Выступление Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка
Практика формирования
функциональной грамотности учащихся
на уроках английского языка
Учитель английского языка: Мажула Ж.К.
Практика формирования функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка.
Сегодня английский язык становится реально востребованным. Все большее число людей изучают иностранный язык и широко используют эти навыки в практической деятельности.
Интеграция Казахстана в мировое сообщество зависит сегодня от осознания и реализации простой истины: мир открыт тому, кто сможет овладеть новыми знаниями через овладение доминирующими языками. Благодаря инициативе Президента наше государство приступило к реализации концепции полиязычия в образовании, потому что именно полиязычие послужит укреплению конкурентоспособности Казахстана. Необходимо развитие трех языков: казахского как государственного языка, русского как языка межнационального общения и английского как языка успешной интеграции в глобальную экономику
Обучение английскому языку рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Все формы работы, все способы организации учебного процесса, каждый вид деятельности на уроке должны быть направлены на формирование компетенций, которые ученики могли бы перенести в другие сферы своей жизни и деятельности и которые могли бы способствовать их дальнейшему саморазвитию и реализации как успешной личности. Решить эту проблему поможет использование современных развивающих технологий в образовательном процессе.
Итак, сегодня обучение не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью.
Как учитель английского языка, я вижу свою роль в создании на уроках благоприятной среды для формирования функциональной грамотности, её коммуникативной составляющей.
Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока по английскому языку включает:• овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью; • способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации; • умение самостоятельно формулировать проблему
Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английского языка можно различными способами. Главной составляющей урока английского языка является мотивация учащихся.
Итак, я прекрасно понимаю, что основная цель моего урока должна быть направлена на формирование функциональной грамотности. Я понимаю, что надо поменять свою роль на уроке, изменить в целом, подход к выбору заданий, текстов. И отвечая на вопрос КАК, я начинаю думать, искать, пробовать. Как мотивировать ребенка на изучение английского? Как сделать урочный процесс эффективным, продуктивным, интересным?
Представлю вашему вниманию фотоматериал с моих уроков, который наглядно покажет, КАК я организую свои уроки с учетом новых подходов.
Игровые технологии присутствуют практически на каждом уроке. Но все эти игры максимально приближены к реальной жизни, реальному контингенту детей, их настрою на конкретный урок, их индивидуальным способностям и возможностям и даже их интересам. Ролевая игра способствует формированию коммуникативной компетенции.
Для обогащения лексического запаса, расширения лингвистического кругозора, яркости, насыщенности речи постоянно использую на уроках пословицы, поговорки, идиомы, фразеологизмы, разговорные клише, стишки, песенки, двигательные физминутки.
Посредством игры мы достигаем личностных результатов при изучении иностранного языка:
•стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
•осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка
Формирование коммуникативной грамотности включает в себя умение работать в группе, команде; умение расположить к себе других людей; приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям; организовывать работу группы, строить общение, используя слова иностранного языка в активном диалоге, поддерживать беседу.
Исследователями Мерсером и Литолтоном доказано, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении, поэтому я активно использую на уроке разнообразные приемы организации диалогического обучения. Чтобы работа на уроке была продуктивной, предоставляю рабочие листы урока, в которых указаны ожидаемые результаты занятия, задания и время на их выполнение,
Учащиеся на уроках английского языка ребята успешно выполняют задания, способствующие развитию критического мышления.
Наиболее часто используемые техники КМ: Word Web («Словесная паутинка») Cluster ( «Виноградная гроздь»), Метод «Синквейн», «Know-Want to know- Have learnt» («Знаю-Хочу узнать- Узнал»)
Прием «Кластеры» применяю для организации словарной работы. Работа по созданию «Кластера» заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде грозди понятий. В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации, обучающиеся логически связывают с ключевым понятием.
Очень помогает учащимся при запоминании слов прием «Word Web».
Все эти приемы позволяют не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, а также объединить их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.
А самое главное - способствуют успешному обучению школьников, приучают их вдумчиво и активно работать с каждым словом, что очень важно для развития коммуникативной компетенции и в целом для развития функциональной грамотности.
Важным компонентом урока английского является самостоятельная работа ученика с текстом. И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на функциональную грамотность, т е формирование навыков функционального чтения
Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (А.А. Леонтьев). Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным).
Я стараюсь приучить своих учеников вдумчиво работать с учебными текстами, справочниками, словарями.
Эффективны уроки с использованием ИКТ, обучение детей в лингафонном кабинете. Для решения задачи формирования функциональной грамотности на уроках использую видеофильмы («Иностранцы о Казахстане», «О вреде фаст фудов», «В мире животных»и др). Они наглядно подтверждают изучаемые темы. Просмотр фильмов вместе с комментариями учителя и опорой на тексты позволяют расширить информационное поле учеников. Интеграция предметов тоже способствует формированию функциональной грамотности . Межпредметная связь -это связь с жизнью… После таких уроков у детей меняется отношение к предмету, появляется интерес.
Все приемы и методы бесполезны, если нет доверительных взаимоотношений « учитель-ученик». Понимание, доверие, поддержка, право на ошибку, толерантность. Без этого не может быть здорового микроклимата на уроке, что очень важно.
Важным показателем взаимодоверия является использование формативного оценивания. Это подключение учеников к оценке своей деятельности, взаимооценивание, критериальное оценивание.
Использование проектного метода
Метод проектов при обучении английскому языку, считается не простым , но эффективным. В ходе защиты проектов ведется широкое обсуждение на английском языке.
Внеурочная деятельность мотивирует детей на активную работу: кружок французского языка, олимпиады.
Рефлексия: мне очень нужна обратная связь, чтобы корректировать и планировать свою дальнейшую работу
Надо помнить, что в процессе обучения важны не только знания, но и впечатления, с которыми ребенок уходит с урока.