Презентация Система работы по исправлению ошибок на уроках русского языка. Приемы работы над ошибками
Система работы по исправлению ошибок на уроках русского языка. Приемы работы над ошибками.
Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформлять свои мысли грамотно. Цель работы над ошибками состоит в том, чтобы объяснять орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками.
Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащихся над своими ошибками. Приемы самостоятельной работы над ошибками зависят от типа правил, на которые допущены ошибки, от подготовленности класса, от умения учащихся работать самостоятельно. Учитель не столько даёт в готовом виде, сколько заставляет учеников размышлять и самостоятельно работать…К этим приемам относятся:Самостоятельное исправление учащимися ошибок, отмеченных учителем особыми знаками на полях;Самостоятельное объяснение с помощью Таблицы орфограмм правописания тех слов, в которых были допущены ошибки;Взаимопроверка работ учащимися;Подбор аналогичных примеров с данной орфограммой;Выбор слов из «Словаря» для сопоставления и проверки написания их;Подбор проверочных слов к данным словам;Подбор примеров, противоположных по написанию;Письменный орфографический разбор или разбор по составу слова; Выписывание слов и словосочетаний из текста диктанта с определенными орфограммами и составление с ними предложений и связных рассказов.
Таблица орфограмм в 1 классе, которая заполняется по мере изучения орфографических правил. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ п/пОрфограмма1Пропуск букв, замена букв, перестановка букв2Большая буква в начале предложения.3Точка в конце предложения.4Большая буква в именах людей, кличках животных.5Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу.6Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных.7Перенос слова.8Слово из словаря.
Работа над ошибками должна проводиться в определённой системе и начинаться с формирования самостоятельного нахождения ошибок. В процессе обучения грамоте учитель выдает каждому ученику “волшебный квадрат”. Это квадрат лежит у ученика в тетради. Учитель поясняет, что квадрат будет обладать волшебной силой, если дети научатся им правильно пользоваться. Для этого квадрат накладывается на слово. Постепенно двигая его вправо, ученик открывает первый слог слова, потом второй и т.д. Таким образом, он легко обнаружит пропуск буквы. Квадрат как бы притормаживает движение глаза, не даёт ему скользить по строке, заставляет быть внимательнее. Этот простой приём даёт хорошие результаты.
В дальнейшем, когда заканчивается обучение грамоте, чтобы облегчить детям самостоятельную работу над ошибками, ученики знакомятся с памяткой “Работа над ошибками” , в которой каждое правило имеет свой порядковый номер. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ п/пОрфограмма1.Пишу правильно2.Подбираю примеры3.Выделяю орфограмму1Пропуск букв, замена букв, перестановка буквпри-леж-ный, при-леж-ные.2Большая буква в начале предложения.Выпал пушистый снег. 3Точка в конце предложения.Дети рады.4Большая буква в именах людей, кличках животных.Таня, Максим, Оля5Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу.малыши, карандаши, ежи, роща, туча 6Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных.ель, тень, пень; коньки, мальчик, пальто7Перенос слова.оси – на, ма – ши – на8Слово из словаря.Напиши слово три раза.
№ п/пОрфограмма1.Пишу правильно2.Подбираю примеры3.Выделяю орфограмму1Пропуск букв, замена букв, перестановка буквКнига, книга, книга2Сочетания ЖИ- ШИ; ЧА-ЩА; ЧУ-ЩУЖил, стрижи, лыжи3Сочетания ЧК, ЧН, ЩНРечка, печка, свечка4Имена собственныеТаня, Максим, Оля5ПереносВсе случаи переносалу-жайка, лужай-ка6Проверяемая безударная гласнаяГо́ры – гора́, о́кна – окно́, мо́ре - моря́7Непроверяемая безударная гласная (словарное слово)Доро́га, доро́га, доро́га8Парный согласныйв концеЗубы –зуб, глаза-глаз, дубы-дубв серединеШуба – шубкагрибы – грибкиглаза - глазки9Мягкий знакДень, коньки, письмо10Разделительный мягкий знакСемья, воробьи, деревья11Двойные согласныекласс, группа, суббота13Сочетания ци, цыЦирк, цифра, революция;цыц, цыплёнок, цыган14ПредлогиВ (моей) машине, на (зелёной) лужайке, по (прямой) дороге15Непроизносимые согласныеСердечко – сердце,солнышко – солнце, свистит -свистнул16Перенос с приставкойЗа–бил, при-гнал, по-крыл17Разделительный твёрдый знакподъём, объявление, съел18Частица НЕ с глаголамиНе писал, не шумел, не играл19Глагол с приставкой ССгорел, сбил, сделал20глагол (что делать?)бегать, учиться, купаться21Имя существительное с шипящей на концеДочь (ж. р.), печь (ж.р.), мышь(ж. р.)22Глаголы 2-го лица с шипящей на концеИдёшь (2-е л.), летишь (2-е л.), стоишь (2-е л.)23Родовые окончания имён прилагательныхБерег (какой?) низкий (м. р.),берёза (какая?) кудрявая (ж. р.)24Связь между словамиСолнце (какое?) жаркое
В процессе обучения грамоте работа над ошибками началась в Прописи № 2. Слово с ошибкой подчеркивается, на полях выставляется знак. У более слабого ученика зачёркивается буква, которая записана неверно и на полях выставляется знак. В этот период ученик пользуется Таблицей орфограмм. С переходом на русский язык сверху ошибки ставиться цифра, обозначающая номер орфограммы в памятке. Ученик, пользуясь памяткой, по цифре определяет категорию своей ошибки и выполняет работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу над ошибками учитель проверяет и оценивает, при этом учитывается, что правильность и точность исправления, служит показателем осознанности выполняемой работы. Аналогичная работа проводиться при заполнении “дырок” в словах, которые вызывали затруднения. Например, выполняя проверочный диктант, учитель даёт установку, что можно делать “дырки”. Учащиеся, которые медлительные или быстро не могут определить вид орфограммы, или вспомнить проверочное слово, ставят пропуски, т.е. “дырки”. Пользуясь цифровыми обозначениями, сделанные учителем во время проверки, ребята в спокойной обстановке определяют категорию орфограммы, а после прописывают необходимые буквы.
Одним из приёмов работы над ошибками считаю индивидуальный подход в исправлении ошибок при проверке письменных работ.У некоторых ребят ошибки не исправляются, а лишь зачёркиваются неверно написанные буквы. У других исправляются лишь трудные для них орфограммы. Для третьих, необходимо дать шанс самим найти ошибку по вынесенной красной черточке на полях перед строкой, в которой были допущены ошибки. Этот процесс творческий, трудоёмкий, отнимающий много времени. Ученики с 1 класса учатся исправлять ошибки зеленой ручкой.Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. При отсутствии у детей такого стремления не будет успеха в повышении грамотности учащихся.
Обобщив всё сказанное выше, система работы по исправлению ошибок строится следующим образом:1) Использование “ Волшебного квадрата” при самостоятельном нахождении ошибок в 1 классе.2) Использование цифрового обозначения орфограмм.3) Дифференцированное исправление ошибок учителем.4) Сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы.5) Заполнение пропусков в словах с “дырками”, пользуясь цифровым обозначением орфограмм.6) Использование памятки в работе над ошибками. Данные приёмы работы над ошибками, названные выше, активизируют мыслительную деятельность школьников, формируют у них умение сознательно применять изученные правила. Каждая работа над ошибками проверяется мною, при этом учитывается аккуратность и точное следование образцу.