Статья Феномен методики Марии Монтессори


Феномен педагогики Марии Монтессори«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь»
Мария Монтессори (1870 -1952) 
Формирование новой педагогической системы начинается с появления нового взгляда на общение и иные формы взаимодействия детей и взрослых. В мировой педагогической практике существует множество интересных программ развития детей и одна из них это методика Марии Монтессори.
 Выдающийся итальянский ученый, врач-антрополог, философ, психиатр и психолог, педагог-гуманист Мария Монтессори завоевала мировую известность своей уникальной и действенной системой воспитания и обучения маленьких детей.
Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое – либо авторитарное давление на развивающегося человека.
Мария Монтессори строила свою методику на наблюдениях за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Как можно чему-то научить ребенка, если он, как автомат, и выполняет, лишь то, что предписывается воспитателем!? В таких условиях дети не имеют возможности проявлять себя, и поэтому совершенно невозможно познать их истинную природу.
Основой методики Монтессори является предложение не делать всё за ребёнка, а помогать ему действовать самому. Согласно педагогике Монтессори уже с раннего возраста ребёнок многое способен сделать самостоятельно, поэтому девизом методики стали слова: «Помоги мне это сделать самому».
Ребёнок с самого раннего возраста чувствует потребность в порядке, но сам пока не умеет его организовывать, поэтому в упорядочении мира, в том числе – игрового пространства, взрослые могут помочь ему. Если в детском мире будет беспорядок, это может вызвать у ребёнка чувство бессилия и беспомощности перед хаосом.
Мария Монтессори предложила расположить все элементы развивающих игр (чашечки, бусинки, карточки, коробочки и так далее) в строгом порядке, к которому детей необходимо приучать с первого дня занятий в Монтессори-классе. Порядок должен быть обусловлен, в первую очередь, не удобством взрослых, а удобством детей.
Основой занятий по методике Монтессори являются не долгие нравоучительные беседы, а короткие, на две-три минуты, уроки практического характера. Взрослый показывает ребёнку, как пользоваться тем или иным предметом, заинтересовавшим малыша. Тем не менее, есть одно чёткое правило, действующее для всех детей, с которыми занимаются по методики Марии Монтессори: «Взял что-то, поработал – положи на место!»
Методика Монтессори основана, в первую очередь, на интересе ребёнка к конкретному виду деятельности, а затем – на индивидуальном подходе к нему. Разумеется, это не означает, что в Монтессори-центре у каждого ребёнка есть свой «персональный» педагог. Просто во время свободной работы с материалом Монтессори-наставница показывает каждому ребёнку как именно ему работать с предметом, который ему интересен.
Кстати, с самого начала занятий в Монтессори-группе  ребёнок имеет выбор, чем ему заниматься в конкретный момент времени, так как он сам лучше всех педагогов чувствует, какие навыки ему необходимо развивать именно сейчас. Тем не менее, есть некоторые моменты развития детей, которые имеют привязку к возрасту.
Мария Монтессори отмечала, а позже это было подтверждено психологами, что в возрасте от момента рождения до шести лет существуют периоды(ссылка сензитивные периоды), в которые ребёнку легче всего даётся обучение конкретным навыкам и умениям.
Например, в несколько этапов с рождения до шести лет проходит развитие речи детей, с рождения до пяти с половиной лет – сенсорное развитие. Навыки общения формируются у детей в возрасте с двух с половиной до шести лет. С рождения до трёх лет у детей длится так называемый «период восприятия порядка», который формирует у ребёнка отношения с внешним миром: отношение к порядку в физическом мире, временном пространстве, взаимоотношениях со взрослыми.
Основной идеей педагогики Монтессори является не ускорение развития детей, а внимательное наблюдение за процессом развития, чтобы вовремя предложить ребёнку то, что ему в конкретный момент будет наиболее интересно и легко усвоить.
Монтессори-материалы представляют собой не случайную подборку разных вещей, а тщательно подобранные серии предметов, сформированные в результате наблюдения за тем, что помогает развивать отдельные способности и навыки детей. Серии подобраны таким образом, чтобы ребёнок, трогая, разглядывая и сравнивая их, мог максимально развивать своё восприятие.
В методике Монтессори ставка делается на комплексное развитие ребёнка. Например, когда ребёнок обводит пальчиком контур букв и цифр, вырезанных из шершавой бумаги и наклеенных на дощечки, он запоминает не только их внешний вид, но и усваивает, как их правильно пишут.
Для наиболее эффективного развития ребёнка, по мнению Марии Монтессори, необходимо, чтобы работа с новыми и уже знакомыми материалами проходила в спокойной обстановке – это пробуждает у ребёнка желание узнавать новое, изучать мир вокруг себя. Для активного развития, ребёнка не надо подгонять, наказывать или поощрять – достаточно вовремя предлагать ему интересные для него в данный момент объекты изучения.
Главное, что должны сделать взрослые для того, чтобы помочь ребёнку в развитии и обучении – научить его концентрироваться на той работе, которая интересна ему самому. Если навык достаточно сложен, процесс обучения ребёнка состоит из трёх этапов:
Подготовка удобной для работы и привлекательной обстановки.
Остановка той деятельности детей, которая мешает работе и развитию остальных участников Монтессори-группы. На данном этапе необходимо перефокусирование внимания проказничающего ребёнка на деятельность, направленную на его развитие, причём минуя наказание и критику.
Создание обстановки, не мешающей самостоятельной работе ребёнка.
Особенностью классов Монтессори является создание особой атмосферы, в которой влияние на деятельность детей со стороны педагога опосредованно через общую обстановку помещения, а также правила, которые создаются педагогом совместно с детьми.
В группах Монтессори Вы можете заметить, что группы детей отличаются разновозрастностью. Мария Монтессори заметила, что часто дети учат друг друга что-то делать гораздо эффективнее, чем в том случае, когда ребёнка учит взрослый. Кроме того, такие группы воспроизводят реальную жизненную обстановку, в которой люди общаются как со своими ровесниками, так и с теми, кто старше или младше по возрасту.
Современная педагогика неоднозначно относится к применению методики Марии Монтессори в Российской системе образования, но несомненно она имеет место быть.
В ФГОС ДО многие моменты методики Марии Монтессори нашли своё отражение: взаимодействие со сверстниками и взрослыми, обучение и воспитание в разноуровневых и разновозрастных группах, метод наблюдений, личностное саморазвитие и самообразование, инклюзивное обучение, зоны развития, комплексные и интегрированные занятия, исследовательская деятельность и другие.
Из опыта работы Монтессори педагога
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что дошколят называют «почемучками».
Но самостоятельно ребенок еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители. Во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, воспитатели и педагоги дополнительного образования используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательскую деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и так далее.
Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер: логические задания практикуются лишь на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или конструированию.
Интегрированный метод обучения является для дошкольных учреждений инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой.
Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников-иллюстраторов.
Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.
Вариативность использования интегрированного метода обучения:
Полная интеграция (один из приоритетных разделов интегрируется со всеми другими разделами программы).
Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в другое).
Интеграция дополнительного образования и воспитательно-образовательного процесса.
Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
Интеграция разнообразных видов искусства внутри художественно-эстетического направления.
Примером полной интеграции является интеграция экологического воспитания с художественной литературой, изобразительной деятельностью, музыкальным воспитанием, физическим развитием.
Пример частичной интеграции – интеграция художественной литературы и изодеятельности. Разнообразные виды искусства внутри художественно-эстетического направления могут быть интегрированы с театрализованной деятельностью в разделе ОБЖ.
Особый интерес представляет собой интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема.
Переход дошкольной организации на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и так далее;
комплексные блочно-тематические занятия;
интеграция:
частичная интеграция (одно из направлений программы интегрируется с другим);
полная интеграция (один из разделов интегрируется со всеми разделами программы).
Цели и задачи
Основной целью проектного метода в дошкольных организациях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте это:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
План работы воспитателя по подготовке проекта
Постановка цели проекта.
Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).
Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
Составление плана – схемы проекта.
Сбор, накопление материала.
Включение в план – схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
Презентация проекта, открытое занятие.
Подведение итогов.
Классификация проектов:
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
по составу участников;
по целевой установке;
по тематике;
по срокам реализации
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество А.С. Пушкина» – на учебный год).
Виды проектов:
исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна, сборников стихов, рассказов и пр.;
ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и так далее);
творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Смешанные проекты в предметно-содержательной области являются межпредметными.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, то есть воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, - между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и тому подобные.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
творческие: «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду»;
групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Веселая астрономия»;
индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»;
исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
Этапы деятельности над проектом
Работа над проектом включает совместную деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
I этап Формулирует проблему (цель) 
(При постановке цели определяется и продукт проекта)
Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию
Формулирует задачу (не жестко) Вхождение в проблему.
Вживание в игровую ситуацию
Принятие задачи
Дополнение задач проекта
II этап Помогает в решении задачи
Помогает спланировать деятельность
Организует деятельность Объединение детей в рабочие группы
Распределение амплуа
III этап Оказывает практическую помощь (по необходимости)
Направляет и контролирует осуществление проекта Формирование специфических знаний, умений, навыков
IV этап Подготавливает презентацию. Проводит презентацию Продукт деятельности готовят к презентации
Представляют зрителям или экспертам продукт деятельности
Любая проектная деятельность завершается подведением итогов.