Арт-терапия, как один из видов психокоррекции


Арт-терапия, как один из видов психокоррекцииСуществует несколько видов психокоррекции:
Музыкотерапия – метод, использующий музыку в качестве средства коррекции.
Психогимнастика – это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.
Сказкатерапия – это метод, использующий сказочную форму для развития творческих способностей и для совершенствования отношений с окружающим миром.
Игротерапия – это метод психологического динамического воздействия на детей с использованием игры.
Куклотерапия – это метод, при котором в качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла. Метод основан на идентификации ребенка с любимым сказочным персонажем, героем мультфильма.
Арт-терапия – это специальная форма психотерапии основанная на творческой деятельности.
Ее цели:
- Дать социально-приемлемый выход агрессии и другим негативным проявлениям.
- Облегчить процесс лечения.
- Наладить отношения между психологом и ребенком.
- Проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять.
- Развить художественные способности и повысить самооценку ребенка.
Арт-терапия в учреждениях образования — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность можно объяснить тем, что арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми девиантного поведения, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние. Использование арт-терапевтических технологий позволяет педагогу помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения. Ребенок охотнее включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
.Для решения этой задачи подходят такие технологии, как лепка из глины, соленого теста, пластилина; рисование «Волшебными красками»; «каракули»; игры с пальчиковыми куклами, изготовление таких кукол; составление мозаик, аппликаций и др. Важно еще и то, что на занятиях ребенок может выражать и негативные эмоции, как бы «выплескивая» их на продукты своей деятельности. Он может порвать непонравившийся рисунок, деформировать и трансформировать работы из теста или глины, пачкаться изобразительными материалами, полностью закрасить свою работу и создать на ее месте новую и др. Это хороший способ снижения эмоционального напряжения.
При проведении индивидуальной или групповой форм коррекционно-развивающей работы важно подчеркивать успешность каждого ребенка, обсуждать с каждым ребенком особенности его индивидуального видения мира и т. д.
Творческий, креативный процесс - это настоящее чудо. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
Арт-терапия- кратко
Устал — рисуй цветы
Злой — рисуй линии
3. Болит — лепи4. Скучно — заполни листок бумаги разными цветами5. Грустно — рисуй радугу6. Страшно — плети макраме или делай аппликации из тканей7. Ощущаешь тревогу — сделай куклу-мотанку8. Возмущаешься — рвите бумагу на мелкие кусочки9. Беспокоишься — складывай оригами10. Напряжен — рисуй узоры11. Важно вспомнить — рисуй лабиринты12. Разочарован — сделай копию картины13. Отчаялся — рисуй дороги14. Надо что-то понять — нарисуй мандалы15. Надо быстро восстановить силы — рисуй пейзажи16. Хочешь понять свои чувства — рисуй автопортрет17. Важно запомнить состояние — рисуй цветовые пятна18. Если надо систематизировать мысли — рисуй соты или квадраты19. Хочешь разобраться в себе и своих желаниях — сделай коллаж20. Важно сконцентрироваться на мыслях — рисуй точками21. Для поиска оптимального выхода из ситуации — рисуй волны и круги22. Чувствуешь, что «застрял» и надо двигаться дальше — рисуй спирали23. Хочешь сконцентрироваться на цели — рисуй сетки и мишени
Таким образом, креативные технологии с детьми девиантного поведения направлены на коррекцию девиантного поведения, так же позволяют развить фантазию, воображение,. положительный эмоциональный настрой и совместное участие в деятельности способствует созданию искренних, открытых отношений, опыт участия в которых переносится, затем в реальную жизнь и способствует преодолению трудностей в поведении.
Взаимодействие социального педагога, учителя, родителей важный рычаг в воспитании девиантного ребенка. Коррекция представляет немалые трудности для социальных педагогов и родителей. Поэтому лучше принять все меры, чтобы не допустить формирования у ребёнка исковерканного характера.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. - М.: Социальное здоровье России, 2009. - 183 с.
Московский государственный социальный университет. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения // Материалы Московской городской научно-практической конференции. - М.: Союз, 2008.
Соловьянюк-Кротова В.Г. Стратегии профилактики девиантного поведения старшеклассников // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2010. - №2 - Педагогика. Психология.
http://www.liveinternet.ru/users/5359987/post382181136/