Коучинг на тему Развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся
КГУ «Опорная школа (ресурсный центр)
на базе гимназии №9 п. Осакаровка»
«Развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся»
Учитель начальных классов
КГУ «Опорная школа (ресурсный центр)
на базе гимназии №9 п. Осакаровка»
Смирнова Марина Викторовна
Осакаровка 2015
Тема: «Развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся».
Цель коучинга: рассмотреть проблему взаимосвязи развития профессиональной компетентности учителя, обеспечивающей реализацию педагогического процесса, инициирующего и формирующего функциональную грамотность учащегося, как одну из главных на современном этапе развития образования.
Задачи:
Раскрыть сущность понятий «функциональная грамотность учащихся», «профессиональная компетентность учителя».
Выявить тенденции и предпосылки развития профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся.
Выявить и обосновать организационно-педагогические условия успешной реализации содержания и технологии профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся в учебном процессе.
Ожидаемый результат – понимание деятельностного смысла понятия «функциональная грамотность как адаптация к жизни».
Ход проведения:
I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ этап (5-7 минут)
Деление участников семинара на группы.
2. Листы рефлексии (Эдвард де Боно) поэтапная или блочная.
По ходу проведения коучинга, участники заполняют таблицу:
Этапы
(+) понравилось
(-) не понравилось
(!) интересно
Организационный этап
Теоретический блок
Практический блок
Заключительный этап
Выводы (моё отношение)
Добрый день, уважаемые коллеги!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]те, что каждый день мы получаем в банке 86 400 $. Причем потратить деньги можно только в этот день, а перенести покупки на завтра уже нельзя. Что же делать в таком случае?
Конечно же, скорее тратить эти деньги!
У каждого из нас в жизни есть такой банк, и он называется ВРЕМЯ. Каждое утро он выдает каждому 86 400 секунд. И каждый вечер он подводит итог, несмотря на то, что ты уже сделал или не успел сделать.
Если хочешь узнать, чего стоит год, спроси об этом у студента, который провалил поступление в институт.
Если хочешь узнать, чего стоит месяц, спроси у женщины, которая ждет ребенка.
Если хочешь узнать, чего стоит неделя, спроси об этом у редактора еженедельной газеты.
Если хочешь узнать, чего стоит час, спроси у влюбленных, которые ждут встречи.
Если хочешь узнать, чего стоит минута, спроси у человека, который опоздал на поезд.
Если хочешь узнать, чего стоит секунда, спроси у человека, который чудом избежал аварии.
Если хочешь узнать, чего стоит миллисекунда, спроси у спортсмена, получившего серебряную медаль на Олимпийских играх, вместо золотой.
Каждый день мы получаем 86.400 секунд. И вечером этого дня, они пропадают.Зря или нет – зависит только от каждого из нас.
-Распределите на часах время вашей занятости в течение суток.
-Какому занятию вы отвели максимальное количество времени?
-Какому минимальное?
-Какое время у вас заняла область на самообразование и общение с коллегами?
В настоящее время мы имеем возможность чаще встречаться на семинарах, форумах, коучингах, делиться мнениями, что-то узнавать, делать выводы, пробовать применять на практике, обучать по-новому. Такая возможность продиктована нашими потребностями. Требования к современному образованию, её уровню и результатам резко изменились в последние годы. Они стали высокими и конкретными.
В современном, быстро меняющемся мире одним из базовых факторов становится функциональная грамотность, способствующая активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. В школе на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса. Внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы и независимого стиля мышления.
Это обусловлено необходимостью разрешения противоречий: - между потребностью развития функциональной грамотности учащихся как условия их успешной социализации и адаптации в обществе и отсутствием у учителей готовности для решения этой проблемы; - между назревшей необходимостью повышения профессиональной компетентности учителя в развитии функциональной грамотности учащихся и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической теории и практике. Заполните таблицу по организационному этапу проведения (1-2 минуты)
II ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ этап (25 минут)
Для любой страны одной из основных задач является воспитание из молодых людей активных граждан, способных найти работу в мире, где требования на рынке труда постоянно меняются, научить их справляться с обстоятельствами и правильно на них реагировать.
В очередном послании глава нашего государства подчеркнул (слайд)
«Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни»
Проект Государственного стандарта ориентирован на реализацию модели компетентностного образования, упор делается, во-первых, на создание принципиально новой модели образования, которая ориентирована на результат. Во-вторых, нужно создать условия для реализации концепции «Обучение в течение всей жизни».
Нормативная база обновления содержания образования отражена на следующем слайде.
Цель среднего образования заключается в обеспечении развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций. Он должен уметь искать и находить информацию и обучаться на протяжении всей своей жизни.
Тема: «Развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся».
Важнейшей отличительной особенностью подготовки современного учителя является её ориентация на компетентностный подход. Компетентностный подход представляет собой единую систему определения целей, отбора содержания, оценивания результатов организационного и технологического обеспечения учебного процесса. Компетентностный подход перемещает акцент с усвоения знаний, информационности на умение решать задачи, справляться с проблемами на основе получения собственного опыта.
Компетентностный подход в образовании понимается как достижение компетентности через приобретение компетенций.
Компетенция - способность решать задачи определенного типа на уровне предъявляемых к их решению требований. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».
Назовите ключевые слова данной темы? (компетентность учителя, формирование ФГ уч-ся)
Работа по группам
Сейчас я предлагаю обсудить эти понятия в группах.
1 группа - Педагогические компетенции.
Обсудив тему, ответьте на вопрос: Какими компетенциями должен обладать учитель?
Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция - это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д.
Профессиональная компетентность – качество действий учителя, обеспечивающих:
эффективное решение профессиональных педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей;
владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, приемами снятия стрессов и т. п., методическими приемами, педагогическими средствами; их постоянное совершенствование;
использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися; осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
Коммуникативная компетентность – качество действий учителя, обеспечивающих:
эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком;
установление контакта с обучающимися разного возраста, родителями, коллегами по работе;
умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотной устной и письменной речью, умением публично представлять результаты своей работы, отбирать адекватные формы и методы презентации.
Информационная компетентность - качество действий учителя, обеспечивающих:
эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям; формулировку учебной проблемы различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач;
использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе;
регулярную самостоятельную познавательную деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности;
использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе;
ведение школьной документации на электронных носителях.
Правовая компетентность - качество действий учителя, обеспечивающих:
эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти, а также локальных актов и иной школьной документации для решения соответствующих профессиональных задач.
2 группа - Функциональная грамотность
Обсуждая вопрос, раскрыть понятие ФГ, виды ФГ, условия, необходимые для формирования и развития ФГ школьника
Функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной среде. На формирование функциональной грамотности влияет множество социальных факторов и современных общественных тенденций: супертехнологизация производственных и гуманитарных процессов, глобализация процессов развития, профессионализация и систематизация деятельности, формирование рыночных социальных отношений и т.д. Условно уровень функциональной грамотности фиксируется в выражениях: «Современный казахстанский ученик должен знать и уметь...». Применительно к современному этапу развития Казахстана наиболее актуальным является следующие виды функциональной грамотности: языковая грамотность; компьютерная и информационная грамотность, правовая грамотность, гражданская грамотность, финансовая грамотность, экологическая грамотность, профессиональные и специальные аспекты функциональной грамотности (менеджмент, связи с общественностью, планирование, новые технологии и т.д.). Особое место в представлении о функциональной грамотности занимает деятельностная грамотность. Иначе говоря, способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности.Функциональная грамотность - явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин и поэтому имеет разнообразные формы проявления.
Одним их основных направлений модернизации системы образования является обучение учащихся самостоятельно добывать и анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Компонентами функциональной грамотности являются:
знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Для успешного формирования и развития функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках необходимо соблюдать следующие условия:
обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности, поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается, как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире);
учебная программа должна быть взвешенной и учитывать индивидуальные интересы учащихся и их потребность в развитии (новый Стандарт соответствует данному условию);
учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;
учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;
школы активно поддерживают исследования учеников в области сложных глобальных проблем.
При формировании функциональной грамотности важно помнить, что концепция функциональной грамотности основывается на одном из наиболее известных международных оценочных исследований – «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA)», которая оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях, и TIMSS (оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов).
Перспектива участия РК в международных сравнительных оценочных исследованиях закреплена в Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы - базовом документе, определяющем политические и концептуальные рамки развития образования страны в долгосрочной перспективе. В частности, планируется, что Казахстан будет участвовать (наряду с уже известными PISA и TIMSS) в таких международных исследованиях, как: «Изучение качества чтения и понимание текста» (PIRLS), сравнение уровня и качества чтения, понимания текста учащимися начальной школы в странах мира).
В ходе тестирования оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная, грамотность, поэтому задание 3 группе.
3 группа:
Раскрыть смысл читательской, математической и естественнонаучной грамотности. Дать характеристику уровневых показателей функциональной грамотности.
При компетентностном подходе к оценке результатов обучения в понятие «функциональная грамотность» вкладывается следующий смысл:
* читательская грамотность способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества;
Главный показатель оценки навыков чтения – понимание значения текста, которое может варьироваться от понимания значения каждого слова до уяснения главной темы развернутого повествования.
Кроме этого, Программа предполагает, что человек должен быть способен сформировать свое мнение о прочитанном материале, оценить его с точки зрения информативности и пользы для решения конкретной задачи, а также как художественный объект.
* математическая грамотность способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину;
Функциональная Математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации математической информации, решения математических задач в различных жизненных ситуациях. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических символов, формул, диаграмм, карт, таблиц, текста, а также может быть показана с помощью технических способов визуализации материала. Такое поведение включает в себя навыки решения проблем в реальной жизни посредством использования математической информации, включающей в себя: количества и числа, размерные величины, схемы и диаграммы, связи данных, вероятность и др. Три составляющие математической грамотности: умение находить и отбирать информацию; производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач; интерпретировать, оценивать и анализировать данные. В реальной жизни все три группы навыков могут быть задействованы одновременно.
* естественнонаучная грамотность способность использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Характеристиками уровневых показателей функциональной грамотности учащихся являются:1) целепологание:
осознание учеником потребности и способности к самореализации;
возникновение учебно-познавательного интереса;
владение приемами самостоятельной работы;
осмысление терминов, понятий, общеучебных умений и навыков;
2) планирование:
способность ориентироваться в условиях задачи;
выделение алгоритма поиска необходимой информации;
принятие решения:
выбор оптимального варианта для решения поставленной задачи;
анализ планов деятельности;
3) принятие решения:
выбор оптимального варианта для решения поставленной задачи;
анализ планов деятельности;
4) выполнение:
умение работать с текстом, рисунком, схемой и графиком.
5) оценка результатов:
самооценка достигнутых общеучебных умений и навыков; самоанализ.
Презентация работ. Картинная галерея.
Группа назначает спикера, который раскрывает суть выполненной работы. Все участники, проходя по выставке, знакомятся с каждой работы, при необходимости задают вопросы.
Вывод. Побывав на выставке работ и ознакомившись с информацией, подведём итог работы.
В форме таблицы: «Характеристика уровневых показателей функциональной грамотности учащихся и профессиональной компетенции учителя».
Уровневые показатели функциональной грамотности учащихся
Показатель профессиональной компетенции учителя
1
целепологание:
осознание учеником потребности и способности к самореализации;
возникновение учебно-познавательного интереса;
владение приемами самостоятельной работы;
осмысление терминов, понятий, общеучебных умений и навыков;
учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности
2
планирование:
способность ориентироваться в условиях задачи;
выделение алгоритма поиска необходимой информации;
используются продуктивные формы групповой работы
3
принятие решения
выбор оптимального варианта для решения поставленной задачи;анализ планов деятельности;
предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели
4
выполнение
умение работать с текстом, рисунком, схемой и графиком.
предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели
5
оценка результатов
самооценка достигнутых общеучебных умений и навыков; самоанализ
правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса
Эти умения могут быть приобретены учащимися при условиях, если обучение носит деятельностный характер; учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности; предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели; правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса; используются продуктивные формы групповой работы.
Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
Оцените работу теоретической части в листе рефлексии (1-2 минуты)
III. ПРАКТИЧЕСКИЙ этап (20 минут)
Просмотр роликов для каждой группы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 1, 2, 3
Вопросы к участникам семинара: Каково ваше мнение о сюжете ? Как сюжет может быть связан с темой нашего семинара?
Разработать фрагмент урока или серию заданий (задание) на развитие функциональной грамотности
1 группаЧитательская грамотность способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
(Материал по теме «Состав и свойства воздуха» – участникам нужно разработать задания, которые направлены на развитие читательской грамотности, используя приёмы КМ)
2 группаМатематическая грамотность способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
(Разработать задачи или математические задания, которые будут ориентированы на использование знаний о составе и свойствах воздуха в жизненных ситуациях)
3 группа Естественнонаучная грамотность способность использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
(Разработать задания, при выполнении которых учащиеся смогут объяснить и практически применить свои знания о свойствах воздуха, на основе опытов и личных наблюдений)
Презентация работ (выступление спикеров)
Выводы. Заключение.
Видеосюжет 4. Ваше мнение после просмотра видеосюжета?
При формировании функциональной грамотности учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником.
Если учащимся овладели системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации, значит, учителю удалось решить поставленную задачу по формированию функциональной грамотности школьников.
Оцените практическую часть в листе рефлексии (1-2 минуты)
Заключительный этап (3-5 минут)
Время пролетело незаметно и наш коучинг подошёл к своему завершению. Как незаметно для нас тикали часы «Тик-так» Я вам предлагаю сыграть в игру, разделившись на команды - ТИК и ТАК.
Тик. Рождение услышь. Так. На попу сел малыш.Тик. За кошкою бегом. Так. Дорога. Школа. Дом.Тик. Поход. Костер. Дымок. Так. В подъезде быстрый чмок.Тик. Диплом. Работа. Сон. Так. Мартини. Мендельсон.Тик. Июль. Сентябрь. Снег. Так. Родился человек.Тик. Бежит тугая нить. Так. Спеши любить и жить.
Заполнить графы «заключительный этап» в листе рефлексии.
Рисунок 2Описание: http://daryn.kz/media/img/blogs/5242593f9f316.jpgРисунок 1Описание: http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=67406af14c3773f8&mb=imgdb_preview_987Рисунок 3Описание: http://www.school4ndm.ru/images/news/monitring.jpg../Application Data/Skype/My Skype Received Files/1 сюжет. началоПалочка - выручалочка (online-video-cutter.com).mp415