Технологическая карта урока по математике Доли. Обыкновенные дроби, 5 класс ФГОС
Технологическая карта урока
Учитель: Сазонова Анастасия Сергеевна, учитель математики МБОУ «СОШ № 38» г. АнгарскаПредмет: Математика
Класс: 5
Автор УМК: Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М. Мнемозина, 2013
Тема урока: Доли. Обыкновенные дроби
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель урока: Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности понятия обыкновенной дроби
Задачи урока:
Предметные:
Формировать теоретическое и практическое представление о долях, обыкновенных дробях, знаменателе, числителе, записи и чтения обыкновенных дробей;
Формировать умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);
Формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
Работать по коллективно составленному плану;
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
Высказывать свое предположение;
Продолжать развивать умение понимать и использовать математические средства наглядности.
Личностные:
Уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Ориентироваться на успех в учебной деятельности.
Организация деятельности обучающихся на уроке:
самостоятельно определяют тему, цели урока;
самостоятельно выходят на проблему и решают её;
самостоятельно формулируют определения таких понятий, как «доли», «числитель», «знаменатель»;
ведут диалог, отвечают на вопросы;
выполняют практические задания на вычисления;
оценивают себя и друг друга;
рефлексируют.
Технология проведения урока деятельностный метод
Этап урока
(обязательные этапы урока) Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД Результат Коррекция Время
Этап
Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Приветствует обучающихся.
Настраивает на работу.
Предлагает проверить готовность рабочего места. Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.
Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные: прогнозирование своей деятельности.Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Личностные: умение выделить нравственный аспект поведения. Создание благоприятного психологического настроя на работу 1 мин
Постановка проблемы. ЦелеполаганиеПредлагает сформулировать тему урока:
один из разделов математики считался самым трудным в средние века, и, люди, овладевшие им, слыли настоящими мудрецами.
Но для того, чтобы узнать название этого раздела и тему сегодняшнего урока, мы посмотрим с вами мультфильм «Апельсин».
(Слайд 1-2)
- Предлагает заполнить таблицу (Что вы знаете о долях? Что вы хотите узнать о долях?)Выдвигают свои предположения.
Под руководством учителя формулируют тему и записывают её в рабочую тетрадь.
Заполняют таблицу.
Ставят цели урока. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной
цели, выбор эффективных
способов решения задач.
Регулятивные:
выявление объективной учебной информации,
необходимой для освоения, соотнесение и реализация плана деятельности при освоения учебной информации.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,
использовать речевые средства для дискуссии и аргументации.
Личностные: самоопределение Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
5 мин
3.Открытие новых знаний
Проводит фронтальный опрос.
- На сколько равных частей нужно разделить апельсин, чтобы все звери получили поровну?
- Какую часть апельсина получил каждый герой мультфильма?
- Как называются части, на которые разделили апельсин?
- Что такое доля?
Предлагает попробовать сформулировать определение доли и записать его в рабочую тетрадь.
- Как записываются доли?
Вводит обозначение записи долей.
- Что показывает число под чертой? Над чертой?
Вводит понятие обыкновенной дроби. Отвечают на вопросы учителя.
- на 8 частей;
- 1/8 часть.
- дольки.
Формулируют определение и записывают его в тетрадь. Доля – каждая из равных частей целого.
Делают в тетради соответствующие записи
Познавательные: умение решать проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы.
Регулятивные: способность к волевому усилию; постановка учебной задачи на основе известного.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.
Личностные: самоопределение. Умение обобщать представление об объектах; обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. 6 мин
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Физминутка-Учитель предлагает учащимся прочитать дроби, указать для каждой дроби числитель и знаменатель.
Анализируют, комментируют рассмотренные примеры на слайдах.
Регулятивные: способность к волевому усилию; оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль.
Познавательные: умение осмысленно читать, извлекать нужную информацию; умение вести поиск и выделять необходимую информацию; проведение аналогии на основе аргументации; анализ и синтез объектов.
Коммуникативные: формулирование собственного мнения и позиции; умение вступать в диалог, работать в паре; коллективное обсуждение проблем.
Личностные: самоопределение, смыслообразование. Умение обобщать представление об объектах; обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. 3 мин
1 мин
5. Включение нового знания в систему знаний
- Какая часть фигуры закрашена цветом? (выводится на экран) (Слайд 5-10)
- Решить задачу:
Дорога от Фабричного до Ильинского равна
8 км. Петя прошел 3 км.
Какую часть дороги он прошёл? (Слайд 11)
Дополнительные задачи (Слайд 12,13)
- Какую долю тонны составляет килограмм?
- Как называется десятая доля сантиметра?
- Сколько сантиметров составляет ¼ метра?
- Как называется тысячная доля килограмма?
- Сколько метров в 1/5 км?
- Как называется тысячная доля метра?
Учитель предлагает самостоятельную работу.
- Задание 1. Словами записаны доли, а вы их должны записать с помощью цифр и черты. -Задание 2. Ваша задача внимательно рассмотреть рисунок и записать в таблицу, какая часть фигуры закрашена, какая не закрашена.
(Слайд 14, 15)
Анализируют, комментируют рассмотренные примеры на слайдах. Объясняют свой выбор.
Производят необходимые вычисления устно. Проверяют и исправляют свои ошибки. Выполняют самопроверку.
Выполняют самостоятельную работу на карточках
Познавательные: умение составлять модель и преобразовывать её в случае необходимости; анализ и синтез объектов.
Регулятивные: умение проанализировать ход и способ действий; оценка-осознание уровня и качества усвоения; коррекция полученного результата.
Коммуникативные: умение слышать и слушать, вступать в диалог.
Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Умение самостоятельно решать задачи 20 мин
6.Самоконтроль, взаимоконтроль
Предлагает обучающимся проверить свои знания с помощью ответов, представленных на слайде. (Слайд 14, 16) Обмениваются листами, выполняют взаимопроверку с помощью эталона. Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль
Познавательные: рефлексия; анализ и синтез объектов.
Коммуникативные: оценка своей деятельности и деятельности других людей
Личностные: самоопредление. Владение основами самоконтроля 1 мин
7.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Просит вернуться к таблице, которую заполняли в начале занятия.
Какую цель ставили на урок?
Удалось ли достичь цели?
Каким способом?
Где можно применить новые знания?
Просит нарисовать улыбку смайлику в таблице (Слайд 17)
Задание на дом: п. 23 изучить;
№ 895, №886, № 926. (Слайд 18) Отвечают на вопросы учителя, ставят «+» напротив выполненных задач во второй колонке таблицы.
Выражают свои эмоции с помощью рисунка.
Записывают домашнее задание в дневник. Познавательные: умение обобщить на доступном уровне полученную информацию.
Регулятивные: умение критично относится, оценивать чужие и свои высказывания, умение активно слушать.
Коммуникативные: умение точно и полно строить высказывание; оценка своей деятельности и деятельности других людей
Личностные: смыслообразование. Оценка своей деятельности и деятельности других людей 3 мин