конспект урока по химии на тему «Виды концентрации растворов, массовая доля растворенного вещества молярная концентрации» (8 класс)
Предмет Класс 8 Дата ___14.03.2014__ № урока_____3(___Тема занятия Виды концентрации растворов, массовая доля растворенного вещества молярная концентрации
Ссылки, источники учебник химии 8 класс, ресурсы интернета, Руководство для учителей
Общая цель У учащихся расширяются ЗУН учащихся через активизацию диалогического обучения, при изучении темы «Вода. Растворы»
Результаты обучения Учащиеся будут:
уметь определять состав раствора по массовой доле растворенного вещества
уметь решать задачи с использованием понятий «Процентная и Молярная концентрации»
Ключевые идеи значимы для занятия В исследовательской беседе учащиеся научаться рассчитывать процентную и молярную концентрацию вещества в растворе.
Этапы время Виды заданий и действия участников занятия Процесс оценивания
1 Орг.момент
1 мин 1. Учитель проверяет готовность к уроку, Учащиеся приветствуют учителя. Деление на группы- по ролям – «химики» и «лаборанты» 2 Настрой на урок
1 мин 2. учитель зачитывает эпиграф к уроку, учащиеся настраиваются на плодотворную работу на уроке
«Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию» Ян Амос Коменский.
Урок-это 2700 секунд, пусть полезной станет каждая! 3 Вызов
Актуализация знаний (проверка усвоения материала)
Мотивация
5 мин
6 мин 3 Организация самостоятельной индивидуальной работы методический прием «химическая волна».
Учащимся предлагается 10 утверждений, на которые они должны дать положительный или отрицательный ответ. В заранее заготовленной схеме, прямой, разбитой на десять равных отрезков они отмечают графически свои ответы, если ответ «да», то «волна» бежит вверх, если нет, то вниз).
«Химическая волна»
1. Однородность – характерный признак растворов.
2.Раствор – это однородная, гетерогенная система, состоящая из молекул растворителя и частиц растворенного вещества.
3.Между компонентами раствора происходят только физические взаимодействия.
4.При смешивании глины с водой, образуется мутная смесь, которая называется взвесь.
5. Взвеси, в которых мелкие капельки какой-либо жидкости равномерно распределены между молекулами другой жидкости называются суспензии.
6.Растворимость веществ различна, поэтому их делят на три группы: хорошо растворимые, малорастворимые и практически нерастворимые.
7.В 1 литре воды растворили 1000 грамм сахара, такой раствор называется насыщенным.
8. Известковое молоко, применяемое для побелки и дезинфекции, является примером суспензии.
9. Ненасыщенным называется раствор, в котором, при данной температуре вещество еще может растворяться.
10. Растворы, суспензии, эмульсии с течением времени отстаиваются.
Постановка проблемы:
Раствор, растворитель, растворенное вещество….. Я предлагаю вам подумать и постараться с помощью математических знаков объединить представленные компоненты (+,=)
Каковы ваши выводы?
Проблемный вопрос: Для засолки огурцов требуется 500г 10% раствора соли. Как его приготовить? (учащиеся предлагают свои варианты) – составить кластер, от каждой группы по одному решению (Групповая работа)
Учитель организует обсуждение возникших затруднений
Учащиеся пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем Взаимопроверка (по ключу – на интерактивной доске)
10 баллов – «5»
9-8 баллов – «4»
7-6 баллов – «3»
20 мин 4 Организация работы,
путем подводящего диалога учитель побуждает учащихся к восприятию новой информации.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия.
Диалогическая беседа:
1.Растворы бывают концентрированные и разбавленные (схема в тетрадь, обсуждение) -работа с учебником стр.80
Концентрация- является важной характеристикой раствора. Содержание вещества в растворе часто выражают в массовых долях. Из курса математики мы знаем, что весь раствор составляет 100 %. А сколько % составляет масса соли в растворе . m(раствор)--------100%m(соли)----------х Значит, при расчёте необходимо массу соли, разделить на массу всего раствора х=m(соли)*100% /m (раствора)
Если мы назовем массу соли долей (частью от целого раствора, то получаем массовую долю в растворе, которая обозначается ω(омега)= m(соли)/m(раствора)гдеω – массовая доля растворённого веществаm (в-ва) – масса растворённого вещества (г, кг)m (р-ра) – масса раствора (г, кг)Массу раствора можно определить по формулам:m(р-ра)=Vp m(р-ра)=m(в-ва) +m(воды)V – объём раствора (мл, л, м3)p – плотность раствора (г/мл, кг/л, кг/м3 )Таким образом, мы переходим к решению задач на нахождение массовой доли растворенного вещества. Массовую долю растворенного вещества называют также ПРОЦЕНТНОЙ КОНЦЕНТРАЦИЕЙ раствора. Массовую долю растворенного вещества измеряют в долях единицы или в процентах.
Учитель знакомит с задачами нового типа, учащиеся учатся решать задачи.
Групповая работа ( все группы решают одну задачу, группа, решившая задачу первой выходит и объясняет решение – спикер)
Пример: В перечне медикаментов аптечки хим.кабинета значится 2% водный раствор гидрокарбоната натрия ( пищевая сода) , который применяется для обработки кожи после ожога кислотой , в количестве 250 г. Но этот раствор хранится только определенное время, поэтому на данный момент его нет. Я предлагаю вам произвести все теоретические расчеты , и подготовится таким образом к практической работе, уже на следующем уроке вы будите самостоятельно готовить этот раствор.
Дано: ω % = m в-ва / m р-ра . 100 %
ω%=2%
m (р-ра)=250г
m(соли)=? m(соли)= m (р-ра) • ω /100%
m (воды)=? m(соли)=2%•250г/100%=5г m(воды)=250г-5г=245г
Ответ: 5г соли и 245 г воды. Жетоны (1 жетон - 1 балл) – оценивает учитель
Физкультминутка 1 мин Самостоятельная работа в парах..
6 мин Учащиеся самостоятельно выполняют задание по карточкам в тетрадях .Оказывают взаимопомощь.
1группа: Задача ( Для дезинфекции ран используют 5% раствор марганцовки (KMnO4).Какую масу марганцовки и воды надо взять для приготовления 200 г раствора.)
2 группа: Задача( Чтобы кожа была белой и гладкой, принято принимать соленые ванночки для лица и рук. Какую массу соли и воды надо взять, чтобы получить 500 грамм соленого раствора с массовой долей соли 1%) Учащиеся проверяют задания обмениваясь тетрадями.
Рефлексия.
2 мин Рефлексивный тест:
1. Я смогу произвести расчеты для приготовления раствора заданной концентрации.
2.Мне это пригодится в жизни.
3. На уроке было над чем подумать.
4. На уроке я поработал(а) добросовестно.
5. Цели урока я достиг(ла)
Те, кто поставил все 5 «+» поднимает красные шары, те у кого получилось 4 и 3 «+» желтые шары , остальные зеленые шары ( украшаем елку) Итог урока 2 мин Выводы по уроку.
Суммативное оценивание
Домашнее задание 1мин параграф учебника, задача ,подготовка к практической работе Ресурсы и оснащение Учебник, ИАД, презентация к уроку, карточки , жетоны, разрезанные картинки, схема-заготовка для графического диктанта
Последующие задания и чтение (д/з) параграф учебника, задача ,подготовка к практической работе
Анализ и оценивания практики
Тема урока достаточно сложная, и самостоятельно ее изучить невозможно, поэтому изучение темы происходило в диалогической беседе учителя и учащихся, опираясь на их знания в математике. Исследовательскую беседу применила на этапе первичных применений новых знаний, где учащиеся совместно решали задачу на этом уроке дети были не столь активны, зажаты, т.к. у них имеются существенные пробелы в математике
Изменения к последующим занятиям Такие уроки лучше проводить как интегрированные, в начале уроков проводить мозговую гимнастику для снятия эмоционального напряжения у детей и снизить уровень тревожности.