Описание из опыта работы Развитие орфографической зоркости
Тема: «Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка»
Актуальность
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка.
“Преподавание отечественного языка в первоначальном обучении составляет предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий их результаты”.
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 - 4 классах.
Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение “видеть” орфограммы
Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. В практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника. Объектом исследования является процесс обучения русскому языку младших школьников, направленный на повышение орфографической грамотности.
В практике своей работы я столкнулась со следующими противоречиями:
* единые требования программы и различные способности и наклонности детей;
* временные рамки урока не могут обеспечить условия для самовыражения и саморазвития школьников;
* нежелание учащихся учить правила и бедный словарный запас в связи с тем, что учащиеся очень мало времени уделяют чтению книг;
Исходя из вышеизложенного я сформулировала проблему:
«формирование базовых знаний, умений и навыков не всегда сочетается с развитием индивидуальных задатков учащихся, с каждым годом теряющих желание проявлять свои способности, познавательную активность»
Исследуя проблему развития орфографической зоркости младших школьников в процессе обучения, я обнаружила ее многогранность и сложность. В частности, требовал изучения такой вопрос, как развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка.
Развивая грамотную письменную речь, мы создаем личность.
Изучение литературы, передового педагогического опыта позволило мне использовать в своей практике технологию развития орфографической зоркости и сформулировать мою ведущую педагогическую идею (гипотезу).
« Если основой преподавания русского языка станет развитие орфографической зоркости детей, то можно воспитать грамотную культурную личность, с большим словарным запасом и повысить качество
знаний».
Внедрение учителем начальных классов в практическую деятельность технологии развития орфографической зоркости обеспечит:
повышение качества образования;
обогащение и расширение словарного запаса детей;
3.формирование «образованной личности » соответствующей запросам современного общества;
Теоретическая интерпретация опыта
В основе технологии развития орфографической зоркости лежит, прежде всего, иная организация обучения учащихся, которая представляет интерес для любого творчески работающего учителя и позволяет получить ответ на вопросы:
Как научить детей видеть и слышать орфограмму в словах, рассуждать, анализировать?
Как спланировать и провести урок, чтобы каждый ребенок стал его участником: слабый и сильный, одаренный и не желающий учиться?
Развитие орфографической зоркости в первую очередь зависит от учителя, который старается придерживаться азбучных истин:
1) верить в силы ребенка и помогать обрести эту веру ему;2) быть умелым помощником, оставляя в душе ребенка чувство самостоятельности сотворенного;
3) не давать ему останавливаться и топтаться на месте, пробуждать интерес к более трудным орфографическим задачам;
4) но помнить, что конечная цель – не сами орфографические задачи, а грамотное письмо;
Сущность опыта:
Опыт убеждает в том, что усвоение правила идёт значительно успешнее, если учащиеся выполняют задание, характер которых помогает выделить существенные положения правил.Исходя из того, что орфографический навык, как действие сложное, формируется на основе целого комплекса знаний и умений, необходима строгая взаимосвязь между всеми компонентами, образующими фундамент того или иного орфографического навыка. Только при этом условии учащиеся
могут использовать теоретические знания для обоснования написания слова, то есть действовать сознательно. Отсюда вытекает методическое правило для учителя: прежде чем приступить к работе над определённым орфографическим навыком, важно точно установить, какие знания и умения составляют его фундамент, какими частными операциями должен владеть ученик, в какие взаимодействия должны вступить эти частные операции между собой и почему.
Основу каждого орфографического навыка составляют вполне определённые знания и умения. С учётом характера орфограммы орфографические навыки можно разделить на две крупные группы: навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корней слов, приставок и суффиксов), и навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе (правописание окончаний).
Новизна:
Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания, сравнивают, группируют, классифицируют благодаря представленной им свободе для самовыражения.
Продуктивность опыта:
Развитию орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка способствует:
- умственная активность;
- быстрота обучаемости;
- стремлению добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы;
- самостоятельному переносу знаний и умений в новую ситуацию;
-развитию орфографической зоркости при письме;
Трудоемкость опыта:
Диагностика навыков грамотного письма учащихся;
Подбор дифференцированных заданий
( задания должны быть подобраны):
- на основе имеющихся у них умений и навыков;
- обеспечивающие продвижение учащихся в направлении выполнения более сложных орфографических задач;
3. Продумывание форм взаимодействия учащихся друг с другом на различных этапах выполнения заданий.
4. Проведение различных срезовых, тестовых, контрольных и самостоятельных работ, а также написание диктантов, изложений, сочинений.
Возможность внедрения опыта:
Методы и приемы развития орфографической зоркости младших школьников представляет собой интересную область поиска для любого учителя. Опыт может быть использован каждым учителем начальных классов в процессе преподавания уроков русского языка.
Система работы учителя
По теме: ««Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка»
Психолог Богоявленский Н.И. выделил три группы правил: одновариантные, двухвариантные и правила-рекомендации.
Одновариантные правила предполагают для одной и той же фонетической или грамматической ситуации один определённый вариант написания. Например, таково правописание гласной после шипящей. Такие правила носят универсальный характер, и их усвоение основывается на прямой ассоциации между данной грамматической категорией или фонетической ситуацией и её письменным обозначением.
Двухвариантные орфографические правила так же содержат указание на правописание орфограмм. Однако в отличие от первой группы в правиле даётся несколько вариантов написания (обычно два). Выбор варианта обуславливается некоторыми дополнительными признаками орфограмм, например правописание приставок раз -, воз-, низ- и др.
Третья группа – отличается от двух первых тем, что не содержит информации об образе письма. Правило сводятся к рекомендации некоторого
приёма, применение которого может привести ученика к правильному решению орфографической задачи.
Примером правил третьей группы являются правила проверки безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных и некоторые другие.
Работа над орфографическим правилом – довольно сложный процесс, основными компонентами которого являются, раскрытие сущности правила, овладение формулировкой правила, применение правила письма.
Раскрытие сущности правила означает выяснение, прежде всего следующего факта: написанием, какой части слова, части речи или грамматической формы управляет правило; какие признаки при этом выступают в качестве ведущих. Эти признаки обязательно мы должны учитывать, подбирая материал для ознакомления учащихся с правилом.
Например, при изучении правила употребления разделительного твёрдого знака учащимся предлагается выполнить словообразовательные задания, поскольку задания именно такого характера позволят выделить существенные составные части правила:
Где пишется?
После каких приставок?
Перед каким корнем?
Учащиеся выделяют корень в слове ездить, подбирают и записывают однокоренные слова с приставками вы-, за-, пере-, про-. Выясняется, что все эти приставки оканчиваются на гласный звук. После этого предлагается подобрать однокоренные слова с тем же корнем и приставками об-, под-, в-. Перед записью слов выясняется особенность данных приставок: оканчиваются на согласный звук. Учащиеся оказываются в условии проблемной ситуации, так как имеющихся знаний у них не достаточно. Начинается работа над правилом с учётом трёх его составных частей. Для усвоения первых двух частей правила конкретный материал получен в ходе выполнения двух указанных выше заданий. Что бы ответить на вопрос: «Перед какими корнями
пишется разделительный твёрдый знак?» - материала не достаточно. Поэтому предлагается ещё одно задание – от слов ясный, ел, ёмкий, учить образовать слова с помощью приставок об-, с- (это задание поможет учащимся убедиться, что разделительный твёрдый знак пишется только перед гласными буквами я, е, ё).
Для формирования навыка правописание в корнях слов безударных гласных, парных, глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, а также для правильно написания приставок, твёрдого знака, учащимся необходимо владеть совокупностью знаний и умений:
1. умение различать гласные и согласные звуки; ударные и безударные гласные, глухие и звонкие согласные (парные, непарные звонкие, непарные глухие);
2. умение соотносить написание и произношение слова, устанавливая сходство и различие;
3. умение разбирать слово по составу (проводить морфемный анализ);
4. умение подбирать однокоренные слова;
5. умение изменять форму слова.
Однако каждое из указанных умений само по себе создаёт только предпосылку для формирования рассматриваемых навыков. Важно взаимодействие между ними.
При подборе проверочных слов, определяющих написание безударных гласных в корне, устанавливается связь между фонетическими и морфологическими знаниями, так как для проверочных слов характерны два признака:
гласный звук в корне ударный;
слова, однокоренные с проверяемым, или это формы одного и того же слова.
Исследованиями доказано, что если учащиеся ориентируются только на один из указанных признаков, то ошибочный подбор проверочных слов
возрастает до 70 – 80%.
Аналогичные условия создаются и при подборе проверочного слова, которое обосновывает написание букв, обозначающий парный глухой или звонкий согласный в корне. Проверочное слово обладает двумя признаками:
оно является однокоренным с проверяемым словом или его формой;
после проверяемого согласного стоит гласный.
Определённые связи между синтаксическими и морфологическими знаниями устанавливаются, когда учащиеся обосновывают написание падежных окончаний имён существительных и имён прилагательных. Безусловно, установление связей между знаниями представляет для младших школьников значительную трудность. Не случайно большое внимание уделяется осознанию учащимися последовательности действий, которые необходимо выполнить при написании той или иной морфемы слова. Выполнение в чётко определённой последовательности необходимых действий при написании орфограммы фактически представляет собой установление связей между знаниями.
Для формирования навыка важным условием является предупреждение и исправление орфографических ошибок. Наличие ошибки свидетельствует о том, что у детей имеются не правильные знания или они отсутствуют; причиной ошибки может быть так же отсутствие связей между знаниями.
Для достижения орфографических навыков, представляющих собой автоматизированные компоненты сознательной речевой деятельности необходимы длительные упражнения направленные на :1.формирования умения «видеть» орфограмму в слове;
2.овладение операциями, обеспечивающими применение правила;
установление связи между частными операциями, то есть включение их в единую систему действий;
3.уточнение для учащихся сущности и формулировки правила.
.
Раскрытие орфографической зоркости является важной стороной учебного процесса по изучению русского языка.
Для этого проводились тренировочные игры и упражнения. Например:
Решение орфографических задач при изучении правил правописания безударных гласных в корне слова и парных согласных.
ш т в Мы..ка пли...ка тра..ка
ж д ф
а е е тр ва ст на д ревья о и иЧасто использую списывание текста с пропущенными орфограммами, причем учащиеся по цепочке объясняют орфограмму (её место нахождения, правило проверки)
Ру…ская бере..ка, гла…кая поверхность, закла…ка в кни…ке, ле….кая шлю…ка, мя…кая поду…ка, бли…кие заоро…Ки, сколь…кая доро…ка.
Т…мно. Дичь мы перестали видеть. Кругом была л..сная глушь. Тр…пинка выв…ла нас к л…сной д….ро….ке на б…регу зо…ра. Сторо… слелал нам ч….десный шалаш. Мой товарищ сразу заснул. Я долго бр…дил. Вот проб….жала л…сная мышка. Прокр…чал сыч. Я вош…л в шалаш. Нач..ло св…тать. Скво..ь стенки шалаша прон…кал ра…..ий луч со…нца.
Эффективно считаю использовать занимательный материал при изучении и закреплении орфограмм: шарады, кроссворды, занимательные квадраты.1) заменить в слове том первый согласный звук, чтобы получились новые слова;
2) заменить глухой согласный звонким:
слой — ..., колосок — ...;
3) заменить указанные твердые согласные мягкими: стал —...,мал —
4) какое получится слово, если все звуки в нем расположить в обратном порядке: люк, краб, лей (куль, парк, ель).
1. Орфографическое и орфоэпическое чтение слов и словосочетаний записанных на доске, с выделенной
орфограммой, установление разницы между произношением и написанием, объяснение орфограмм
.
Каюта, зуб, вершина, Лида, кроты.
Какую букву нужно проверить при письме?
Как можно проверить эту орфограмму?
2. Следующее упражнение заключается в том, что на доске записаны слова с пропущенными орфограммами. Дети учатся видеть и называть орфограммы.
Еж..(мн.ч.), ч..шка, гост.., М(м)Аша, гр..бы, сем..я. Дети называют пропущенные буквы. Объясняют их
3. Закрепительным этапом является задание, когда на доске записаны слова и словосочетания без выделения орфограмм. Это упражнение помогает формированию умения выделять орфограммы.
Флажки, моряк, носить, Кнопочка, в магазин, мясной суп.
На ряд пускается листок со словами, дети по цепочке произносят слова объясняя, какие в слове есть орфограммы. Остальные пишут под диктовку :
Река, прачка, окуньки, моржи, Надя, наши, пишу, слоны, смешить,
грибной (суп).
5. Дети находят и исправляют ошибки в словах:
Голупка, посуда, лесток, красиф, подрушка, рика волга, наберезе, чажка.
Тест 1
1. Зачеркни неверную букву.
Ш т в
Мы..ка пли…ка тра..ка
ж д ф
2.Зачеркни неверную букву.
Т т жКро.. е… чи..
д д ш3.Если в слове ь обозначает мягкость согласного, поставьте в клетке
слева знак ,,+’’;если мягкий знак разделительный, то’’-,,.
Ель деревья вьюга
Листья осень метель
4.Впишите пропущенные буквы
(веселые) чиж.., верш..ина, ч..жой, ч..йник, щ..риться, щ..вель.
5. Впишите пропущенные буквы
Б..реза, вет..р, в..робей, гор..д, з..вод, м..шина.
6. если слово пишется с заглавной буквы ,поставьте знак +
(т,Т)юбик краски
художник (Т,т)юбик ловкие (К,к)узнецы
деревня (К,к)узнецы7. около проверочного слова поставьте знак +
Пять длинныйпятерка длина
пятый удлинитель
8. рядом с предлогом поставьте знак +.
Спрятаться (от) мороза
(от)морозить нос
Результативность опыта
Развитие орфографической зоркости у детей путем применения вышеперечисленных видов и приемов работы помогают достижению определенных результатов:
Совершенствуется орфографическая зоркость у учащихся 2.Обогащается словарный запас и письменная речь учащихся, что дает возможность принимать участие в конкурсах различного уровня:
Развитие орфографической зоркости является очень важным для самого ребенка. На мой взгляд, ученики будут грамотно писать, при умении находить, определять и проверять орфограммы. Наилучшими способами является комментированное письмо, решение орфографических задач, выполнение
различных тестовых работ, задания на нахождение и исправление ошибок в текстах и словах. Также этому способствует свободная атмосфера в школе и классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию и способностям.