Коммуникативная компетенция — основа профессиональной деятельности учителя


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Малышевская средняя общеобразовательная школа
Семинар по методической теме
«Совершенствование профессиональных компетенций учителя»
Сообщение по теме
«Основа профессиональной компетентности учителя -
коммуникативная компетенция»
Учитель начальных классов
Канаева Людмила Александровна
с. Малышевка
10 декабря 2015г.
«Основа профессиональной компетентности учителя-
коммуникативная компетенция»
Профессионализм- особое свойство людей готовых систематически, эффективно и надёжно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.
Профессионализм- такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.
«Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь вдвигает новые требования к квалификации педагога».
Поэтому перед современными педагогами стоят, не простые задачи - учить личность, начиная со ступеней начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеучебную деятельность
Учитель – это основная фигура при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности, желанием добиваться успеха в своей деятельности.
«Первое требование, предъявляемое к учителю, заключается в том, чтобы он был научно образованным профессионалом и истинным учителем раньше, чем математиком, словесником и т. д.» Л.С. Выготский
Профессия учителя относится к группе профессий в системе «человек – человек», поэтому центральной составляющей педагогической деятельности является специально организуемое общение. И одно из составляющих ключевых образовательных требований, является коммуникативная компетенция.
В проекте Федеральных государственных образовательных стандартов (второго поколения) задан стратегический ориентир образования на развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности.
Современный социальный заказ на качественное образование состоит, прежде всего, в подготовке учащихся с развитой коммуникативной компетенцией.
Это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни школьника.
Коммуникативная компетенция включает в себя знание языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Составляющими данной компетенции являются:
Письменная коммуникация
Публичное выступление
Диалог
Продуктивная групповая коммуникация
«Чтобы стать успешным, быть счастливым, жить достойно – нужно говорить!»
Школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.
Каково же значение коммуникативной компетенции для школьника?
Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения неприятности, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.
В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Коммуникативная компетентность трактуется как овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения. С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно – желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья». «Речь – удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им» - Георг Гегель
Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель заключается в том, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Овладение коммуникативной компетентностью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно, и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться - необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие коммуникативных способностей.
Актуальность деятельности по формированию коммуникативной компетентности учащихся обусловлена результатами диагностики, которые показали, что ученики не всегда умеют чётко выразить мысль, их речь недостаточно выразительна, образна. Есть проблемы в ведении диалога (в умении строить высказывание, использовать аргументы, доказательства).
Интерес к миру детства, потребность в общении с детьми является необходимой предпосылкой профессионального самоопределения учителя. Эта потребность часто проявляется в стремлении быть наставником малышей, передавать им необходимый интеллектуальный и нравственный опыт, в желании опекать и заботиться о них. Ведь ребенок младшего школьного возраста еще не всегда самостоятелен и самодостаточен. Часто учитель вынужден выступать в роли «мамы», которая всегда придет на помощь в трудную минуту, поддержит растерянного малыша, подскажет, как действовать в той или иной ситуации.
Подобное общение требует от учителя исключительной наблюдательности и внимания к детям, умение чутко улавливать эмоциональное состояние учеников, отзывчивости, открытости и мобильности реакции на постоянно изменяющиеся условия ситуации педагогического общения.
Стиль общения учителя обязательно должен быть доброжелательным и тактичным. Постоянное проявление негативных эмоций в общении, частое и возникающее по любому поводу состояние гнева, злобы, раздражения, обиды является признаком психологического нездоровья личности. А применительно к педагогической профессии ответственность за такой стиль общения возрастает вдвойне, так как подобные «коммуникативные особенности» уродуют формирующиеся детские души, невротизируют учащихся и в конечном итоге резко снижают эффективность учебно – воспитательного процесса. Необходимая требовательность к детям в обучении и воспитании не предполагает авторитаризма и оскорбления достоинства ребенка. В основе педагогического общения должна быть установка учителя на конструктивное сотрудничество и продуктивную комфортную совместную деятельность с ребенком.
Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
Под компетенцией следует понимать нормативные требования к профессиональной подготовке учителя
Эта компетенция предполагает умения:
искать (опрашивать окружение, консультироваться, получать информацию)
думать (уметь отстаивать свою позицию, вырабатывать собственное мнение, принимать во внимание мнение других субъектов)
сотрудничать (работать в группе, договариваться, улаживать конфликты)
адаптироваться (стойко противостоять трудностям, находить новые решения)
В основе педагогического общения должна быть установка учителя на конструктивное сотрудничество и продуктивную комфортную совместную деятельность
Учитель – учитель (коллега)
Учитель – ученик
Учитель - родитель
Можно выделить три показателя профессиональной компетентности учителя начальных классов по коммуникативному критерию:
потребность в общении;
эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в общении;
доброжелательный и конструктивный стиль общения.
Коммуникативная компетенция предполагает построение общения учителя с учащимися и их родителями, а также коллегами по работе на основе доброжелательных отношений и профессиональной направленности такого общения. Общение учителя должно оптимально обеспечивать условия для умственного и нравственного развития детей, открытость для общения и сотрудничества с учениками на уроке и во внеурочной деятельности что является важным фактором для совершенствования коммуникативной компетенции.
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ:
Методы, ориентированные на устную коммуникацию:
Все формы учебного диалога;
Сообщения и доклады;
Ролевые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего;
Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед;
Обсуждения поступков и характеров героев произведений;
Упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтных ситуациях;
Выступление на защитах учебных исследовательских работ;
Выступление в качестве ведущих на мероприятиях и т.д.;
Вовлечение учащихся в работу театральных кружков, выступления художественной самодеятельности в различных творческих группах.
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:
ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего;
учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);
проекты, предполагающие составление текстов;
рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных одноклассниками.
Коммуникативные умения
Сделать это мне …
Скорее тяжело Скорее легко
Говорить перед классом Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений Сделать сообщение на основе опорного конспекта или ключевых слов Отвечать у доски Обращаться к учителю за разъяснением и уточнением При ответе смотреть на одноклассников, а не на учителя Сообща работать в группе Внимательно слушать длинное выступление, даже если оно очень важное Компетенции закладываются в образовательный процесс посредством
технологий;
содержания образования;
типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.
При исправлении недостатков речевого развития выделяют четыре направления:
- воспитание звуковой культуры речи;
- уточнение словарного запаса речи
- выявление уровня сформированности фразовой речи
- совершенствование речевого общения.
Знание формируется через общение, а общение — через знание. Изучение материала необходимо осуществлять через создание проблемных ситуаций, ответ на поставленные вопросы организовать в форме коллективного поиска, раскрепощённого обсуждения, дискуссии.
Особое внимание надо уделять приёмам технологии развития критического мышления, позволяющей ученикам создавать самостоятельные творческие работы с опорой на собственные знания. Шагая в ногу со временем, стараться активно использовать информационно-коммуникативные технологии, которые делают урок современным, занимательным, динамичным и красивым, создавать яркие и запоминающиеся образы при изучении материала.
С целью обучения детей результативному общению необходимо использовать дидактический материал, включающий задания, направленные на развитие коммуникативных компетенций. Особенность этих материалов заключается в том, что они предполагают создание ситуаций, включающие учащихся в диалог, работу в группах, микрогруппах, парах. Освоение этики происходит путём анализа предлагаемых детям ситуаций, извлечённых из литературных произведений, анализа реальных жизненных ситуаций, возникающих в школьной и внешкольной среде. Дети должны не только усваивать, что хорошо, а что плохо, но и представлять, почему лучше поступить так, а не иначе; они должны учиться понимать людей, оценивать их поступки, взаимоотношения, корректировать своё поведение в соответствии с моральными нормами. Психологическая и этическая культура человека находит отражение в практическом поведении, в том числе и в речи. Факультатив «Театральная карусель», «Азбука здоровья», «Информатика в играх и задачах» в 4 «д» классе способствует развитию внешней и внутренней культуры ученика.
Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система внеклассных мероприятий. Кроме того, внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы, формирует любознательность, повышает эрудицию школьников, создаёт ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых.
Формирование коммуникативной компетенции – непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Есть смысл говорить о компетенциях только тогда, когда они проявляются в какой – нибудь ситуации: не проявленная компетенция, остающаяся потенциальной, не является компетенцией, а самое большее остаётся в качестве скрытой возможности. Таким образом, необходимо говорить о конкретных условиях её реализации – результативности.