздел 5. Технологии выбора профессии. «Как выбрать профессию?
Заключение
Принципы и подходы, лежащие в основе программы.
Программа реализует личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.
Полноценное профинформирование характеризуется следующими существенными признаками:
достоверность (объективность, точность фактов, цифр, оценок, характеризующих профессиональное обучение и труд, включая адекватное отображение трудностей, опасностей и риска);
актуальность (соответствие запросам рынка труда, физическим и духовным потребностям клиентов);
обновляемость (своевременная замена и уточнение данных об уровне спроса, содержании и условиях, режиме, оплате и организации труда, содержании и сроках профессионального обучения, перспективах трудоустройства);
доходчивость (ясность, упорядоченность, простота и четкость изложения);
привлекательность и доступность (рациональный подбор и сочетание текстовых и изобразительных материалов, размещение в удобном месте, благоприятные условия для восприятия).
Профинформация, характеризующаяся указанными признаками, усиливает мотивацию поиска новых, недостающих сведений о реальных объектах профподготовки, трудоустройства, ослабляет синдром неуверенности в своих силах, состояние апатии, тревожности, пассивности. Профинформирование мобилизует силы и активность человека к самопознанию и самоопределению в мире труда и профессий.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:
Проектной деятельности;
Творческой деятельности.
Реализация данной программы позволит:
сформировать у учащихся адекватные представления о себе и своем профессиональном соответствии;
сформировать знания учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов реальных социальных условиях;
помочь учащимся принять осознанное решение о профессиональном выборе и направлении дальнейшего обучения;
повысить мотивацию молодежи к труду.
Контроль уровня обученности проводится в соответствии с Уставом ОУ, включает систему контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения курса. Средства контроля находятся в логической связи с содержанием учебного материала и соответствуют требованиям к уровню усвоения материала.
Содержание программы:
Введение.
Тема 1. Понятие «профориентация». Три составляющие правильного выбора профессии.
Раздел 1. Психологические аспекты профессионального выбора. «Что я знаю о себе?»
Тема 1. Понятие личности. Эмоции. Природная сила личности. Темперамент.
Интеллектуальный, эмоциональный и мотивационный (поведенческий) компоненты личности. Понятие «эмоции». Темперамент, его основные свойства и типы. Психологическая характеристика темперамента и его проявления в деятельности.
Тема 2. Побудительные силы человека – мотивы, интересы, склонности. Понятие мотива, интереса склонности. Основные теории мотивации. Влияние структуры мотивации и мотивации и сформированности интересов на успешность деятельности. Ценностные ориентации. Понятие ценностей и ценностных ориентаций и их связь с выбором профессии. Собственные ценностные ориентации.
Тема 3. Способности Профессионально важные качества
Понятия общих и специальных способностей, влияние на продуктивность деятельности. Присущие учащимся способности.
Профпригодность, профессионально важные качества.
Тема 4. Коммуникативная успешность. Барьеры коммуникации
Понятие «конфликт», его виды, стадии, источники, способы разрешения, положительные и отрицательные стороны. Навыки эффективного поведения в конфликтной ситуации. Коммуникация в человеческом сообществе, коммуникабельность как черта личности. Понятие коммуникативного барьера. Способы преодоления коммуникативного барьера. Навыки рефлексии, самопознание и самоанализ.
Тема 5. Самооценка Целеполагание и образ будущего. Этапы профессионального самоопределения.
Понятие самооценки и разные ее деформации: заниженной и завышенной. Формирование позитивного будущего. Освоение навыков целеполагания и выработки стратегий их достижения.
Раздел 2. Мир профессий. «Что я знаю о профессиях?»
Тема 1. Понятие «профессия». Классификация профессий. Классификация профессий по предмету труда.
Представление существующих профессий и их спецификаций. Особенности профессий, классификация. Принципы профессионального выбора.
Тема 2. Профессии типа «человек-человек». Профессии типа «человек-художественный образ».
Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей. Анализ содержания труда, классификация, знакомство с профессиями.
Тема 3. Профессии типа «человек-техника». Профессии типа «человек-природа»
Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей. Анализ содержания труда, классификация, знакомство с профессиями.
Тема 4. Профессии типа «человек-знак». Профессии типа «человек-бизнес».
Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей. Анализ содержания труда, классификация, знакомство с профессиями.
Тема 5. Профессиограммы.
Профессии разного типа. Выбор профессии. Скрытые положительные и отрицательные стороны профессий разного типа.
Раздел 3. Система профессионального образования. «Что я знаю об образовании?»
Тема 1. Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты. Формы и сроки обучения. Присваиваемые квалификации. Правила поступления.
Виды учреждений профессионального образования. Сбор и анализ информации, которая поможет сделать правильный выбор образовательного маршрута.
Раздел 4. Анализ современного рынка труда. «Что я знаю о рынке труда?»
Тема 1. Факторы, влияющие на состояние рынка труда. Региональный рынок труда (особенности и тенденции развития). Многообразие форм занятости. Программы временной занятости для молодежи.
Механизмы функционирования рынка труда. Специфические черты рынка труда ЯНАО. Возможности трудоустройства в ЯНАО.
Раздел 5. Технологии выбора профессии. «Как выбрать профессию?
Тема 1. Типичные ошибки при выборе профессии. Стратегии принятия решения в выборе профессии.
Способы избегания типичных ошибок при выборе профессий. Способы аналитического решения профессионального самоопределения.
Заключение
Тема 1. Социально-психологические исследование (анкетирование)
Уровень эффективности курса. Сформированность профессиональных планов. Навыки планирования. Процесс самоопределения учащихся.

Тематический план
Разделы и темы
Количество часов
Всего в т.ч. практ. работ в т.ч. зачетн. работ
Введение 1 1 Понятие «профориентация». Три составляющие правильного выбора профессии Социально-психологическое исследование (анкетирование) 1 Психологический аспект профессионального выбора. «Что я знаю о себе?»
11 2 Понятие личности. Эмоции. Природная основа личности. Темперамент 1 3 Изучение интересов и мотивов 1 1 4 Ценностные ориентации 1 1 5 Способности (общие и специальные способности, качества успешного человека) 1 1 6 Профессионально важные качества 1 1 7 Коммуникативная успешность 1 1 8 Барьеры коммуникации 1 1 9 Самооценка 1 1 10 Целеполагание и образ будущего 1 1 11 Этапы профессионального самоопределения 1 1 12 Карта самопознания 1 Мир профессий. «Что я знаю о профессиях?»
10 13 Понятие «профессия». Классификации профессий. Классификация профессий по предмету труда 1 14 Профессии типа «человек — человек» 1 1 15 Профессии типа «человек — знак» 1 1 16 Профессии типа «человек — художественный образ» 1 1 17 Профессии типа «человек — техника» 1 1 18 Профессии типа «человек — природа» 1 1 19 Профессии типа «человек — бизнес» 1 1 20,21,22 Просмотр профессиограмм 3 1
Система профессионального образования. «Что я знаю об образовании?»
3 23 Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты 1 24 Формы и сроки обучения. Присваиваемые квалификации Правила поступления 1 25 Информация, необходимая при выборе учебного заведения 1 Анализ современного рынка труда. «Что я знаю о рынке труда?»
4 26,27 Основные понятия и определения 2 1 28 Факторы, влияющие на состояние рынка труда. Региональный рынок труда (особенности и тенденции развития) 1 1 29 Многообразие форм занятости. Программы временной занятости для молодежи 1 1 Технологии выбора профессии. «Как выбрать профессию?»
2 30 Типичные ошибки при выборе профессии 1 1 31 Стратегии принятия решения в выборе профессии 1 1 Заключение. «Моя профессиональная карьера»
3 32 Социально-психологическое исследование (анкетирование). 1 1
Индивидуальный профессиональный план
2 ВСЕГО: 34 20 2
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение для учителя:
Методическое пособие «Азбука профориентации XXI века»/Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е,, Палагин А.А.- Салехард, 2010
Рабочая тетрадь учителя «Азбука профориентации XXI века»/Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е,, Палагин А.А.- Салехард, 2010
Презентации для занятий учебно-методического комплекса «Азбука профориентации XXI века»
Видеопрофессиограммы для учебно-методического комплекса «Азбука профориентации XXI века»
Профориентационная диагностика.
Учебно-методическое пособие для щкольных психологов «Я и моя профессия» /Резапкина Г.В. – М.: Генезис, 2009
Литература для учителя:
1. «Рабочая тетрадь учителя: Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е., Палагина А.А. / под общей редакцией кандидата пед. наук М.В. Богайцевой. – Салехард, 2010».
2. Гид молодого специалиста. Методическое пособие: А.Палагин,Е. Филатова, Д.Фролов, Н. Кудряшова/ редактор Е.Филатова. – Салехард, 2012
3. MULTIMEDIA – поддержка предмета: 3 диска с презентациями по курсу «Азбука профориентации XXI века».

Литература для учащихся:
1.«Рабочая тетрадь ученика: Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е., Палагина А.А. / под общей редакцией кандидата пед. наук М.В. Богайцевой.– Салехард, 2010».
2. MULTIMEDIA – поддержка: диск «Профессиональная диагностика».
Приложение
Оценивание эффективности профориентации школьников
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится; достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее обества в нных.
Следующий результативный критерий — потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности.
Результативным критерием является и уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
В качестве результативного критерия можно выделить также степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора.
Последний результативный критерий — наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.
Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.
В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:
Тексты текущих и тематических контрольных работ:
1. Перечислите типичные ошибки при выборе профессии.   2. Установи соответствие: 1) Личность - а) человек как единичное природное существо 2) Человек - б) сложное образование, которое формируется в процессе взаимодействия человека с другими людьми, в ходе совместной деятельности и общения 3) Индивид - в) биосоциальное существо, наделенное знанием и способностью к деятельности 3. Определите тип темперамента: а) эмоции бурные, вспышками, резкая смена настроений. Решителен, инициативен, резок, неуживчив.   б) Эмоции слабо выражены, сильно переживает по незначительным поводам. Нерешителен, не верит в свои силы. Склонен к одиночеству, замкнутости.   4. Назовите тип Вашего темперамента. 5. Перечислите рекомендации по выбору работы в соответствии с Вашим типом темперамента. 6. Закончи предложения (используя понятия: характер, темперамент) а) Воспитывается при жизни - б) Передается по наследству - 7. Закончи предложения. а) Экстраверт - это человек, который… б) Интроверт - это человек, который …