Доклад на тему: «Качество чтения и понимания текста учащимися на основе заданий исследований PIRLS»


Северо – Казахстанская область,
Тайыншинский район,
КГУ «Яснополянская средняя школа»
Учитель начальных классов
Жумабекова А.С.
«Качество чтения и понимания текста учащимися на основе заданий исследований PIRLS»
Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS (от англ. Progress in International Reading Literacy Study) - программа, организованная Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA. Данное исследование позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования.
Исследование проводится циклично - один раз в пять лет, и к настоящему времени проведено три раза: в 2001, 2006 и 2011 гг.
В данном исследовании проверяют знания учащихся, заканчивающих четвертый класс начальной школы, т. к. именно четвертый год обучения считается важной вехой в развитии детей - к этому моменту учащиеся должны овладеть чтением до такой степени, чтобы оно стало средством их дальнейшего обучения.
В исследовании PIRLS «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»
Вопросы теста PIRLS позволяют оценить основные читательские действия, направленные на понимание учащимися текста (как художественного, так и информационного). Читательские действия включают в себя умения:
•вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;
•сделать прямые умозаключения из этой информации;
•интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;
•оценить содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.
Анализ выполнения отдельных заданий последнего международного теста выявил и некоторые трудности, с которыми столкнулись учащиеся. В частности, он показал, что отсутствие привычки обращаться к тексту всякий раз, когда надо уточнить какую-либо информацию, приводит к двум типичным проблемам:
учащиеся плохо различают информацию, сообщенную в тексте, и информацию, которой владеют на основе своего личного опыта;
они ограничиваются приблизительным, неточным вычитыванием информации из текста.
если вопрос требует развернутого ответа, школьники испытывают трудности, связанные с самим процессом письменного выражения мыслей.
Рекомендации по организации дифференцированной работы с разными группами учащихся в зависимости от их уровня чтения и работы с информацией
Группа учеников с низким уровнем чтения и работы с информацией
Со стороны педагогов ученику необходима поддержка как в понимании ключевых положений и логики изложенного материала, так и в развитии его читательских умений, в первую очередь, умения находить неявную информацию, выделять главное, делать выводы. Ему необходим опыт переформулирования учебных текстов, их небуквального пересказа.
Во многих случаях проблемы низкого уровня читательской грамотности коренятся в речевых дисфункциях, двуязычии. В таком случае может потребоваться специальная поддержка.
Группа учеников со средним уровнем чтения и работы с информацией
Для того чтобы ребенок разобрался в достаточно сложной логике информационного текста, уяснил причинно-следственные связи, верно интерпретировал образный язык текста художественного, понял авторскую позицию, продвинулся в предмете за счет чтения дополнительной литературы (речь идет о чем-то большем, чем просто запоминание интересных фактов), – для всего этого ему нужна помощь учителя. Необходима регулярная практика работы с такими вопросами к тексту, ответ на которые нельзя найти и просто зачитать или выписать.
Группа учеников с повышенным уровнем чтения и работы с информацией
Необходимо поддерживать мотивацию для развития сложных читательских умений.
Группа учеников с высоким уровнем чтения и работы с информацией
Необходима поддержка интереса к чтению, постоянная практика работы со сложными вопросами к тексту, использования прочитанного в новых контекстах.
Типы учебных заданий, связанных с основными группами читательских умений
Поиск информации, заданной в явном виде:
найти конкретные сведения;
найти значения слова и фразы;
определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде;
определить время и место действия рассказа.
Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте:
установить связь между событиями;
понимать, какое существительное заменяет местоимение, встретившееся в тексте;
понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте;
выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов.
Интерпретация и обобщение информации:
распознать общую идею или тему текста;
описывать отношения между героями;
сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из текста;
понимать настроение и общий тон рассказа;
находить практическое применение информации из текста.
Оценка содержания, языка и структуры текста:
оценивать правдоподобность описанных событий;
описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта;
оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте;
определять отношения автора к основной теме текста.
Все эти задания могут быть изложены по - разному, например:
-16573563500Дата: _________________
Название произведения: _______________________
Автор произведения:_____________________ _______________________________________
Мне понравилась эта книга __________________
________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
__________________________________________
____________________________________________
00Дата: _________________
Название произведения: _______________________
Автор произведения:_____________________ _______________________________________
Мне понравилась эта книга __________________
________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
__________________________________________
____________________________________________

Конкурс «Весёлый рассказчик»
Расставить иллюстрации в правильном порядке
Работа в группах или в парах (зависит от объема текста)
Составьте кроссворд, к прочитанному рассказу. Отгадайте кроссворд.
Составь биографию автора.
Учащимся даются отрывки биографии. Необходимо по смыслу составить все по порядку.
КАРТОЧКА
Найди пары и соедини линиями:
кум адвокатпринцбаронкумагерцогмастерсиньорпрофессор ЛимонТыквочкаАпельсинЧерникаГорошекВиноградинкаПомидорГрушаМандарин
Инсценирование отрывка произведения.
Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.
Восстановление деформированного плана.
Составление плана.
А теперь напишите небольшой отзыв о произведении.
Понравилось, потому что …
Не понравилось, потому что…
Продолжите рассказ или сказку.
Напишите письмо с пожеланиями герою произведения.
Напишите несколько слов автору произведения.
«Вопрос к ответу»
Задайте вопрос по тексту рассказа, чтобы ответом было  данное слово или выражение к произведению «Где это видано, где это слыхано…» В.Ю. Драгунский
Ответы Примерные вопросы
Денис Как зовут главного героя, от лица которого ведется рассказ?
Учитель пения Кто сидел за роялем во время концерта?
В  буфет Куда побежал Денис за Мишкой?
В малый  зал Куда надо было прийти на репетицию?
На переменке Когда Люся подошла к ребятам с просьбой выступить на концерте?
Пять Сколько раз принимались петь один и тот же куплет ребята?
В пятый В который раз пропел куплет Денис, оставшись один на сцене?
В кармане Где лежал листок со стихами у поэта?
Школьным поэтом Кем был Андрей Шестаков?
Математику Какой школьный предмет учил папа за Васю?
В математике В чем не силен Вася?
Громко Как нужно петь, по мнению Дениса?
Тест или игра «Да - нет»
«Путаница»
нужно узнать произведение по отрывку и записать автора и название рассказа
Постер
Ученики в группе самостоятельно изучают биографию автора. А после представить её в виде таблицы или кластера, указав кратко самое главное.
Результат данной работы есть, но пока он не велик. Учащиеся более активно работают на уроках литературного чтения и факультатива, чаще посещают библиотеку, чаще читают произведения и статьи не учебной программы. Но к сожалению, техника чтения не увеличивается, а стоит на одном месте.
Вывод: нужно продолжать работу над пониманием текста и качества чтения, сделать упор на развитие скорости чтения.