Технология проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы

И.С.Карманова МБОУ «СОШ № 26», г. Братск


Технология проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы.



В современном мире, который динамично развивается, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком и объёмом информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, иметь установку на непрерывное самообразование. «Образование сегодня – это воспитание личности со свободным, критичным, независимым, творческим и ответственным перед собой и миром мышлением, воспитание интеллигентного человека, открытого к диалогу, способного к духовному саморазвитию. Современное  образование должно стать процессом личностного развития».
В жизни нам постоянно приходится решать различные проблемы (куда пойти учиться и работать, какую взять книгу для чтения, что съесть на обед и т.п.). А так как наша жизнь постоянно меняется, то нам приходится решать такие задачи, с которыми мы раньше не сталкивались. Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование способности самостоятельно применять полученные знания в различных жизненных ситуациях. И одним из средств формирования данных способностей может стать проблемно-диалогическая технология.
Проблемно-диалогическая технология одна из наиболее универсальных технологий, применимых на разных ступенях образовательной системы и на любом предметном содержании. Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. В основе данной технологии лежит труд многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях - проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И.Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, A.M. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.).
        Технология проблемно-диалогического обучения лежит в основе образовательной системы развивающего обучения Л.В. Занкова.  Главная идея образовательной системы Л.В. Занкова – ориентированность на личность, на формирование ученика как самостоятельно мыслящего человека.
Изучение и анализ педагогического опыта позволяет сделать вывод, насколько грамотно используется технология проблемно-диалогического обучения в  начальных классах, настолько в дальнейшем успешно обучение ребёнка в основной школе.
«Начальная школа должна стать не «школой навыка», а первым опытом ребенка в образовании - местом пробы своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала и школой взросления» (Е. П. Шеболкина).
Современные возможности урока (мультимедийный проектор, интерактивная доска, нэтбуки) позволяют сделать уроки более интересными и запоминающимися. В ходе урока целесообразно объединить организацию проблемных диалогов с демонстрацией презентаций, используя презентации не только как иллюстративный материал для активизации внимания обучающихся современными средствами, но и как возможность прийти к открытиям на уроках более легко и свободно. Благодаря зрительному восприятию, детям легче удерживать  логическую цепочку знаний, которые необходимы для осознания создавшегося противоречия, для обозначения проблемы, для открытия новых знаний. Каждый появляющийся новый слайд презентации, либо служит для активизации внимания и мышления обучающихся, либо побуждает к выполнению заданий, или идет как подтверждение правильных ответов и выводов,  проверки самостоятельной работы по эталону. Организация проблемных диалогов с использованием презентаций предоставляет ученикам большую возможность «самостоятельно» прийти к открытию новых знаний на уроках, используя различные приемы:
- одновременная подача противоречивых фактов, теорий, мнений;
- столкновение различных мнений на основе вопроса или практического задания на новый материал;
- создание ситуаций на уроке на противоречие житейского представления и научного факта и др.
При использовании данных приемов   возникает проблемная ситуация «с удивлением» или «с затруднением», а дальше - побуждающий диалог.
Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний обучающимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала. Ещё Сократ говорил: «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам».
В ходе любого урока целесообразно использовать проблемную ситуацию с затруднением, которая вызывается практическим заданием, не сходным с предыдущими. В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание, например, ученикам дается задание, не выполнимое вообще. При разрешении проблемных ситуаций должен быть организован диалог. При этом ставятся вопросы, которые помогают школьникам понять заложенное в проблемной ситуации противоречие. Обобщающий вопрос может быть: «Кто догадался, какая тема нашего урока?», или «Какой возникает вопрос?». Следует отметить, при побуждающем диалоге возможно появление неточных или совершенно ошибочных ответов учеников. Недопустимо в данном случае реагировать на них отрицательной оценкой. Догадаться, прийти к более точным ответам помогают следующие вопросы: «Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее? Кто еще хочет сказать?». Суть поиска решения учебной проблемы проста: помочь ученикам открыть новое знание. Важно организовать обучение на уроке таким образом, чтобы ученики получали не готовое знание, а добывали его в процессе собственной учебной деятельности.
Организация проблемных диалогов с использованием презентаций оживляет работу обучающихся и предоставляет им большую возможность «самостоятельно» прийти к «открытиям» новых знаний на уроках, что обеспечивает ситуацию успеха практически для каждого ребенка. Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила – доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.

Предложенные приемы и методы могут быть использованы при изучении всех предметов на ступени начального общего образования и при организации внеурочной деятельности, обеспечивают:
- высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;
- снижение нервно-психических нагрузок обучающихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» новых знаний;
- преемственность на всех ступенях обучения.

Список литературы

1. Данюшевская Г.А. Влияние проблемно-диалогического обучения на творческое и личностное развитие младших школьников / Данюшевская Г.А. // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 8.
2. Дибленкова А.Н. Как реализовать принцип психологической комфортности на уроках / Дибленкова А.Н. // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 8.
3. Ладыженская Н.В. Преемственность в использовании проблемно-диалогического метода в курсе риторики / Ладыженская Н.В.// Начальная школа плюс До и После. - 2003. -№6.
4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2006. – 168 с.
5. Новак Н.А. Применение проблемно-диалогической технологии на уроках по программе «Школа 2100» / Новак Н.А. // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 8.
6. Перова Т.Ю. В лабиринте знаний (Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка) / Перова Т.Ю. // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - № 7.
15