Практико-значимая работа по теме: «Уникальность планеты Земля »


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра развития образования
Практико-значимая работа по теме:
«Уникальность планеты Земля »
Выполнил:
Чернякова Снежанна Викторовна
учитель МОУ «Гимназия №6»
г. Ивантеевки
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент
Жукова Ольга Васильевна
Москва 2014
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………....3
Технологическая карта урока ……………………………………………… …9
Заключение……………………………………………………………………. 16
Список использованных источников………………………………………… 17
Приложение – презентация к урокуПояснительная записка.
Практико-значимая работа представляет собой документ, включающий пояснительную записку, конспект урока географии, список использованных источников, общие выводы и рекомендации.
Конспект занятия составлен в соответствии с программой по географии, разработанной на основе Примерной программы основного общего образования и Программы по географии 5-9 классы, авторы И.И. Баранова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин, Дрофа. 2012 г.
Данная программа реализуется в 5 классе МОУ «Гимназия №6» города Ивантеевки. Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:
Овладения на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях
Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира
Сформированность устойчивых установок социально- ответственного поведения в географической среде- среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
Формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
Формирования первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном многообразии и быстро меняющемся мире и адекватной ориентации в нём;
Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли, основных этапов её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
Овладения элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
Овладение основами картографической грамотности и использовании географической карты как одного из «языков» международного общения;
Формирование умений и навыков использования разнообразных географический знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
5 класс
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
2. Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
5 класс
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
коммуникативным учебным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
5 класс
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения курса «География» 5 классе являются следующие умения:
1. осознание роли географии в познании окружающего мира:
объяснять роль различных источников географической информации.
2. освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
3. использование географических умений:
находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
4. использование карт как моделей:
определять на карте местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
определять роль результатов выдающихся географических открытий;
использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Пятый класс для учащихся - довольно сложный период, так как они переходят к новым условиям обучения в среднем звене, требующим от них некоторой адаптации. У пятиклассников начинает развиваться теоретическое, абстрактное мышление, но преобладает все еще наглядно-образное. Это определяет использование следующих технологий в процессе обучения: технология развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т.д.
Технологическая карта урока географии
Авторы, разработчики:
Учитель географии Чернякова Снежанна Викторовна
Предмет География (раб.программа составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы, авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издтель -ство Дрофа. 2012г.
Класс 5 класс
Тип урока Урок комплексного применения ЗУН
Технология построения урока Технология критического мышления.
Тема Уникальность планеты Земля
Цель Углубить и развить знания учащихся о Земле.
Задачи Общеобразовательная: сформировать знания об особенностях нашей планеты, обеспечивающих существование жизни: особенностях расположения и вращения Земли в Солнечной системе, о земных оболочках.
Развивающая: развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.
Воспитательная: развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения, чувство любви к малой родине.
Планируемый результат
Предметные умения
Личностные УУД
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Регулятивные УУД:
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.
ПознавательныеУУД формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
Форма работы
Фронтальная
Работа в группах
Индивидуальная
Ресурсы:
Рабочая тетрадь, учебник, атлас
Маршрутный лист
Библиотека элек. наглядных пособий (БЭНП) «Природоведение», сайт «Небесные тела солнечной системы».
Технические средства обучения:
Компьютер
МедиапроекторДидактические задачи этапов урока
Этапы урока Дидактические задачи
Вызов Установить тематическую рамку («могу»)
Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»)
Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)
Осмысление Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению
Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма
Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями
Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки
Рефлексия Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона
Формировать адекватную оценку правильности результатов действия
Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности

Технология изучения
Этапы урока Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность обучающихся Вызов
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять степень успешности выполнения работы
Познавательные УУД:
-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
- публично защищать свою позицию
ЛичностныеУУД:
-осознание ценности географичес- ких знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Предметные результаты:
- актуализация и систематизация знаний о планетах земной группы. Предлагает учащимся прослушать фонограмму первого куплета и припева песни ВИА «Земляне» «Трава у дома», на экране-фото Земли из космоса. Как вы думаете ,о чём поется в этой песне? Почему в ней говорится, что Земля одна? В чём её уникальность?
Представляет собственный вариант рассуждений. А может быть наша планета вовсе не уникальна?
3. В современной науке до сих пор нет однозначного ответа на вопрос: возможна ли жизнь на других планетах?
Предлагает отправиться в экспедицию к планетам земной группы с целью подтвердить или опровергнуть возможность жизни на других планетах. (на экране фото стартующего корабля сменяет фото космической станции)
Маршрутный лист(На каждую группу)
участника(цы) первой межпланетной экспедиции
5-го класса, команды «Заря»
Ф.И.__________________________
Тема: «Уникальность планеты Земля»
Цель: углубить и развить знания о Земле.
Этап №1. Используя знания темы «Вселенная» и информацию сайта «Небесные тела солнечной системы», заполните таблицу и обоснуйте возможность существования человека, животных и растений на Меркурии.
Название планеты Расстояние от Солнца Период обращения вокруг своей оси Наличие и состав атмосферы Температура на планете Наличие запасов воды
Меркурий
Комментируют и объясняют о чём поется в этой песне, почему в ней говорится, что Земля одна, в чём её уникальность.
Выдвигают гипотезы, обосновывают, отвечают на вопрос.
Делятся на три команды (заранее):
«Заря»- полетят на Меркурий,
«Горизонт»-- на Венеру,
«Восток» - на Марс.
На старт! Поехали!
Вспоминают ,что знают об этих планетах, анализируют дополнительную информацию ,каждая группа работает с сайтом «Небесные тела Солнечной системы», выбирают информацию о своей планете, записывают в маршрутный лист.
Маршрутный лист у каждого учащегося.
Проходят первый этап: оформляют отчёт.
Отчеты групп.
«Заря»: жизнь на Меркурии невозможна, так как температура на дневной стороне +400оС, а на ночной - -100 С из-за близкого расстояния от Солнца – 58 млн. км, в 3 раза ближе Земли, отсутствия атмосферы, очень медленного вращения вокруг своей оси – 58,7 земных суток.
«Горизонт»: жизнь на Венере невозможна, так как температура достигает +500 оС из-за очень плотной атмосферы, состоящей из углекислого газа.
«Восток»: жизнь на Марсе невозможна, так как атмосфера из углекислого газа очень разрежена, нет воды.
Вывод: на других известных людям планетах жизнь невозможна
Осмысление Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- осуществлять самоконтроль;
Познавательные УУД:
–анализ объектов с целью выделения признаков,
-определение основной и второстепенной информации
-проводить синтез (восстановление целого из частей)
-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
- учет разных мнений,
- планирование работы учебного сотрудничества,
- управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
ЛичностныеУУД:
- учебно-познавательный интерес,
- самоопределение, самосознание.
Предметные результаты:
-знание особенностей нашей планеты, обеспечивающих существование жизни: особенностей расположения и вращения Земли в Солнечной системе, о земных оболочках.
-умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы;
- развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание. Предлагает приступить ко второму этапу в маршрутном листе.
2. целью систематизации изученного материала предлагает приступить к выполнению третьего этапа.
Введение понятия «озоновый экран»
Этап №2. Ответьте на вопрос: какие особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни?
1._______________________________________________
________________________________________________________________________
2.______________________________________________
3.______________________________________________________________________
4.________________________________________________
Выполняют задания в маршрутном листе. Отвечают на вопрос. По ходу ответов детей на экране появляются выводы.
1.Расположение и движение Земли в космическом пространстве:
-расстояние от Солнца -150млн.км.;-период обращения вокруг своей оси.
2.Наличие атмосферы.
3.Обладание большими запасами воды.
4.Наличие почвы.
Выполняют 3-этап.
Ответы групп.
Ответы групп.
Значение атмосферы для жизни на Земле:
1Защищает от метеоритов и опасного космического излучения
2.Сохраняет тепло в ночные часы
3.Обеспечивает живые организмы необходимые для дыхания кислородом Введение понятия «озоновый экран»
4.Поставляет углекислый газ для питания растений
5.Через атмосферу совершается круговорот воды.
Значение гидросферы для жизни на Земле:
1.Входит в состав всех живых организмов
2.Является средой обитания
3.Обеспечивает процесс создания растениями питательных веществ
Значение почвы для жизни на Земле:
1.Содержит вещества, необходимые для роста и развития растений
2.Является средой обитания
По ходу ответов детей на экране появляются фотоиллюстрации, выводы.
Этап №3.Обсудите с членами своей группы и дайте аргументированный ответ на вопрос: какую роль для живого играет вода на планете?
1.Входит в состав________________________________________________________
2. Является______________________________________________________________
3. Обеспечивает процесс создания растениями _______________________________
Слушают, уясняют, анализируют и выполняют поставленную задачу. Фиксируют шаги, где возникло затруднение. Участвуют в обсуждении, доказывают, аргументируют свою точку зрения во фронтальном режиме.
Рефлексия (осмысление) Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,
- выстраивание логической цепочки рассуждения;
- рефлексия способов и условий действий.
Коммуникативные УУД:
- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
ЛичностныеУУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Предметные результаты:
- называть методы изучения Земли;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система, Вселенная , планеты и их название, небесные тела, уникальность, атмосфера, гидросфера, почва, «озоновый экран».
- приводить примеры географических следствий движения Земли.

Организует рефлексию.
Этап №4. Выполнить тестовое задание, выбрав один или несколько правильных ответов.
1. Благоприятная температура для жизни на Земле поддерживается благодаря:
а) наличию атмосферы;
б) наличию воды;
в) наличию почвы;
г) положению Земли в космическом пространстве.
2. Озоновый слой предохраняет:
а) планету от падения метеоритов;
б) живые организмы от губительного излучения;
в) планету от потери тепла.
3. Огромными запасами воды обладают:
а) все планеты Солнечной системы;
б) Земля и Меркурий;
в) только Земля.
4. Средами обитания являются:
а) почва;
б) вода;
в) воздух.
5. Почва обеспечивает растения:
а) углекислым газом, необходимым для питания;
б) светом;
в) необходимыми для развития минеральными веществами.
Проверьте свои знания по образцу. Оцените свой ответ.
Пять правильных ответов – оценка «5»
Четыре правильных ответов – оценка «4»
Меньше четырех правильных ответов – вам следует вернуться еще раз к изучаемой теме.
Итоговая оценка:
Организует процедуру само- и взаимооценки учебной деятельности на уроке по алгоритму( презентация к уроку).
2.Итог урока.
Дает домашнее задание проводит инструктаж по его выполнению.

А закончить сегодняшний урок мне хочется тоже необычно. Мы составим стихотворение – синквейн.
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Выполняют тест
Осуществляют процедуру само- и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке по алгоритму
Слушают, анализируют.
Отвечают на вопросы:
Этап №5. Домашнее задание.
Повторить материал темы «Земля»
П.14,раб.тет.с.36-37
Пример синквейна с урока:
Урок географии
Интересный, познавательный
Путешествовали, искали, узнавали
Быстро прошел урок.
Здорово!
Заключение.
Данный урок может быть проведён в 5 классе в ходе изучения раздела «Земля – планета Солнечной системы» Урок спроектирован в соответствии с требованиями ФГОС. Большое внимание уделено самостоятельной работе учащихся по поиску необходимой информации, планированию собственной деятельности, умению работать в группе, отстаивать свою точку зрения. Применяемые на уроке элементы технологии критического мышления позволяют развивать метапредметные навыки работы с текстом, умения критически обрабатывать полученную информацию, формируя информационную компетентность учащихся. Предлагаемые в ходе урока задания способствуют развитию навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитию навыков адекватной самооценки. Учитывая универсальность заданий и и технологии, данная разработка может быть использована и при работе по другим УМК, при повторении темы «Земля в солнечной системе» в 7 классе, при подготовке к ГИА по географии.
Список использованной литературы
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от «17» декабря 2010 г.)
2.Примерная программа по основного общего образования по географии 5-9 классы, авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина.
3.. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений «Дрофа». 2013г.
4. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие". «Дрофа». 2013.
5.. Сайт ≪Единое окно доступа к образовательным ресурсам≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru
6. Сайт ≪Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
7. Сайт ≪Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru
8. Сайт ≪Образовательные ресурсы сети Интернет≫ [Электронный документ]. Режим доступа:http://katalog.iot.ru
9. Сайт ≪Сеть творческих учителей≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ru
10.. Сайт ≪Федеральный государственный образовательный стандарт≫. Режим доступа: http://standart.edu.ru