Рабочая программа по Основам русской словесности (7 класс) ФГОС

Тематическое планирование
уроков спецкурса «Основы русской словесности» в 6-м классе

№ п/п
Дата
Тема урока
Цели урока
Основные виды учебной деятельности
УУД
Материал
урока


план
факт






Употребление языка.

1.



Стилистические возможности слов и выражений.

Различать тексты разных стилей, отбирать подходящую лексику.
Беседа, проблемные задания, чтение учебных текстов
Л.: осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств.
М/п: вычитывать разные виды текстовой информации,
преобразовывать её (в таблицу,схему, план, ключевые слова),
менять стратегию чтения, использовать разные механизмы
чтения (прогнозирования, эк-
вивалентных замен, компрессии) и аудирования.
М/к: стремиться к координации действий в парах, группах, слушать и слышать друг друга, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять взаимный контроль.
Пр: осмысливать причины, источники и
периоды заимствований, выявлять признаки заимствованных
характеризовать слова с точки зрения принадлежности их к
активному и пассивному составу, опознавать устаревшие слова и неологизмы, профессиональные и диалектные слова в речи.
Пр. (коммуникативная ком-
петенция): анализировать и
понимать текст,включающий
изученные части,
передавать содержание прослушанного и прочитанного
текста полностью и по частям в устной и письменной форме
(подробно, сжато, выборочно),
создавать собственные письменные речевые произведения
разных стилей и типов речи.

Т.стр.7 №6

2.


Общеупотребительные слова

Выявлять различия между общеупотребительными и др.группами слов.
Работа с учебником, работа со словарем,, работа с таблицей.

Т.стр.17 №7

3.



Диалектные слова.
Специальные слова (профессионализмы)

Опознавать диалектные слова, объяснять их значение. Опознавать профессионализмы, объяснять их значение, правильно использовать в речи.
Фронтальный опрос, самостоятельная работа, поиск учебной информации
Работа с учебником, выполнение тренировочных упражнений, работа с таблицей.

Т.стр19. №23 Т.стр19. №24

4.


Заимствованные слова
Неологизмы.

Осмысливать причины, источники и периоды заимствований, выявлять признаки заимствованных слов. Опознавать неологизмы, объяснять их значение, правильно употреблять в речи. Развивать чувство языка, работая с авторскими неологизмами.
Наблюдение, беседа, работа с научно-учебным текстом, решение жизненных задач, работа в парах Работа с учебником, выполнение тренировочных упражнений, работа с таблицей.

Т.стр22. №27 Т.стр27. №35

5.



Употребление имени существительного.

Определять роль существительных в тексте, правильно употреблять в речи.
Фронтальный опрос, самостоятельная работа, поиск учебной информации

Т.стр30. №40

6.


Употребление имени прилагательного.

Определять роль прилагательных в тексте, правильно употреблять в речи.
Работа в парах и группах, работа с текстами, создание текстов в группе.

Т.стр34. №48

7.



Употребление глагола
Урок-игра. Играем со словами

Определять роль глагола в тексте, правильно употреблять в речи. Учиться строить монологические высказывания, исправлять речевые и стилистические ошибки.
Работа с учебником, выполнение тренировочных упражнений. Работа со словарями, работа в парах, создание собственного текста.

Т.стр39. №55 Материал учебника

Средства художественной изобразительности.

8.



Сравнение. Аллегория.
Находить сравнения в тексах, умело использовать в собственной речи. Находить аллегорию в тексах, умело использовать в собственной речи.
Наблюдение над языковым материалом, работа с текстами, создание текстов в группе
Л.: осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств.
М/п: вычитывать разные виды текстовой информации,
преобразовывать её (в таблицу,схему, план, ключевые слова),
менять стратегию чтения, использовать разные механизмы
чтения (прогнозирования, эк-
вивалентных замен, компрессии) и аудирования.
М/к: стремиться к координации действий в парах, группах, слушать и слышать друг друга, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять взаимный контроль.
Пр: находить в тексте и анализировать такие средства художественной выразительности как сравнение, аллегория, эпитет, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, инверсия,антитеза.Грамотно употреблять их в своей речи. Использовать опыт изучения языка и различных видов произведений для выражения собственных мыслей.
Пр. (коммуникативная ком-
петенция): анализировать и
понимать текст,включающий
изученные части,
передавать содержание прослушанного и прочитанного
текста полностью и по частям в устной и письменной форме
(подробно, сжато, выборочно),
создавать собственные письменные речевые произведения
разных стилей и типов речи
Т.стр40. №57,58 Т.стр62. №40

9.


Эпитет.
Находить эпитет в тексах, умело использовать в собственной речи.
Наблюдение над языковым материалом, работа с текстами, создание текстов в парах

Т.стр42. №62

10.


Метафора.
Находить метафоры в тексах, умело использовать в собственной речи.
Фронтальный опрос, самостоятельная работа, поиск учебной информации

Т.стр.56.№88

11.


Олицетворение.
Находить олицетворение в тексах, умело использовать в собственной речи.
Работа с текстами, выполнение тренировочных упражнений.

Т.стр.47№ 70

12.


Метонимия. Проверочная работа.
Находить метонимию в тексах, умело использовать в собственной речи.
Наблюдение , беседа, работа с учебно-научным текстом, составление текста

_______

13.


Синекдоха.
Находить синекдоху в тексах, умело использовать в собственной речи.
Фронтальный опрос, самостоятельная работа, поиск учебной информации

Т.стр52. №79

14.


Гипербола.
Находить гиперболу в тексах, умело использовать в собственной речи.
Наблюдение над языковым материалом, работа с текстами, создание текстов в группе

Т.стр54. №84

15.



Порядок слов в предложении.
Инверсия.
Обнаруживать прямой и обратный порядок слов в предложении.
Находить инверсию в тексах, умело использовать в собственной речи.
Работа со схемами. Моделирование
предложений.
Фронтальный опрос, самостоятельная работа, поиск учебной информации

Т.стр56. №88
Т.стр58. №91

16.


Повтор.
Определять роль повтора в тексте.
Работа с текстами, создание текстов в группе.

Т.стр.60 №94

17.


Риторический вопрос и риторическое восклицание.
Распознавать риторический вопрос и восклицание, определять их роль в тексте.
Беседа, работа с учебником,
моделирование
предложений.

Т.стр.64 №100

18.


Антитеза.
Находить антитезу в тексах, умело использовать в собственной речи.
Наблюдение над языковым материалом, работа с текстами.

Т.стр.65№102

Юмор в произведения словесности.

19.



Что такое юмор
Комическая неожиданность.
Осознавать понятие юмор, уметь читать юмористические тексты.
Анализировать юмористические тексты, находить прием комическая неожиданность.
Фронтальный опрос, самостоятельная работа, поиск учебной информации
Работа с текстами, создание текстов в группе.
Л.,М/п,М/к см. выше.
Пр: осознавать понятие юмор, уметь находить в тексте и использовать в собственных высказываниях такие приемы как комическая неожиданность, соединение несоединимого, остроумная речь.
Т.стр.68 №107
Т.стр.70 №111

20.



Соединение несоединимого.
Остроумная речь.
Урок-игра. Играем со словами.
Находить прием соединение несоединимого, определять его роль в тексте.
Осознавать понятие остроумная речь.
Составлять и анализировать юмористические тексты.
Наблюдение над языковым материалом, работа с текстами.
Наблюдение , беседа, работа с учебно-научным текстом
Работа с текстами, создание текстов в группе.

Т.стр.73 №115
Т.стр.77 №121
Материал учебника

Произведения устной народной словесности.

21.


Былины.
Иметь представление о былинах, знать их характерные черты.
Фронтальный опрос, самостоятельная работа, поиск учебной информации
Л.,М/п,М/к см. выше.
Пр: среди произведений устной народной словесности выделять такие как былины, легенды, предания. Знать их характерные признаки. Выявлять особенности языка былин, былинного стиха.
Т.стр.83 №130

22.



Былинный стих.
Особенности языка былины.
Выявлять особенности построения и прочтения былинного стиха.
Анализировать и характеризовать особенности языка былин.
Наблюдение, беседа, работа с текстами.
Анализ текста былин, самостоятельная работа

Т.стр.86 №135
Т.стр.89 №141

23.


Легенда.
Иметь представление о легендах, знать их характерные черты.
Использовать приёмы поискового чтения,
Работа с текстами.

Т.стр.91 №146

24.



Предание.
Урок-зачет. Играем со словами.
Иметь представление о преданиях, знать их характерные черты.
Анализировать произведения устной народной словесности, составлять собственные тексты.
Наблюдение, беседа, работа с учебником.


Т.стр.94 №148
Материал учебника

Эпическое произведение, его особенности.

25.


Отличие эпического произведения от лирического и драматического.
Выделять особенности эпического произведения.
Наблюдение, беседа, работа с текстами.
Л.,М/п,М/к см. выше.
Пр: отличать эпические, лирические и драматические произведения, знать из характерные черты. Осознавать понятие литературный герой; следить, как раскрывается характер героя, как складываются отношения между героем и автором произведения. Анализировать особенности языка эпического произведения.
Т.стр.98 №159

26.



Литературный герой.
Характер литературного героя.
Осознавать понятие литературный герой, находить его в произведении.
Уметь раскрыть характер литературного героя.
Фронтальный опрос, самостоятельная работа, поиск учебной информации
Наблюдение, беседа, работа с учебником.

Т.стр.102 №162
Т.стр.104 №165

27.



Как раскрывается характер героя в сюжете.
Герой произведения и его автор.
Выявлять особенности характера литературного героя и способы его раскрытия в произведении.
Разграничивать автора и героя произведения.
Наблюдение над языковым материалом, работа с текстами.
Наблюдение над языковым материалом, работа с текстами.

Т.стр.105 №166
Т.стр.107 №170

28.


Особенности языка эпического произведения.
Урок-игра. Играем со словами.
Анализировать особенности языка эпического произведения.
Наблюдение,беседа, работа с учебно-научным текстом.
Работа с текстами, создание текстов в группе.

Т.стр.111 №176
Материал учебника

Лирическое произведение, его особенности.

29.



Лирическое произведение.
Особенности языка лирического произведения
Выделять лирические произведения, определять их характерные черты.
Анализировать и характеризовать особенности языка лирического произведения.
Беседа, наблюдение, работа с текстами.
Л.: осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств.
М/п: вычитывать разные виды текстовой информации,
преобразовывать её (в таблицу,схему, план, ключевые слова),
менять стратегию чтения, использовать разные механизмы
чтения (прогнозирования, эк-
вивалентных замен, компрессии) и аудирования.
М/к: стремиться к координации действий в парах, группах, слушать и слышать друг друга, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять взаимный контроль.
Пр: Выделять лирические произведения, определять их характерные черты. Определять особенности языка лирического произведения. Определять двусложные и трехсложные размеры стиха. Иметь представление об аллитерации и рифме.
Т.стр.115 №184










30.


Двусложные размеры стиха.
Уметь определять двусложные размеры стиха.
Работа с учебником, работа с текстами, выполнение тренировочных упражнений.

Подобрать свои примеры

31.


Трёхсложные размеры стиха.
Уметь определять трехсложные размеры стиха.
Работа с учебником, работа с текстами, выполнение тренировочных упражнений.

Подобрать свои примеры

32.


Аллитерация.
Рифма.
Главное свойство стихов.

Анализировать стихотворные тексты, выделять аллитерацию.
Анализировать стихотворные тексты, различать виды рифмы.
Анализировать и характеризовать стихотворные тексты с точки зрения строения, содержания и настроения.
Пытаться создать собственный текст с опорой на приведённые примеры.
Фронтальный опрос, самостоятельная работа, поиск учебной информации.
Работа с текстами, выполнение тренировочных упражнений.
Работа с текстами, создание текстов в группе.

Т.стр.120 №190
Т.стр.122 №195
Материал учебника

Драматическое произведение, его особенности.

33.


Особенности языка драматического произведения.
Анализировать особенности языка драматического произведения.
Наблюдение, беседа, работа с учебником.
Л.,М/п,М/к см. выше.
Пр: выявлять особенности языка драматического произведения. Понимать сюжет драматического произведения и как изображается характер героя в пьесе.
Т.стр.128 №202

34.


Как изображается характер героя в пьесе.
Сюжет драматического произведения.
Распознавать, как изображается характер героя и способы его раскрытия.
Осознавать понятие сюжет,
Его особенности в драматическом произведении.
Фронтальный опрос, самостоятельная работа, поиск учебной информации.
Работа с текстами, выполнение тренировочных упражнений

Т.стр.131 №207
Т.стр.135 №213

35.


Резервный урок






Пояснительная записка.

Общая характеристика учебного предмета
Словесность- важнейшее проявление духовной жизни человека. Главным образом в словесности выражается сомосознание нации, народа, нравственные, политические социальные основы жизни общества. Предмет словесности- рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка. Спецкурс " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Данный предмет введен в класс филологического профиля с целью расширения кругозора учащихся в области филологии. 1 час в неделю на предмет выделены из компонента учебного заведения. Данная рабочая программа разработана на основе программы Р.И.Альбетковой (Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2010).
.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами- русским языком и литературой. Вместе с тем у этого предмета есть собственные задачи:
1) изучение законов употребления языка;
2) овладение умением воспринимать произведение словесности как целостное явление искусства слова;
3) овладение умением творческого употребления родного языка.
Программа по основам русской словесности соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности – как явления искусства слова
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Словесность» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметными результатами изучения курса «Словесность» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД: – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Словесность» является сформированность следующих умений:
- различать изучаемые языковые единицы; находить в текстах лексические единицы; выразительно читать тексты; строить диалог; употреблять лексические ресурсы в собственных высказываниях; работать со словарём.
- различать изучаемые средства художественной изобразительности и находить их в текстах;
- находить в произведениях словесности элементы юмора; использовать в собственных произведениях словесности юмористические приёмы.
- различать виды народной словесности; рассказывать и читать былины, легенды, предания.
- отличать эпическое произведение от лирического и драматического; выразительно читать и пересказывать эпические произведения; создавать собственные эпические произведения словесности.
- отличать драматическое произведение от эпического и лирического; исполнять пьесу по ролям; создавать собственные сценки.
Содержание программы учебного предмета
Тема 1. Употребление языка
Стилистические возможности общеупотребительных и диалектных слов. Специальные, заимствованные слова, неологизмы. Употребление существительного, прилагательного, глагола
Тема 2. Средства художественной изобразительности
Сравнение. Аллегория. Эпитет. Метафора. Олицетворение. Синекдоха. Гипербола. Порядок слов в предложении. Инверсия. Повтор. Риторический вопрос и риторическое восклицание.
Тема 3. Юмор в произведениях словесности
Что такое юмор. Комическая неожиданность. Соединение несоединимого. Остроумная речь.
Тема 4. Произведения устной народной словесности
Эпические жанры устной словесности. Былины. Особенности стиха и языка былин. Легенды и предания.
Тема 5. Эпическое произведение
Отличие эпического произведения от лирического и драматического. Литературный герой, его характер. Герой и автор произведения. Особенности языка эпического произведения.
Тема 6. Лирическое произведение
Понятие о литературном лирическом произведении, его жанрах. Особенности языка лирического произведения. Стихотворные размеры: двусложные и трёхсложные. Аллитерация. Рифма.
Тема 7. Драматическое произведение
Понятие о литературном драматическом произведении, его жанрах. Особенности языка драматического произведения. Характер героя в пьесе. Сюжет.
Формы и средства контроля
Поскольку в 6 классе на уроках словесности нет необходимости заучивать теоретический материал, контроль знаний и формирования умений осуществляется с помощью разнообразных устных и письменных заданий, в том числе и творческого характера, а также в форме практических зачётных работ, которые, как и в учебнике, называются «Играем со словами».
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 6 класса
К концу учебного года обучающиеся 6 класса должны получить сведения о лексических единицах языка, о средствах художественной изобразительности, об особенностях произведений устной словесности и произведений эпоса, лирики, драмы; продолжать совершенствовать работу со словарями; выразительно читать; создавать собственные тексты, в которых употребляются изучаемые явления словесности.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Для реализации целей и задач обучения русскому языку по данной программе используется:
Учебник: Р.И. Альбеткова Русская словесность, Дрофа, М.2014г.
Рабочая тетрадь: Р.И. Альбеткова Русская словесность, 9-е издание, Дрофа, М.2014г.
Методические рекомендации к учебнику. Р.И. Альбеткова Русская словесность
Дрофа, М.2014г.


















15