Способы формирования функциональной грамотности школьников на уроках по развитию речи.
Способы формирования функциональной грамотности школьников на уроках по развитию речи.
СОШ № 42 имени М. Ауэзова г. Павлодара
Сороченко Т.А., Омарова Л.С. - учителя русского языка и литературы
В настоящее время в Казахстане идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач. Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, в цели которой входят формирование в школах интеллектуальной, физически и духовно развитой личности, удовлетворение потребности граждан в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире. Для достижения указанных целей разработан и принят к реализации Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников.
В основу методики формирования функциональной грамотности положена совместная работа учителя и учеников, которая предполагает последовательное включение учащихся в усложняющуюся учебную деятельность на основании диагностики коммуникативных трудностей.
Для формирования функциональных знаний и умений, универсальных способов выражения своих мыслей, а также создания ситуаций развития личностного опыта учащихся в процессе преподавания русского языка используются уроки по развитию речи.
Надо отметить, что развитие устной и письменной речи направлено не только на формирование коммуникативной потребности у обучающихся, но и мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами. Речь учеников часто бедна, потому что они не стремятся говорить ярко и образно. Немотивированность детей, недостаточный тренинг умений и навыков приводят к тому, что учащиеся не умеют пользоваться возможностями речи.
Поэтому, на наш взгляд, развивать умение мыслить с помощью языка, помогают уроки развития речи
На таких уроках мы формируем у детей коммуникативную потребность: стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают речевые умения, как можно с их помощью воздействовать на других людей, мыслить, выражать себя.
Развитие речи – это главная задача уроков русского языка и литературы. Речь – сложнейшая творческая деятельность человека, которая включает в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать. Выучивается говорить тот, кому есть что сказать. Поэтому детей необходимо учить речевому мышлению, речевому творчеству, а также адекватному восприятию чужой речи. Необходимо развивать навыки устной и письменной речи, ориентируясь на реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни. В процессе выработки нового речевого навыка диалог должен предшествовать монологу, слушание и практическое освоение – осознанию. Освоение речи проходит следующие этапы: слушание, практическое освоение, осознание.
Поэтому мы ставим перед собой задачу учить детей наблюдать, делать выводы из своих наблюдений, отделять в высказывании главное от второстепенного, аргументировать свои высказывания и понимать аргументы собеседника, анализировать и прогнозировать, оценивать свои и чужие высказывания, отстаивать свою точку зрения.
Стараемся создать на уроках благоприятную среду для формирования функциональной грамотности учеников через письменные работы разного вида и стиля, вопросы, оформление разнообразных деловых бумаг. А также отрабатываем умения находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов, Интернет-ресурсов.
Особое внимание уделяем подготовке и проведению уроков развития речи при написании сочинений по картине, по заданной теме.
На таких уроках, на наш взгляд, развивается не просто мышление, а художественное мышление, не просто речь, а речь художественная.
Надо отметить, что на уроках по развитию речи царит эмоциональный настрой, произведение искусства потрясают, волнуют учеников, а взволновав, заставляют задуматься. И как показывает практика, это самое важное условие успеха урока. Этой цели способствует и интересный экскурс в мир живописи того или иного художника. И чем он нагляднее и эмоциональнее, тем более этот этап урока будет полезен при написании одной из частей сочинений.
Также на уроках используем и всевозможные связи с жизнью ребят, с их знаниями, полученными раннее на уроках [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], литературы, изобразительного искусства, музыки и т. д., то есть используем межпредметные связи. Это необходимо: ведь творческое, художественное мышление ассоциативное.
Предлагаем некоторые разработки уроков по развитию речи:
Подготовка к сочинению по репродукции фотографии А.Устиненко «Зимний день».
Подготовка к сочинению по репродукции картины А. Дузельханова «Томирис».
Р.Р. Описание внешности человека(портрет).
Подготовка к сочинению.
Тема: «Диалог».
Тема: «Неполные предложения».
Где представлены некоторые виды учебных работ по развитию речи, а именно:
1. Работа со зрительной опорой.
В качестве зрительной опоры на уроках мы используем картины, фотографии. Основная цель работы с этим видом зрительной опоры - развитие наблюдательности. Картины и хорошие фотографии содержат множество интересных деталей, которые нелегко увидеть и еще труднее понять их роль в данной картине. Могут быть использованы картины и фотографии разных жанров, от жанровой живописи, пейзажа (в 5-6-х классах) до психологического портрета (7-9-е классы).
Уроки с использованием зрительной опоры имеют специфическую структуру, что позволяет выделить следующие этапы:
1. Рассматривание картины.
2. Рассказ о художнике.
3. Беседа по картине.
4. Проведение словарно-стилистической работы.
5. Чтение и анализ искусствоведческого текста.
6. Создание текста, используя рабочие материалы и искусствоведческий текст (можно по аналогии с ним).
Работа проводится в классе, где учащиеся сначала рассматривают картину, затем определяют детали, так как задача состоит именно в том, чтобы их самостоятельно увидеть и понять, заслушивается рассказ о творчестве художника, проводится беседа по картине и словарно-стилистическая работа.
Оценивается, прежде всего наблюдательность: высокую оценку получает тот, кто сумел увидеть то, чего не заметил никто; также оценивается грамотность речи, логика высказывания (действительно ли данные детали позволяют сделать такой вывод).
Этап оценивания нужен не для того, чтобы всем выставить отметки: это этап обучения, сравнения удачной работы и неудачной, анализ того, каким путем можно добиться успеха, накопление активной лексики и т.п. Работа по картинам и фотографиям может быть также письменной.
Данный материал должен соответствовать возрасту учеников, быть интересными, события понятны. Сюжет позволяет индивидуализировать речь героев, дает простор речевой импровизации.
2. Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений.
Ребенок не должен писать и говорить о том, чего он не пережил лично, что не стало фактом его жизни, что он не пропустил через свою душу. Когда у ребенка есть личные впечатления, личные переживания, ему всегда есть что сказать.
Какого рода могут быть эти личные впечатления?
1. Музыкальные впечатления. Дети прослушивают в классе небольшой музыкальный фрагмент, например, из произведения «Зима» А. Вивальди, «Баркарола» П.И. Чайковского, а затем пишут сочинение или устно высказываются на тему: «Какое состояние природы я представил себе, слушая музыку?». В старших классах возможно высказывание на тему: «Что я чувствовал, слушая эту музыку?».
2. Читательские впечатления. Это можно делать по произведению, которое прочитано в классе и большинству детей понравилось. Читаются произведения на уроках литературы, но работа по развитию речи может происходить и на уроке литературы, и на уроке русского языка.
3. Жизненные впечатления. Например, темой устного или письменного сочинения может быть: «Моя тропинка в школу» и т.п.
4. Фантазийные впечатления. Дети любят мечтать, и их мечты также могут стать темой устных и письменных рассказов, сказок.
Методика этой работы следующая:
1) обдумывание темы творческой работы;
2) чтение творческих работ;
3) анализ.
Все творческие работы, авторы которых хотят их прочесть, читаются в классе. Для учащихся очень важно, что их творчество как-то способно воздействовать на класс и учителя.
5. Устные дискуссии.
Основная цель этого вида работы - научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их.
Темы дискуссий должны быть интересны и в то же время хорошо знакомы детям, это может быть, например, то художественный текст, который они вместе читали, или какое-то волнующее их событие. 6. Устная и (или) письменная газета.
Дети делают сообщения о том, что происходит в школе, в классе, в городе, где они живут. Сообщение должно быть в определенном стиле, точным, информативным, интересным. Основная задача - выбрать интересный материал и грамотно его оформить.
7. Языковые игры.
Это могут быть всем известные игры «На одну букву», «Одним словом». Их использование позволяет сделать уроки живыми, веселыми, отдохнуть от тяжелых для детей видов работы.
8. Доклады и сообщения.
Такая работа позволяет научить ребенка готовить и оформлять сообщение, то есть отделять главное от второстепенного, абстрактное от конкретного, структурировать, строить сообщение так, чтобы заинтересовать слушателей. Доклады могут сопровождаться полемикой.
9. Пересказ текста от имени героя.
Данная работа учит ребенка понять точку зрения другого человека. Каждый из героев произведения видит и знает только часть того, о чем рассказывает автор; кроме того, одно и то же событие разные персонажи воспринимают по-другому, - это должен передать рассказчик.
10. Письма.
Можно переписываться с героями произведения, со сверстниками из другого города, другой страны, а можно с одноклассниками.
Для развития речи учащихся очень важно также, чтобы они постоянно слышали образцы правильной красивой речи, как письменной - это могут быть художественные тексты, которые читаются на уроках, - важно постоянно обращать внимание на красоту, совершенство языка, так и устной - это могут быть записи выступлений артистов или речь самого учителя. Необходимо обращать внимание на удачные образцы речи самих детей.
Все эти виды работ могут использоваться на каждом уроке русского языка наряду с обычным тренингом орфографических и пунктуационных навыков и лингвистической работой.
Накопление словарного запаса, умение структурировать речь, т.е. строить свое высказывание в соответствии с планом, входит в большинство видов работы на последнем этапе, когда дети уже ощутили вкус этой работы, заинтересовались ею, то есть когда они уже мотивированы и сами хотят научиться это делать как можно лучше. Не следует учить ребят составлять план текста, пока они сами не поняли, зачем это нужно и какие дает преимущества в реальных коммуникативных ситуациях. Накопление словарного запаса может осуществляться теми же средствами (ведение словарей), какие используются обычно, но начинать использовать их можно только тогда, когда дети уже сами хотят знать как можно больше слов и сами стремятся записывать их - в этот момент учитель должен научить детей вести словари.
Результатом такой работы является прежде всего высокий уровень речевой мотивированности детей: они с удовольствием составляют разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств; любят и ценят речевое творчество, остроумие; у них развивается чувство языка, чувство слова, они ощущают уместность или неуместность употребления тех или иных языковых конструкций в зависимости от темы высказывания, места и т.п. Совершенствование речевых навыков способствует также их успешной учебе по основным предметам. Дети чувствуют себя при ответах в классе более уверенно, они критичны к тому, что слышат от других, и одновременно достаточно объективны, стремятся понять точку зрения другого человека. Они положительно воспринимают предмет «Русский язык» и с удовольствием идут на эти уроки.
Использованная литература.
1. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы
2. Ладыженская Т.А. Связная речь // Методика развития речи на уроках русского языка. М. 1980.
3. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М. 1974г.
4. Система обучения сочинениям на уроках русского языка (4-8 классы. Пособие для учителей. Под ред. Т.А. Ладыженской. М. 1978).
5. Никольский В.А. Сочинения в средней школе. М. Учпедгиз. 1954
6. Валентина Милешкина. О развитии письменной речи. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7. Н.Н.Нуруллина. Как я учу детей писать сочинения.
8. Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.
9. Рамендик Д.М.Тренинг личностного роста. – М.: Форум, 2010.
10.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115