ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФФНР ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФФНР ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Ягольник Анастасия Андреевна
Логопед ГККП «Ясли-сад № 3»
Г.Павлодар
Актуальность. Проблема развития фонематического восприятия у дошкольников достаточно высока. Опыт работы показывает, что достаточно большое количество детей испытывают сложности в слуховой дифференциации звуков речи из – за недоразвития фонетико-фонематического восприятия. С годами количество детей с несформированным фонематическим восприятием не уменьшается, поэтому данная проблема остается актуальной и сейчас. Технологии программированного обучения помогают сделать обучение интересным и увлекательным.Работа с детьми по программированным заданиям (перфокарты, игровые поля) позволит сформировать у дошкольников не только фонематические процессы, но и подготовить детей к обучению грамоте, а также успешно развивать познавательно-психические процессы и конечно же сформировать предпосылку к учебной деятельности.
Фонематическое недоразвитие это нарушение в процессе формирования произносительной системы родного языка у детей, имеющих разного рода речевые расстройства вследствие дефектов восприятия фонем. Главным признаком фонематического недоразвития остается несформированность процессов восприятия звуков речи, а также сниженная способность к их анализу и синтезу. Все это проявляется следующими признаками: трудности в определении наличия звука в слове, сложности повторения за логопедом слогов с оппозиционными звуками (па-ба, ба-па), затруднения в подборе картинок или названии слов на какой-либо заданный звук, сложности в выделении первого или последнего звука и т.п. Все вышеперечисленное может препятствовать формированию у детей дошкольного возраста произносительных навыков. В дельнейшем все это может привести к трудностям в овладении не только грамотой, но и в целом, школьной программы.
Работая над преодолением фонетико-фонематического, а также общего недоразвития речи одним из основных направлений является развитие фонематических представлений, а также фонематического восприятия.
В данном направлении можно выделить следующие задачи логопедической работы:
определение наличия звука в слове;
определение количества звуков в слове;
определение места звука в слове;
определение количества слогов в слове;
выделение гласного или согласного звука в начале слова;
подборка слов с каким-либо заданным звуком;
подбор слов с заданным количеством звуков, либо слогов.
дифференциация звуков и др. [1, 36]
С целью реализации задач, перечисленных выше, был подобран дидактический материал на основе технологии программированного обучения. Основой послужили работы по коррекции фонематического восприятия, развитию звукового анализа и синтеза, а также формированию фонематических представлений у дошкольников (З.Е. Агранович, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева и др.); по внедрению элементов программированного обучения в работу логопеда (А.Е. Бражник, М.А. Борисова, Н.А. Шишканова и др.).
Технологию программированного обучения в отечественной науке разрабатывали П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, А.М. Матющкин и др. Сущность заключается в следующем: особыми способами и средствами обучению придается индивидуализированный характер, выделяются элементы непрерывного контроля. Программированное обучение осуществляется по специально составленным заданиям и программам, в которых содержится не только нужный материал, но также фиксируется деятельность детей при его усвоении. Большой плюс состоит в «обратной связи», или самоконтроле, что значительно способствует осознанному усвоению материала, вселяет уверенность в собственные силы.
Технологии программированного обучения эффективно повышают педагогический процесс в школе, а элементы можно успешно применять в работе с дошкольниками, что в последние годы привлекает большое внимание логопедов и работников дошкольной сферы.
В работе с дошкольниками широкое применение получили следующие формы программированных заданий: перфокарты, перфоконверты, игровые поля, сигнальные круги, кодирование, шифрование символами.
Предлагаемый дидактический материал разработан и оформлен в виде перфокарт и соответствующих им сигнальных (контрольным) карточек. Предлагаемое пособие можно применять и на индивидуальных и на подгрупповых логопедических занятиях. Разработанные перфокарты рекомендуется применять при закреплении и контроле уже усвоенных знаний и умений.
Разработаны и используются на логопедических занятиях следующие программированные задания:
задания на определение наличия звуков в слове [2,50];
задания на определение количества звуков в словах;
задания на определение места звука в слове;
задания на определение количества слогов в словах;
задания на выделение согласных и гласных звуков в начале слова;
задания на анализ звукового состава слов.
Использование перфокарт позволяет работать не только над развитием фонематических процессов, но и простимулировать детей к выполнению оценочно-контрольных действий. Кроме этого, используя в работе программированные задания можно применить еще один вид контроля – взаимоконтроль, когда детям предлагается проверить работы друг друга.
Разумно сочетая традиционные методы логопедической работы с элементами технологии программированного обучения (важно помнить и о дозированном применении – не более 5-10 минут) позволит логопеду проводить занятия не только эффективно, а что и не маловажно, интересно. Работа с программированными заданиями дает возможность сформировать не только фонематические процессы, но и успешно развивать познавательные психические процессы (память, мышление, внимание) и сформировать предпосылку к учебной деятельности.
Список использованных источников.
Агранович З.Е. «В помощь логопедам и родителям: Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников». СПб: Детство-Пресс, 2004.
Борисова М.А. Дидактическое пособие «Волшебная мозаика» // Логопед. 2008. № 8
Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М.:ГНОМ и Д, 2005.
Бражник А. «Использование элементов программированного обучения в целях развития познавательного интереса у детей-дошкольников с общим недоразвитием речи // Дошкольное образование. 2006. № 2