Календарное планирование по русскому языку 9 класс на 2015-2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Ф К Государственного образовательного стандарта . Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по русскому языку и на основе авторской программы «Русский язык» (авторы Л.М. Рыбченкова,
О.М. Александрова ).
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Цели обучения русскому языку
Преподавание русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
совершенствование речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
Задачи организации учебной деятельности
Развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения
Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Содержательные линии программы
В 9 классе изучается систематический курс синтаксиса и пунктуации. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Каждая тема завершается обобщением и повторением пройденного, что должно обеспечивать необходимый уровень прочных знаний и умений. В программе специально выделены часы на развитие связной (устной и письменной) речи учащихся.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Место учебного предмета «Русский язык»
В учебном плане МОУ «Чайкинская школа» в 9 классе на изучение русского языка в средней школе отводится 2 часа в неделю и рассчитана на 68 часов.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
1. Учебно-тематический план
№ ппТема Количество часов
1 Введение 4
2 Повторение 7
3 Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение 1
4 Сложносочиненные предложения 9
5 Сложноподчиненные предложения 22
6 Бессоюзные сложные предложения 12
7
Сложные предложения с различными видами связи 9
8 Повторение изученного материала 4
Итого: 68 часов
2. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
· роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
· смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
· основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
· особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
· признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
· основные единицы языка, их признаки;
· основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
· различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
· определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
· опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
· объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
· адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
· читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
· извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
· воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
· создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление); · осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
· владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
· свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
· соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
· соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
· соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
· осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
· развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
· удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
· увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
· использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
На изучение русского языка в 9 классе отводится 68 часов (2ч в неделю).
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебник Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательной организаций /[ Л.Н. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А. Г. Нарушевич]. – 2-е изд. – М.: Просвещение 2014.
Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательной организаций / Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Рос. акад. на ук, Рос. акад образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещении , 2014г.
Р.Р.по русскому языку 5-9 классы «Инновационная технология обучения , О.А.Дюжева, Волгоград , 2014 г.
Русский язык «Формирование коммуникативной компетенции старшеклассников» , И.Б.Чевтаева , издание 2 , Волгоград 2013 г.
Русский язык. Проекты? Проекты! Проекты… , А.Г.Нарушевич , Ростов –на-Дону ,2013 г.
3. Виды контроля
Период обучения Количество часов Количество часов на:
Контрольный
диктант Словарный
диктант Контрольная работа Контрольное изложение Контрольное
сочинение
1 четв.
2 1 1 2 четв.
3 1 1 1
3 четв.
3 1
1 1
4 четв.
3 1 1 1
Тема урока Количество часов Дата Коррекция
Введение 1 Русский язык как развивающееся явление 1 2 Официально-деловой стиль 1 3 Русский язык – язык русской художественной литературы 1 4 Чтение и его виды 1 Повторение 5 Н и НН в суффиксах разных частей речи 1 6 Написание слов через дефис 1 7-8 Знаки препинания в простом предложении.
1 9 Подготовка к контрольному изложению 1 10 Контрольное изложение.№1. 1 11 Работа над ошибками. 1 Сложное предложение
12 Понятие о сложном предложении. Классификация типов сложных предложений Словарный диктант.№1 1 Сложносочинённое предложение
13 Понятие о сложносочинённом предложении, его строении Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. 1 14
15 Подготовка к контрольному сочинению.
Контрольное сочинение №1 2 16 Работа над ошибками . Виды сложносочинённых
предложений 1 17 Развитие речи. Подробное изложение. 1 18 Знаки препинания в сложносочинённом
предложении 1 19 Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения
1 20 Повторение темы «Сложносочинённое предложение» 1 21 Контрольный диктант.№1 1 Сложноподчинённое предложение
22 Работа над ошибками.
Понятие о сложноподчинённом предложении 1 23 Подготовка к сочинению-рассуждению
Р. Р. Сочинение - рассуждение. 1 24 Работа над ошибками. 1 25
26 Союзы и союзные слова. 2 27 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении 1 28 Классификация сложноподчинённых предложений
1 29 Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными 1 30 Контрольная работа по теме№1
« Сложносочиненное и сложноподчинённое предложения» 1 31 Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными 1 32 Группы сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени 1 33 Сложноподчинённое предложение с придаточными места 1 34 Развитие речи. Составление плана текста. 1 35 Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, цели и следствия 1 36
37 Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки 2 38 Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действий , меры и степени и сравнительными 1 39
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными 1 40 Синтаксический разбор сложного предложения 1 41 Повторение темы «Сложноподчинённые предложение » 1 42
43 Контрольное изложение №2
Работа над ошибками 2 Бессоюзное сложное предложение
44 Понятие о бессоюзном предложении
1 45 Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения . Виды бессоюзных сложных предложений 1 46
47 Р.Р. Подготовка к контрольному сочинению.
Контрольное сочинени-рассуждение.№2
2 48
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
1 49
50 Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении 1 51 Развитие речи. Сжатое изложение. 1 52
53 Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении 1 54-55 Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Словарный диктант№2. 2 Сложное предложение с разными видами связи
56 Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи 1 57-58 Подготовка к сочинению
Контрольное сочинение -рассуждение. №3 2 59-61 Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи 3 62 Контрольный диктант №2 1 63 Работа на ошибками. 1 64 Контрольная работа №2 по теме: «Сложное предложение с разными видами связи». 1 Повторение
65 Косвенная речь. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. 1 66 Цитата как способ передачи прямой речи и знаки препинания при ней. 1 67 Диалог, знаки препинания при ней. 1 68 Итоговый урок 1