Презентация авторской программы О тебе и для тебя: вопросы профессионального самоопределения
ОТЕБЕ И ДЛЯ ТЕБЯ:вопросы профессионального самоопределения Программа для работы в 9-х классах в рамках психологического сопровождения предпрофильной подготовки Автор:педагог-психолог МОУ СОШ №9 им. Дьякова П.М.Сахарова Е.В. Главная цель предпрофильного, а в последствии и профильного обучения – обеспечение профессиональной ориентации и формирование осознанного подхода к самоопределению учащихся с учетом индивидуальных склонностей и потребностей. Это, в свою очередь, предполагает психологическое сопровождение (далее – ПС) подростка в этом процессе, т.к. сопутствующие выбору трудности и их преодоление не могут не отразиться на благополучии и комфорте как в эмоциональном, так и в личностном плане. Сопровождать – значит следовать вместе, рядом, одной Дорогой, оказывая поддержку. Поэтому, цель ПС предпрофильного обучения в нашей модели – формирование условий (Поля психологического сопровождения), способствующих личностному росту учащихся, максимально конструктивному и безопасному, а значит, осознанному прохождению уч-ся начального этапа пути профессионального самоопределения через познание себя, раскрытие внутренних ресурсов и самореализацию, расширение возможностей и формирование обобщенных способностей выбора. Компетенция и компетентность Компетенция – это определенные знания, представления, программы, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях. Компетенция = «знаю, что»… «язык»Компетентность = «знаю, как»… «речь» Субъекты учебно-воспитательного процесса Учащиеся Родители Педагоги Администрация НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ 10-е классы- Тренинговые и практические занятия- Индивидуальные и групповые консультации- Тематические классные часы 9-е классыДиагностический блок:ЗУН 8-е классыДиагностический блок:- Мотивация- Карта интересов- Способности, Склонности- Анкетирование 2 этапЦиклы родительских собраний1.Вводно-информационное-особенности модели профилизации;- потенциал и ресурсы школы;- «Карта» 2.Промежуточные результаты анкетирования уч-ся и родителей- корреляция- вывод и формирование банка проблемпути решения3.Тематические род. собранияПо запросам Кл. рук. и родит. 1 этапСбор первичной информации/Анкетирование/ 3 этапИндивидуальные и групповые консультации Работа с документациейПрограммы спецкурсовТематическое планированиеТворческие группыДеловая игра для 9-х классов «Малый педсовет» Работа с правовой базой Нормативные документыКадровый вопросТерриториальная карта поступления по профилюРабота с расписанием МОДЕЛЬ Психологического Сопровождения ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЛЕ ПС Цель деятельности педагога-психолога – формирование мотивации для полноценного развития и успешного обучения ребенка и подростка в конкретной социально-педагогической ситуации. Профессиональная задача – создать среду, в которой ребенок смог бы раскрыть для себя свой внутренний мир и научился им сам управлять. При этом учитываются:особенности конкретной образовательной среды, которую выбирают для ребенка родители;образовательные технологии, применяемые в школе; общие воспитательные принципы педагогического коллектива, цели и задачи, перед ним стоящие; необходимость единства требований семьи и школы;возрастные особенности уч-ся;необходимость сохранения и укрепления здоровья (особенно психической его составляющей). Предмет сопровождающей деятельности психолога - личностный рост и психологическое развитие как результат пересечения двух логик – психической и социально-педагогической. И нужно знать их обе для того, чтобы обеспечивать полноценное развитие ученика на всех ступенях школьной жизни. Полноценное развитие складывается из:• актуализации, раскрытия и реализации тех возможностей, которые данному ребенку открывает данный этап возрастного развития;• реализации тех возможностей, которые предлагает ему данная социально-педагогическая среда. ЗАДАЧИ, решаемые педагогом-психологом в ходе реализации программы ЗАДАЧА 1 Одна из важнейших задач программы - мониторинг (через наблюдение и самодиагностику) и своевременное устранение возможных факторов возникновения неравномерности развития и преодоления выявленных проблем либо их профилактики. П О Ч Е М У ?Ранняя профессионализация и специализация знаний предполагают избирательную нагрузку на отдельные стороны психики уч-ся. Без грамотного психологического сопровождения эти обстоятельства могут привести к неравномерности интеллектуального и личностного развития детей. ЗАДАЧА 2 Суть второй задачи заключается в том, что общество в лице родителей и учителей выдвигает ребенку противоречивое требование включиться в процесс профессионализации, совершенствоваться в одном направлении и, в то же время, обладать универсальными знаниями, значительным набором личностных качеств, широким кругозором, обилием интересов. Ситуация дополняется тем, что остаются неисчерпанными мотивы подросткового периода, направленные на общение со сверстниками. К А К ?Данная задача решается через просвещение, активное психологическое обучение детей, развивающую психологическую, тренинговую работу. ЗАДАЧА 3 Создание специальных психологических условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности в психологическом развитии. П О Ч Е М У ?По сути дела, помощь требуется тем детям, статус которых в значительной или очень значительной степени не соответствует параметрам возрастного психолого-педагогического статуса. И это не только дети, выходящие в своем развитии за пределы психической возрастной нормы! Многие дети в пределах этой самой нормы не реализуют заложенный в них психологический потенциал, «не берут» из данной им педагогической среды того, что им в принципе под силу взять. К А К ?Данная задача решается средствами коррекционно-развивающей, терапевтической, консультативной работы в ходе занятий (практические рекомендации, овладение приемами саморегуляции и пр.). ЗАДАЧА 4 Поддержание либо формирование мотивации учения на настоящий момент и профориентация. П О Ч Е М У ?Сегодня ситуация сложилась так, что подростки часто осуществляют вынужденный выбор профиля дальнейшего обучения. В условиях несамостоятельной профессионализации обычные возрастные задачи «подростничества» возникают перед учащимися в несколько искаженной форме. Например, задача формирования временной перспективы перед ребенком вообще не ставится, поскольку в большинстве случаев эту задачу за него «решают» родители. В результате у него не формируется временная перспектива и – как следствие – теряется учебная мотивация в настоящий момент. ЦЕННОСТИ, лежащие в основе программы: 1. ценность самого личностного роста и психологического развития уч-ся Сопровождающий метод предполагает бережное отношение к психическому миру уч-ся, его потребностям, особенностям субъективного отношения к миру и самому себе, которые вытекают из самой логики ее развития. Образовательный процесс не должен грубо вмешиваться в ход психологического развития, нарушая его закономерности. Взрослые, сопровождающие ребенка, должны быть готовы жертвовать определенными социально-педагогическими целями, если их достижение чревато разрушением внутреннего мира ученика. 2. ценность индивидуального пути развития ребенка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным стандартам может рассматриваться как нарушение, отклонение лишь в том случае, если грозит ребенку дезадаптацией, потерей социальной адекватности. В остальных случаях предпочтительно говорить об индивидуальном пути развития, имеющим право на существование и самореализацию. 3. ценность самостоятельного и осознанного выбора подростком своего жизненного пути. Задача взрослых (психолога, тренера и т.д.) – сформировать способность и готовность воспитанника к осознанию своих возможностей и потребностей и совершению самостоятельного выбора. Не брать эти выборы на себя, а обучать ставить и достигать индивидуальные цели, соотнося их с целями окружающих людей и социальными ценностями. К А К?Этому способствует применение элементов экспериенциального обучения в процессе работы. *** Экспериенциальное обучение (experience – англ., опыт) – это обучение в процессе практики, точнее, рефлексии либо над своими действиями и поступками, либо над действиями и поступками окружающих нас людей. Организация работы группы в режиме диалога и обсуждения (практически каждое 3-е занятие предполагает обсуждение по теме) является неотъемлемой частью экспериенциального обучения. Т.е. имеет место схема: личный опыт рефлексия трансформация представлений. Методологическая и ценностная основа программы ТАКОВА Итак, главная цель предлагаемой программы – создание таких условий, в которых каждый уч-ся мог бы стать субъектом своего развития и своей жизни: деятельности, общения и собственного внутреннего мира. Субъекты учебно-воспитательного процесса Учащиеся Родители Педагоги Администрация НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ 10-е классы- Тренинговые и практические занятия- Индивидуальные и групповые консультации- Тематические классные часы 9-е классыДиагностический блок:ЗУН 8-е классыДиагностический блок:- Мотивация- Карта интересов- Способности, Склонности- Анкетирование 2 этапЦиклы родительских собраний1.Вводно-информационное-особенности модели профилизации;- потенциал и ресурсы школы;- «Карта» 2.Промежуточные результаты анкетирования уч-ся и родителей- корреляция- вывод и формирование банка проблемпути решения3.Тематические род. собранияПо запросам Кл. рук. и родит. 1 этапСбор первичной информации/Анкетирование/ 3 этапИндивидуальные и групповые консультации Работа с документациейПрограммы спецкурсовТематическое планированиеТворческие группыДеловая игра для 9-х классов «Малый педсовет» Работа с правовой базой Нормативные документыКадровый вопросТерриториальная карта поступления по профилюРабота с расписанием МОДЕЛЬ Психологического Сопровождения ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЛЕ ПС Личность школьника в системе профориентации Профинформирование Профессиональное просвещение Общее, политехническое, трудовое и профессиональное обучение и воспитание - основа осуществления системы профессиональной ориентации Профессиональный отбор Профессиональная диагностика Экономическое воспитание Профессиональное воспитание Профпросвещение Социально-профессиональная адаптация Профессиональная консультация Профессиональное самоопределение СХЕМА ЗАЧЕТА 1 М Е Л А Н Х О Л И К Х О Л Е Р И К Ф Л Е Г М А Т И К С А Н Г В И Н И К ДОМИНИРУЮЩИЙ Л О Г И К Б О Е Ц ПАССИВНЫЙ Э С Т Е Т СПРИНТЕР МЕЧТАТЕЛЬ НАДЕЖНЫЙ Л И Ч Н О С Т Ь Х У Д О Ж Н И К М Ы С Л И Т Е Л Ь ЦИКЛЫ БЕСЕД Тема / возраст Содержание Цель и задачи «Что такое «профессия» и зачем ее выбирают»8 класс Человек и профессия.Требования к профессии и человеку.Что я должен знать о себеПрофессиональное самоопределениеПрофиль Формирование мотивации осознанного подхода к собственному выбору в рамках предпрофильной подготовки через ознакомление с системой профильного обучения, с особенностями профилей «Способности и возможности» 9 – 11 класс Профессия и специальность.Человек и профессия.Требования к профессии и человеку.Способности и профессиональная пригодность.Интересы и склонности.Познавательные процессы.Что делать, если «выборы» не совпадают? Профориентационное самоопределение на основе изучения (через результаты тестирования) своих способностей, возможностей, склонностей, типа своей направленности. «Вопросы профессионального самоопределения»11 класс Профессия и специальность.Человек и профессия.Требования к профессии и человеку.Способности и профессиональная пригодность.Интересы и склонности.Познавательные процессы.Что делать, если «выборы» не совпадают? Преодоление проблем, связанных с необходимостью профессионального самоопределение на основе самопознания, рефлексии, опыта работы в группе, личностного роста. ГРУППОВЫЕ ПРАВИЛА Групповая тайнаЗдесь – и – сейчас Безоценочность суждений (оценка дается поступкам, а не личности) Обязательность участия в процессе Ответственность за свои действия при работе в группе Говорить о чувствахПраво вносить поправки и изменения в групповые правила работыПраво сказать «нет»Обязательность выполнения групповых ритуалов:Приветствие, Завершение, Пространство Принятие с благодарностью всего, что происходит в группеФорма обращенияСтрогое выполнение форматаКогда говорит один человек – все остальные молчатНе оправдыватьсяПраво позаботиться о пространстве, в котором работает группа Групповая тайнаЗдесь – и – сейчас Безоценочность суждений (оценка дается поступкам, а не личности) Обязательность участия в процессе Ответственность за свои действия при работе в группе Говорить о чувствахПраво вносить поправки и изменения в групповые правила работыПраво сказать «нет». Право на вопросОбязательность выполнения групповых ритуалов:Приветствие, Завершение, Пространство Принятие с благодарностью всего, что происходит в группеВес рабочие материалы – в кабинете, итоги – на стендеФорма обращения по имени, с тренером – по имени отчествуСтрогое выполнение форматаКогда говорит один человек – все остальные молчатНе оправдыватьсяПраво позаботиться о пространстве, в котором работает группаПеред занятием не куритьОбязательность отключения моб. телефона ОБРАЗ БУДУЩЕГО 1. Кратко опишите, каким Вы представляете себе собственное будущее: чем Вы занимаетесь в определенное время (например, через 2 года). Сейчас ________ год. 2. Опишите, какие препятствия Вам пришлось преодолеть, чтобы добиться того, к чему Вы стремились. Укажите людей, которые Вам мешали, а также барьеры организационного плана. Отметьте удачные стратегии, которые помогли Вам преодолеть препятствия. (Пишите так, как будто все эти преграды уже позади.) Препятствие Способ его преодоления 3. Укажите людей, группы, организации, которых Вы привлекли для воплощения Ваших планов. Опишите (в прошедшем времени), как Вам это удалось. Кто привлечен Как Вы это сделали 4. Опишите Ваши навыки, возможности, установки, которые помогли осуществить Ваши планы. Перечислите качества, которыми должны были обладать другие люди. Качества, способности Как они проявлялись У других: _____________________________________________________________________У меня: _____________________________________________________________________ПРОВЕРКА ОБРАЗА БУДУЩЕГО1. Осуществим ли этот образ будущего? 2. Целесообразен ли он? 3. Стоит ли тратить то время и энергию, которые потребуются для его осуществления? 4. Соответствует ли этот образ моим ценностям?5. Действительно ли я желаю его осуществить?