Статья Шашки как средство развития логического мышления

Шашки как средство развития логического мышления.

Уже в 60 -70-е г.г. были попытки ввести шахматы в школе, так как было замечено снижение уровня логического мышления. Это было одной из причин, по которой некоторые учителя пробовали вести уроки шахмат, чтобы с их помощью восполнить пробел. Использование шахмат вносило, новизну в учебный процесс и исподволь ненавязчиво приучало учащихся к построению цепочки логических рассуждений.
Много лет, преподавая шахматы, я стала замечать, что через некоторое время интерес учащихся к шахматам снижался. Это объяснялось тем, что многие ребята не выдерживали психологического груза поражений, а первоклассники и второклассники тяжело усваивали функции и связь различных шахматных фигур.
Всё это побудило меня в тех же целях начать использовать шашки. В них меньшее количество правил и меньшее количество фигур: простые шашки и дамки. Кроме того, почти все учащиеся и их родители считают, что они умеют играть в шашки, а те, кто не умеет, - легко могут научиться.
Рассматривая некоторые шашечные задачи в упрощённом виде, ученик хорошо видит логику рассуждения, единственность решения (или различные варианты его), построение логических цепочек, осваивает метод аналогий. Кроме того, ребята учатся воспроизводить усвоенный материал в чистом виде и применять в нестандартных ситуациях. Игра в шашки длиться недолго (дети не успевают устать) - проходит азартно и динамично. Теперь даже если ученик терпит поражение в практической игре, у него не пропадает интерес к ней. Таким образом, развитие логического мышления продолжается, ребята рано обретают независимость мышления, способность отстаивать свою точку зрения.
    Играя в шашки, я заметила, что у меня улучшились успеваемость по математике, ведь игра в шашки развивает не только логическое мышление, но и память, внимание, наблюдательность, ориентировку в пространстве, воспитывает настойчивость и терпение.
     А эти наблюдения дают  мне право  сделать вывод: шашки учат думать.
    Придя в первый класс, я предложила ребятам провести шашечный турнир в классе. Все поддержали мою идею. Это было увлекательно, были призы и награды. Я планирую провести шашечный турнир в группе продленного дня,  в своем классе, выявить лучших игроков. Затем провести школьный турнир для учеников начальных классов.
    Как вы могли убедиться, шашки - это игра, которая может увлечь. Это игра, придуманная не просто  для забавы. Шашки заставляют думать, и искать новые идеи в «ведении боя». И по своей кажущейся на первый взгляд простоте, являются не такими простыми. Ведь не зря было сказано, что всё гениальное просто. Вот и шашки, не только простая, но ещё и гениальная игра, раз столько веков уже заставляет в себя играть.
Ученик начинает чувствовать себя уверенней в среде более старших по возрасту. Он учится принимать, и осуществлять собственные решения и нести за них ответственность, у него развивается здоровое самолюбие.
Важное значение приобретает эмоциональный фактор при выигрыше или проигрыше, чего трудно достичь на уроках. Преподавание шашек (шахмат) изменяет сам стиль общения учителя с учеником; учитель должен дать аргументированный совет или доказать ученику неправильность его решения.
Опыт показывает, что чем больше учащихся проявляют интерес к шашкам, тем лучше, так как помимо своего воспитательного значения шашки имеют важное образовательное значение.
Желательно, чтобы на преподавание шашек было выделено не менее двух часов в неделю. Здесь и пригождаются клубные часы в группе продлённого дня. Одновременно в школе должна существовать секция шашек для наиболее интересующихся. Многолетний опыт работы позволяет мне утверждать: ученики, прошедшие подобную школу в младшем школьном возрасте, успешно обучаются в среднем и старшем звеньях школы.

Список использованной литературы, Интернет – ресурсов:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] фото, картинки
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – ВикипедиЯ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Про поросенка, который умел играть в шашки, (1972г.) 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -  Лунтик, «Шашки»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]                                [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Куперман И. Тактика в стоклеточных шашках. М., 1967 Миротин Б.А., Козлов И.С. Тактика в русских шашках. М., 1974 Барский Ю.П. На ста клетках. М., 1977 Соминский С.С. Комбинационные идеи в русских шашках. М., 1979 Шаус Я.Л. Школа игры в международные шашки. М., 1981 Колодиев Ю.В. Сто клеток и тысячи тайн. Киев, 1982 Куличихин А.И. История развития русских шашек. М., 1982 Миротин Б.А., Либерман Л.А., Сальников А.А. 64 и 100. М., 1982 Виндерман А.И., Герцензон Б.М. Шашки для всех: пособие для начинающих. М., 1983 Агафонов В.П. Комбинация. Международные шашки. М., 1984 Решетников В.В., Троцких Г.Н. Василий Соков. М., 1985 Русские шашисты: Д.Саргин, П.Бодянский, А.Шошин. М., 1987 Агафонов В.П. Курс дебютов. Международные шашки. М., 1988 Звирбулис В.А., Здоровяк Р.З. Типичные шашечные приемы. М., 1988 Голосуев В.М. Мастера шашечных турниров. Ленинград, 1989 Исаев Г. Творческая лаборатория шашечного этюдиста. Киев, 1989 Городецкий В.Б. Книга о шашках: русские и международные шашки. М., 1990 Герцензон Б.М., Гершт С.С. Волшебник русских шашек. (О В.А.Сокове) Лен-д, 1991 Герцензон Б., Напреенков А., Филиппов К. О шашках – с шуткой и всерьез. Ростов-на-Дону, 1991 Абациев Н., Болотовский М. Этюды о шашках. Чехов, 1995 Кадников Е.А. Шашечные арабески. Симферополь, 1997 Песоцкий В.А. Стратегия победы. Омск, 2000 Мамонтов А.В., Оерс И.Э. Шашечная литература. Библиографический указатель изданий, вышедших в России-СССР в 1827–1991 гг. М., 2001 Иванов Б.В. Шашечная композиция: Современный взгляд. Минск, 2003 Вирный А.Я. Немного о шашках, но по существу. М., 2004 Волчек А.А. Шашечный практикум: 2000 позиций для самостоятельного решения. М., 2004 Популярный шашечный практикум. Авт.-сост. В.Н.Пак. Москва-Донецк, 2004


15