Семинар по воспитательной работе Формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся во внеурочное время.
Джанкойская общеобразовательная школа-комплекс І-ІІІ ступеней № 2 Ситема работы школы по формированию интеллектуальных и творческих способностей учащихся во внеурочное время Что же такое творчество? Творчество — явление сложное, комплексно-обусловленное многими социальными педагогическими и психофизиологическими предпосылками.Творчество — это деятельность, результатом которой являетсясоздание новых материальных и духовных ценностей. Существуют определённые критерии творческой активности учащихся Психологические задатки.Способность к концентрации внимания.Интеллект.Память, воображение.Личностный статус.Мотивация достижений.Привычки.Притязания.Талант.Устремлённость.Цели и ценности ребёнка (здоровье, материальные блага, общение). Как же осуществляется формирование творческой активности учащихся в условиях школы? Когда мы говорим о воспитании креативности, то имеем в виду развитие способностей и предрасположенности к таким занятиям, в результате которых будет получен творческий продукт. В таком случае уместно задать вопрос: «Какие же конкретно формы деятельности должны прививать педагоги своим ученикам?». Этот вопрос вызывает ещё один: «Установлены ли такие виды и формы деятельности, которые способствуют созданию «продукта» признаваемого «творческим»? РАБОТА С ПЕДАГОГАМИМ/о классных руководителей Методическая помощь педагогамПроведение семинаров, «Круглых столов» по обмену опытомТренинги по развитиюличностных качеств педагога и профилактике эмоционального выгорания РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИАктивизации позиции семьи в образовании и творческом развитии ребенкаРасширение сферы участия родителей в организации жизни школы-комплексаОрганизация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся РАБОТА С УЧАЩИМИСЯВовлечение детей в деятельность по интересамШкольный парламентОрганизация научно-исследовательской деятельности учащихсяОрганизация художественно-эстетической деятельности учащихсяОрганизация олимпиад, соревнований, фестивалей, конкурсов, концертовУкраинско-швейцарская программа «Здоровьк матери и ребенка»Междисциплинарный подход, интегрированные уроки и кружковые занятияРазвитие умений самостоятельно работатьРазвитие творческих способностей по индивидуальным программамОбучение пониманию самих себя, признание своих способностейПоощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов ШКОЛА-КОМПЛЕКС – ЦЕНТР ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ Проблемы: «Школа+семья= Творческий успех» -Низкая творческая и интеллектуальная активность родителей-Снижение уровня интереса родителей среднего звена к кружковой и воспитательной работе школы-комплекса-Нижесреднего педагогический и культурный уровень родителей Работа по возрождению интереса родителей к творческой работе школы-комплекса и школьной жизни Работа социально-психологической службы Родительский всеобучИспользование родительских рефлексийИндивидуальные консультации Тренинговые занятия Участие родителей в управлении школы-комплекса Участие в совете школы-комплексаПроведение конференций родительских комитетовУчастие в ремонте школы-комплекса Участие в творческой жизни школы-комплекса Школьные проекты с участием родительской общественностиКТДЭкскурсии, туристические походы, поездки на конкурсы Базовые позиции- Соблюдение приоритетности ориентации в образовательном процессе на личностно-смысловую сферу учащегося- Включение детей в темп и ритм современной жизни -Признание уникальности опыта ребенка, включение личностного опыта ребенка в образовательный процесс -Сотворчество, полноценное общение детей и взрослых -Воспитание у детей общей культуры, верности отечественным культурно-историческим традициям -Предоставление ребенку возможности пробовать учиться на собственных ошибках, учиться выбирать- Изменение позиции педагога-информатора на позицию педагога-координатора Условия, активизирующие самореализацию- Развитие гуманистических тенденций в педагогическом процессе школы -Педагогам и учащимся предоставлено больше ситуаций выборов -Индивидуализация образовательного процесса -Сохранение основных показателей соматического здоровья и психоэмоционального состояния детей -Углубление рефлексивных компонентов учебной и внеучебной деятельности (целеполагание, планирование, контроль) -Воспитательная система школы-комплекса (дух познания и личностного саморазвития) -Обусловленность вариативного образования (свобода выбора + мера ответственности) -Изменение системы управления школой, акцентирование на мотивирующем контроле Понятие творческой самореализации личностиСамопознаниеСамоотношениеСамоорганизацияСамооценкаСамоконтрольСамовоспитаниеСамообучениеСаморегуляция Характеристики творческой самореализацииКреативностьВнутренняя свободаВоляИнтенсивность направленности реализуемой деятельностиЦелеполаганиеПоиск вариантов реализации целиКультура нравственной рефлексивностиУстремленность к духовности КОНЦЕПЦИЯ творческой самореализации личности Модель педагога, развивающего творческую активность учащихся. 1. Доброжелателен и чуток.2. Разбирается в психологии детей, в том числе одаренных.3. Имеет высокий уровень интеллекта.4. Имеет еще одно, кроме педагогического, образование или хобби.5. Широкий круг интересов и умений.6. Имеет живой и активный характер.7. Обладает чувством юмора, без склонности к сарказму.8. Проявляет гибкость. Готов к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.9. Имеет творческое мировоззрение.10. Обладает жизнестойкостью.11. Имеет позитивную Я – концепцию.12. Обладает целеустремленностью и настойчивостью.13. Обладает зрелостью – четким осознанием своих целей и задач для полного раскрытия своих способностей.14. Эмоциональная стабильность.15. Коммуникабельность.16. Владеет передовыми технологиями обучения и воспитания, в том числе, связанными с развитием творческой активности. Исследовательские проекты Школьные акции познавательной направленностиШкольная самодеятельностьВыставки детского творчестваКТД и т.п. Формы внеклассной работы, применяемые для развития творческих способностей учащихся : Творческие мастерскиеКружки по интересамБиблиотечные вечера-встречиПознавательные экскурсии,Интеллектуальные бомонды,ВикториныКВНДидактические театры, инсценировкиИгры с ролевым акцентом «В душе каждого ребенка есть невидимые струны.Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»В.А.Сухомлинский