ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЙ


ТЕМА: ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЙ
Садыкова Альмира Кунтуовна Заведующая ДО №24 «Акку».
Г.Актобе На современном этапе развития страны, в силу различных социально-политических и социально-экономических причин общество почти утратило интерес к поиску новых способов организации условий, содействующих развитию личности, сензитивности к социализации. Обучение ребенка может происходить и стихийно и целенаправленно, но всегда в сотрудничестве (явном или скрытом) с другим человеком, взрослым, сверстником. Однако никакое обучающее влияние другого человека не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Содержание и способы осуществления этой деятельности и определяют процесс психического развития ребенка, а факторы наследственности и среды являются лишь необходимыми условиями, от которых зависит индивидуальная неповторимость его личности. Большое влияние на развитие личности ребенка играет окружающая среда (воспитатели, родители), а также переменная среда. Развивающаяся предметная среда детства – это система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности. Она должна представлять ребенку условия для творческого, духовного развития (9).
В дошкольном возрасте ребенок впервые психологически выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Взрослый здесь начинает выступать не только в конкретно форме, а как носитель общественных функций в системе общественных отношений. Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребенка к определенным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей, исходя из задач, максимально развернуть возможности их роста (10).
Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Потребность чувствовать себя активной личностью выражается у ребенка стремление быть непохожим на других, обнаруживать самостоятельность поведения, делать по-своему. Огромное влияние на развитие игры доказывает социальная среда.
В нашей системе образования провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать педагогический (воспитательный) процесс по любой модели, включая авторские.
В этих условиях учителю (воспитателю) необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствие: целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т. е. применяемой педагогической технологии.
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести и игровые технологии
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативную: освоение диалектики общения;
самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры
функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально - культурных ценностей;
социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития (1).
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому взрослые могут использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребенка форме передаются ему знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира
Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка и воды. Но как оптимально использовать их мало кто знает. Часто на вопросы: «Зачем Вам это нужно? Как Вы с детьми играете в песок?», многие работники отвечают: «Песок и вода нужны, чтобы дети чувствовали себя зимой как летом, а играть с ними даже не надо - они это делают сами». Интересно, что интуитивно педагоги подошли к таинству «песочной терапии», в основе которой лежит спонтанность проявления ребенка в песочных играх (2).
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс.
Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития (4).
Дети дошкольного возраста эмоциональны и впечатлительны, им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям (5).
Ребенок, впервые придя в детский сад, попадает в новый для него условия: меняются режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения, поэтому проблема адаптации детскому саду является ведущей. Чтобы период адаптации детей к детскому саду прошел быстрее и спокойней, прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность (6).
На этапе адаптации эффективно проводить «песочную терапию» (или «sand-play»), которая способствует стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. И тут на помощь приходят игры с песком (3).
Принцип «Терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной (2).
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает «негативную» психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ею Лондонского Института Детской Психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли «миром». Поэтому М. Ловенфельд назвала свой игровой метод «мировой методикой» (2).
Формированием концепции «песочной терапии» (или «sand-play») занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Чтобы заполнить, этот пробел ведущими сотрудниками Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка имени Р. Валленберга г. Санкт - Петербург была создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.
Основные принципы игр на песке.
1.Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
Для этого подбирается задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.
2.«Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрическихфигур и пр.
Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
3.Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.
На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути (2).
Что нужно для игры в песок?
1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Если заниматься с детьми в малой группе (3-4 человека) или индивидуально, его размер- 50*70*8 см. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. Песочные терапевты «любовно» называют ящик с песком «подносом» - по бокам он может быть снабжен ручками для удобства транспортировки. Лучше, если поднос будет именно деревянным, это облегчит перенос опыта в реальную деятельность.
Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большого размера.
Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта - небо.
2.Чистый, просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким.
Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным.
Таким образом, песок задает символическую «линию горизонта».
3.«Коллекция» миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров. В набор игрушек могут войти:
человеческие персонажи
здания: дома, школы, церкви, замки
животные: домашние, дикие, доисторические, морские, и пр.
машины: сухопутные, водные космические, боевые
растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.
постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота
символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.
сказочные герои: злые и добрые
религиозные предметы и сувениры
пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.) (2),
Ребенок, проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное, ребенок «приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Этот опыт в виде «концентрате» попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке ребенком может и не осознаваться). Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт! Таким образом, осуществляется «круговорот переносов в природе»» (7).
Уже доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми (3).
Перенос традиционных занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во- первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во - вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».
В - третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развивается все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В - четвертых, совершенствуется развитие предметно - игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно - ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В - пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию. Что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми (3).
Таким образом, песочная терапия как игровая технология может служить эффективным способом для социальной адаптации детей в ДОУ.
Литература:
Г. К. Селевко, Современные образовательные технологии: Ученое пособие. - М.:
Народное образование, 1998. — 256с.
Грабенко Т. М., Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. -СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. - 50с.
Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочнойтерапии. -СПб.: Речь, 1998.
Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2 — 4 лет в пери адаптации к дошкольномуучреждению. М, 2003.
Степнов С. С. Азбука детской психологии. М.: Сфера, 2004.
Савельева Н. Настольная книга педагога - психолога детского образовательногоучреждения. Ростов - на Дону.: Феникс, 2005.
Сакович К А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2006.
Элъконин Д, Б. Психология игры. - М., 1979.
Максаков А.И., Учите, играя. – М., 1983. – С.167
Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1991. – С. 543