Технологическая карта по математике на тему Сложение, вычитание и сравнение дробей с одинаковыми знаменателями


Автор: Гудзь Людмила Александровна, учитель математики, МБОУ СШ № 28.
Название работы : Технологическая карта урока по теме «Сложение, вычитание и сравнение дробей с одинаковыми знаменателями».
Предметная область: математика
участники (возраст, класс): 10 лет, 5 класс
цели и задачи
Цели урока:
систематизация знаний обучающихся по теме урока, обобщение наиболее важных понятий, закрепление навыков решения различных заданий.
развитие умения слушать и слышать, вступать в диалог, самостоятельности и мышления ребенка средствами своего предмета.
организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими следующих результатов (задачи):
предметных
владеть базовым понятийным аппаратом по теме «Сложение, вычитание и сравнение дробей с одинаковым знаменателем»;
владеть навыками вычислений дробей с одинаковым знаменателем;
уметь решать текстовые задачи арифметическим способом;
уметь находить неизвестные компоненты при решении уравнений.
метапредметныхуметь работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы);
уметь распознавать верные и неверные утверждения и решения;
уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
уметь видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
развивать способности наблюдать, сопоставлять факты;
понимать необходимость применять приемы самоконтроля при решении математических заданий;
понимать необходимость проверки выдвинутых предположений.
учащиеся должны обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; осуществлять самооценку и самокоррекцию учебной деятельности, саморефлексию; уметь понимать точку зрения другого, слушать.
Личностных
уметь строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики;
участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций эффективного решения коммуникативной задачи; 
формировать коммуникативные способности при работе со сверстниками: определять цели, распределять функции, уметь работать в паре, слушать партнера, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формировать стремление к критичности мышления, распознаванию логически некорректных высказываний;
формировать стремление к самоконтролю процесса и результата учебной математической деятельности;
развивать способность к эмоциональному восприятию математических понятий, объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
аннотация
Это урок с применением технологии проблемного обучения в 5 классе в рамках реализации ФГОС. Обобщение темы проходит в форме решения интересных практических и познавательных заданий.
Технологии, применяемые на уроке:
• технология игрового обучения;
• технология проблемного обучения;
• технология личностно – ориентированного обучения;
• технология здоровьесберегающего обучения;
• технология обучения в сотрудничестве.
Методы:
По источникам знаний: практический, наглядный, словесный;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно дидактических задач: закрепление знаний, отработка навыков и умений;
Относительно характера познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, работа на «закрытой доске», работа в группах, самостоятельная работа. Место проведения: учебный кабинет
Оборудование: проектор, компьютер, планшеты, карточки.
Технологическая карта урока по теме «Сложение, вычитание и сравнение дробей с одинаковыми знаменателями». Математика, 5 класс, учебник Н.И.Виленкин, В.И.Жохов и др.
Предмет математика Класс 5
Тема урока «Сложение, вычитание и сравнение дробей с одинаковыми знаменателями».
Тип урока урок обобщения знаний
Цели Систематизация, обобщение знаний обучающихся по теме урока, закрепление навыков решения различных заданий
Планируемые образовательные результаты
Предметные МетапредметныеЛичностные
• владение базовым понятийным аппаратом по теме «Сложение, вычитание и сравнение дробей с одинаковыми знаменателями»;
• владение навыками вычислений дробей с одинаковым знаменателем;
• умение решать текстовые задачи арифметическим способом;
• умение находить неизвестные компоненты при решении уравнений.
• умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы);
• умение распознавать верные и неверные утверждения и решения;
• умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
• умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
• умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
• участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций эффективного решения коммуникативной задачи; 
• понимание обучающимся причин успеха в учебной деятельности. 
Основные понятия, изучаемые на уроке Дроби, сложение, вычитание, сравнение дробей, компоненты действий сложения, вычитания.
Организационная структура урока
№ этапа Этап урока УУД Деятельность ЭОР Время
учителя учащихся 1 Организацион-ныйЛичностные: самоопределяются, настраиваются на урок
Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока»
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Пожалуйста, присаживаетесь. Я рада вас всех видеть.
-Сегодня на уроке, мы отправимся на экскурсию в заповедник на острове Мадагаскар. Отдельной достопримечательностью острова можно считать его животный мир. Неудивительно, что уникальный живой мир острова-материка бережно охраняется государством. Заповедник был основан в 1985 году, площадью 32 га. Фауна заповедника включает 110 видов животных и более 80 видов птиц.
Итак, наша экскурсия начинается. Сегодня работать вы будете в планшетах, подпишите его.
По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу. За верно выполненные задания вы будете себе ставить плюсики, а в конце урока это позволит оценить вашу работу.
Окончательную оценку за работу на уроке поставлю я, учитывая мою оценку знаний каждого из вас и оценку выставленную вами.
Планшет __________________________________Ф.И. ученика
Этап урока, выполняемые задания Оценка за задание
1.Вопрос-ответ. 2.Найти значение выражения. 3. Сравнение дробей. 4. Решение задачи. 5.Решение уравнений. 6.Самостоятельная работа. Какую бы оценку ты поставил(а) бы себе за урок Включаются в деловой ритм урока.
Слайд 1
Слайд 2,3
Слайд 4
2 мин
2 Мотивация
субъективного опыта
Познавательные: извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания
Регулятивные: целеполагание, планирование,
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Тему урока определяют учащиеся при помощи расшифровки задания (устный счет)
– Молодцы! Запишите в тетради число, классная работа и тему урока: «Сложение, вычитание и сравнение дробей с одинаковыми знаменателями».
Ребята, а что является целью нашего урока?
Итак, целью нашего урока является повторение всех изученных действий с дробями, имеющих одинаковый знаменатель, их свойств, решение уравнений и задач.
- Для начала давайте вспомним, и обобщим все, что мы знаем об обыкновенных дробях. Кто дает правильный ответ на вопрос, ставит в планшет «+» в разделе «Вопрос-ответ».
Вопрос-ответ.
1.Дробь, в которой числитель меньше знаменателя.
2.Дробь, в которой числитель больше знаменателя.
Как сравнить обыкновенные дроби с одинаковым знаменателем?
4. Правило сложения дробей с одинаковым знаменателем?
5. Правило вычитания дробей с одинаковым знаменателем?
выполняют устно арифметические действия с натуральными числами.
Формулируют тему и ставят цель урока вместе с учителем и записывают тему урока в тетради.
Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
Слайд 5,6
Слайд 7
Слайд 8 5 мин
2 мин
3 мин
3 Актуализация субъективного опыта
Познавательные: анализируя и сравнивая предлагаемые задания, практические действия (устный счет), логические рассуждения, доказательство.
Регулятивные:
самоконтроль, самооценка, самокоррекция, аргументированное изложение своей точки зрения.
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. 1)В первом задании необходимо определить долю закрашенной фигуры

По окончанию работы учащиеся выставляют в планшет «+» или «-» и знакомятся с первым обитателем заповедника птицей-легендой – это белый и черный аист. Они обитают по всей Европе и Азии. Рост аиста 125 см, размах крыльев 200 см, весит аист 4 кг, продолжительность жизни 20 лет.
2) В саванне среди высокой травы живут зебры и газели, ирбисы и леопарды, тростниковый кот и белка летяга. А вот интересно, ребята, чья масса тела больше? Для этого вам необходимо сравнить дроби:
1) 9 14 и 3142) 415 и 6153) 1 и 4141Масса зебры больше массы газели, масса тростникового кота меньше массы белки летяги, а вот масса ирбиса равна массе леопарда. Результаты проверки поставили в планшет.
– Мы вспомнили с вами правила сложения, вычитания и сравнения дробей. Работают самостоятельно, выполняют проверку в парах.
Работают индивидуально, проверка в парах. Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11,12 4 мин
1 мин
4 мин
4 Закрепление изученного материала,
проверка понимания Познавательные: анализ, логические рассуждения, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Регулятивные: проявляют познавательную инициативу
самоконтроль, самооценка, самокоррекция, аргументированное изложение своей точки зрения.
Коммуникативные:
использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге;
Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары
3) Решение текстовых задач.
Предлагаю выполнить задание в группах.(каждая группа получает задачу, оформляет краткую запись, решение на плакате и вывешивают на доску).
Задача(1 группы). Ученые, приехавшие на остров Мадагаскар прошли маршрут длиной 75 км. В первый день они прошли 325 всего маршрута, а во второй - 425 всего маршрута. Какой путь прошли ученые за эти два дня?
Всего-75 км
1437005590551 день- ? км,3252 день-? км,425Задача (2 группы).Расстояние от берега до парка на острове Мадагаскар 24 км. Дорога лесом составляет 512 пути, а остальное проходит полем. Сколько километров дороги проходит полем?
Всего-24 км
Лесом-? км,512Полем-? км
4)Физкультминутка.
Настало время отдохнуть, ребята встают и выполняют движения за дежурным по классу.
Буратино потянулся, Раз - нагнулся, Два - нагнулся,  Руки в сторону развел,  Ключик, видно, не нашел.  Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.
5) А сейчас наступает самое интересное задание, решив уравнение вы узнаете, у какого насекомого усы длиннее ног.
Учащиеся работают самостоятельно по вариантам. Затем меняются и проверяют друг друга. У доски работают два ученика, проговаривают правила нахождения неизвестных компонентов.

Решив уравнения ребята узнают, что это насекомое таракан. Тараканы-теплолюбивые и влаголюбивые, очень подвижные насекомые, ведущие ночной образ жизни. Питаются растительными и животными остатками. Некоторые тараканы способны до месяца прожить без пищи, а также задерживать дыхание на 45 минут и замедлять сердечный ритм. Широко распространено мнение о том, что тараканы «унаследуют землю» после глобальной ядерной войны.
Ребята обмениваются тетрадями по окончанию работы и по доске выполняют проверку.
6) А сейчас ребята у вас самостоятельная работа по определению доли (по вариантам) , по окончанию задания сдают на проверку тетради учителю.
Выполняют задание,
проверяют и обсуждают решение.
Проводят презентацию своей работы.
Учащиеся работают самостоятельно, проверка в парах.
Самостоятельная работа. Индивидуальная работа, проверка задания. Слайд 13,14
Слайд 15,16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19 4 мин
2 мин
2 мин
4 мин
4 мин
5 Рефлексия Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)
Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий
Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений Задает вопросы:
- Какую тему мы сегодня повторяли?
- Какие задачи ставили на уроке?
- Наши задачи выполнены? Выделение и осознание учащимися того, что уже закреплено и что ещё подлежит закреплению, осознание качества и уровня закрепления
Выражают свои мысли
Слайд 21
2 мин
6 Подведение итогов. Домашнее задание. Личностные: проводят самооценку
Познавательные: сформирован навык для правильного выполнения домашнего задания
Коммуникативные: планируют сотрудничество, определяют кому нужна помощь Наш урок подходит к концу, знакомство с заповедником подошло к концу. Сегодня мы повторили сложение, вычитание и сравнение дробей с одинаковыми знаменателями, закрепили умение решать задачи, уравнения. Давайте подведем итог.
Подсчитайте общее количество плюсов на вашем оценочном листе и запишите напротив итого.
Если вы набрали 4-5 плюсов, то за урок вы получаете отметку «5»;
3 – получаете «4»;
2 – получаете «3».
Учащиеся, которые набрали 1 плюс, работали сегодня не совсем хорошо, в следующий раз постарайтесь лучше.
Сдайте мне, пожалуйста ваши планшеты и тетради.
Урок окончен! Вы все молодцы! Спасибо за работу!
Оценивают свою работу в оценочном листе
Записывают домашнее задание в дневник, делая необходимые пометки. Слайд 20
Слайд 22
Слайд 23,24 1 мин