Статья на тему Здоровьесберегающие технологии. Песочная терапия


Здоровьесберегающие технологии
Песочная терапияПесочная терапия – занятия ребенка с песком в специальной песочнице.
Песочная терапия комплексно воздействует на ребенка - эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками.
Наряду с тактильно-кинестетической чувствительностью дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, гармонично развиваются все виды познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, мелкой моторики), совершенствуется предметно-игровая деятельность, развитие коммуникативных навыков у детей. Тем самым ребенок говорит, что он чувствует, тем самым развивает речь [6,с.10] .
Сам материал – песок – обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.
В детском саду специальная песочница может располагаться в отдельном кабинете (например психолога) и там же проводятся индивидуальные занятия.
Все игры по песочной терапии делятся на три направления:
обучающие игры – направлены на развитие мелкой моторики.
познавательные игры – с их помощью мы помогаем познать всю многогранность нашего мира.
проективные игры – с их помощью мы осуществляем коррекцию в развитии ребенка.
Используются следующие упражнения:
«Песочный ветер» Ребенок через трубочку «выдувает» рисунок
«Песочная аппликация». Выполняется на листе бумаги на заданную или произвольную тему.
«Следы». Создать отпечатки своих ладошек, пальчиков. Можно использовать фигурки животных.
Проигрывание различных ситуаций, историй.
Как правило, на такие занятия детей берут 1-2 раза в неделю. Курс «песочная терапия» рассчитан примерно на 10 занятий.
Некоторые рекомендации:
Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
Не помещайте лоток в углу комнаты. К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).
Лоток с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом столешница должна быть значительно больше лотка, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать места для занятий с песком.
Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.
Детям будет удобнее работать, если в их распоряжении имеется стойка, предназначенная для хранения вспомогательных материалов: цветной бумаги, гофрированного картона, голографической пленки, которые можно использовать в качестве фона для фигур, нарисованных на песке.
С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы», во время которых можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для игр и рисования в лотке.
Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать стеклянное дно лотка.
Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться.
Даже если дети работают очень аккуратно, песок может просыпаться на стол или на пол. В таких случаях дети должны самостоятельно подмести пол веником и собрать песок в совок для мусора.
Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем.
Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки –таковы гигиенические нормы.
Периодически лоток нужно пополнять песком.
Дети способны многому научиться, играя в лотке с песком, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером (особенно с педагогом) приносит большую пользу и нравится многим детям.
Следует учесть, что свободный доступ к лотку с песком для проведения занятий в детском саду зависит от правил, установленных в этом учреждении.
После занятий лоток рекомендуется закрывать специальной крышкой. Крышка надежно фиксируется на лотке, и его можно переносить за ручку, как чемодан, не боясь, что песок просыплется.
Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования.