Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в процессе реализации технологии проблемно-диалогического обучения



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Одинцовская средняя общеобразовательная школа № 17
с углубленным изучением отдельных предметов




Формирование универсальных учебных действий
на уроках русского языка
в процессе реализации технологии проблемно-диалогического обучения

С 2014 года МБОУ Одинцовская СОШ №17 с УИОП является пилотным образовательным учреждением по введению ФГОС в основной школе. Для меня как учителя русского языка и литературы встал важный вопрос: как изменить образовательный процесс на своих уроках, какие технологии взять за основу, какие условия необходимо создать для такой учебной деятельности, в процессе которой могут быть сформированы УУД.
Обновляя организацию учебного процесса на своих уроках, я опиралась на основные положения стандарта:
Ориентация на парадигму деятельностного образования (деятельностный подход)
Ориентация на достижение качественно новых результатов образования
Ориентация учебного процесса на последовательное «пошаговое» достижение планируемых результатов
Выстраивая учебный процесс на уроках русского языка, я остановилась, прежде всего, на технологии проблемно-диалогического обучения. Она эффективна тем, что позволяет организовать на уроках самостоятельное открытие новых знаний и их творческое усвоение. Данная технология предполагает проблемное введение материала через создание проблемной ситуации и выход из нее. Данная технология включает в себя:
технологию постановки учебной проблемы, которая обеспечивает формулирование учениками вопроса для исследования
технологию поиска решения проблемы, которая позволяет организовать «открытие» знаний учащимися.
Применение данных технологических приемов позволяет включить учащихся в творческую учебную деятельность, направленную на результат.
В своей педагогической практике использую следующие приемы постановки проблемы:
с помощью диалога побуждаю учеников осознать противоречие и сформулировать проблему
создаю условия для самостоятельного осознания проблемы и ее формулировки
Когда проблема сформулирована, включаю учащихся в активный поиск решения проблемы. Это происходит через выдвижение гипотез и их проверку.
Использую следующие приемы выдвижения и проверки гипотез:
с помощью диалога побуждаю учеников выдвигать и проверять гипотезы
создаю условия для самостоятельного выдвижения и проверки гипотез учащимися
Как показывает практика, данные проблемные методы гораздо эффективнее, чем традиционные. Они обеспечивают познавательную мотивацию учеников, осознанное понимание материала большинством учащимися.

Например, при изучении темы «Буквы О, Ё после шипящих в корне слова» учащимся было предложено учебное задание: вставить пропущенные буквы в словах.
Б__чка, м___д, л___дка, т___плый, л___гкий
Ж___лтый, ш___пот, ч___рный, ш___рох, крыж___вник
Для выявления противоречия и постановки проблемы поставлен ряд вопросов:
Где находится орфограмма? Что общего в словах первой и второй строк? В чем разница?
В каком случае возникла проблема выборы буквы? Почему не смогли выполнить задание? В чем трудность? (побуждение к осознанию противоречия)
Назовите опознавательный признак орфограммы.
Сформулируйте тему и проблемную задачу урока (побуждение к формулированию проблемы)
Есть ли в классе гипотезы, каковы условия выбора орфограммы? (побуждение к выдвижению гипотез)
После этого учащиеся включаются в активный поиск решения проблемы. Им предложено учебное задание:
Жёлтый-шёпот-чёрный-шорох-крыжовник
Подберите к каждому слову 1-2 однокоренных. Выделите корень. Какую особенность заметили? Сформулируйте самостоятельно правило, назовите условие выбора орфограммы.
В основе данной проблемной ситуации лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание. Учащиеся самостоятельно при помощи побуждающих вопросов определяли тему, формулировали проблему и находили ее решение.

При изучении темы «Роль местоимений в предложении» использовала следующие приемы остановки и поиска решения проблемы.
В процессе разгадывания кроссворда по ключевым словам (местоимение, предложение, роль) определили тему урока.
Использовались следующие приемы выдвижения проблемы и поиска е решения:
О каких местоимениях будем говорить? (связь с предыдущими темами: речь идет о местоимениях-существительных)
О какой роли идет речь? (уточнение, конкретизация, понимание темы)
Как вы думаете, какую роль может играть местоимение в предложении? (учащиеся выдвигают гипотезы) Сколько в классе мнений? Почему? (побуждение к осознанию противоречия)
Какой вопрос возникает? (формулировка проблемы)
Что необходимо сделать, чтобы решить проблему? (побуждение к составлению алгоритма проверки гипотез)
Совместно составляется алгоритм, после чего учащиеся включаются в самостоятельный поиск решения проблемы на основе выполнения практического учебного задания (анализ синтаксической роли местоимений в предложениях). В процессе его выполнения идет проверка гипотез, после чего формулируются выводы.
При изучении темы «Буквы А-О в корнях РАСТ, РАЩ, РОС» создается проблемная ситуация, которая вызывает у учащихся реакцию «затруднения», «удивления».
Учебное задание.
Растение, заросли, выращенный, расти, растянуть, росла.
Найдите лишнее слово в ряду и определите, почему оно лишнее.
Как называются такие корни? Какие корни встретились?
Проанализируй правописание оставшихся слов. Где находится орфограмма? Удивило ли вас что-то в этих словах? Что интересного заметили? (предъявление противоречивых фактов)
Какую учебную задачу нам предстоит решить?
После формулировки проблемы организуется работа по выдвижению гипотез и их проверке, в данном случае последовательный вариант: учащиеся выдвигают гипотезу (чаще всего ошибочная гипотеза –проверка ударением; она проверяется, потом другая гипотеза – и так до появления решающей. В результате учащиеся находят закономерности в написании А-О в корнях, формулируют выводы.
Важным переходным моментом, «мостиком» от постановки учебной проблемы к поиску ее решения является постановки цели и учебно-познавательная мотивация. Использую следующие побуждающие вопросы для организации действий целеполагания и формирования мотивов дальнейшей деятельности учащихся:
Какую цель поставим перед собой? К какому результату будем стремиться? Что мы должны сделать?
Для чего нам нужно изучить эту тему? Где нам пригодятся эти знания?
В конце урока обязательно возвращаемся к поставленной цели, использую следующие побуждающие вопросы для организации рефлексивно-оценочной деятельности учащихся:
Какую цель ставили? Какой результат планировали?
Насколько мы его достигли? Чему научились?
С чем не справились? Над чем еще необходимо работать? Что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели?
Такая организация учебного процесса позволяет мне формировать у учащихся основные УУД:
Регулятивные: формулировать учебную проблему, цель деятельности, составлять план решения проблемы, находить пути и способы ее решения; самостоятельно осуществлять деятельность учения, контролировать и оценивать свою учебную деятельность и ее результаты, прогнозировать и корректировать ее
Личностные: проявлять устойчивый познавательный интерес, потребность в самовыражении и самореализации; умение строить сотрудничество на основе равноправных отношений;
Познавательные: ориентироваться в системе своих знаний, извлекать необходимую информацию; анализировать ее, сравнивать, обобщать; выдвигать гипотезы и обосновывать их, классифицировать на основе самостоятельного выбора критериев классификации, строить логическое рассуждение на основе причинно-следственных связей,
Коммуникативные: строить монологическое высказывание, с достаточной полнотой и ясностью излагать свои мысли, аргументировать свою позицию; осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; планировать и согласовывать совместную деятельность, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
Таким образом, применение проблемно-диалогической технологии на уроках русского языка позволяет мне не только обеспечивать более высокое качество усвоение знаний учащимися, но и способствует овладению ими системой универсальных учебных действий, а значит формированию ключевой компетенции учащихся - «умение учиться», что является основной целью нового образовательного стандарта.

Сисевич Лариса Анатольевна,
учитель русского языка и литературы

герб сова171Рисунок 1герб сова17115