Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения
Министерство образования и науки РФ
Управление системой образования
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения
Выполнила:
Третьяк Алефтина Геннадьевна
учитель начальных классов
Г. Краснокамск
2008 год
Содержание работы:
Введение______________________________________________ стр. 2-4
Глава 1. Роль учителя в развитии творческих способностей
младших школьников.
1. Что такое творчество?____________________________ стр. 4-5
2. Принципы, определяющие совместную деятельность
учителя и учащихся.__________________________________ стр. 6-7
1. 3. Значение продуктивных заданий в развитии творческих способностей.________________________________________ стр. 7-8
Глава 2. Влияние творческой игры на познавательную
активность детей.
1. Роль игры в развитии творческих способностей
младших школьников.________________________________ стр. 8-10
2. Дидактические игры на уроках русского языка._______ стр. 10-13
Глава 3. Развитие устной и письменной речи.
1. Сочинения в начальной школе.____________________ стр. 13-20
2. Развитие творческой активности на уроках чтения.___ стр. 20-24
3. 3. Литературное творчество детей.____________________ стр. 24-27
Заключение___________________________________________ стр. 27-28
Список литературы____________________________________ стр. 29
Приложения:
Результаты диагностика.
Тематическое планирование творческих уроков.
Конспекты уроков.
Введение.
В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих людях. Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества творчески развитых умов, от их способностей обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа. Признание творческой свободы человека является главным богатством общества. И перед нашей школой, родителями и учителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в школу, вырастить не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. Активная жизненная позиция может иметь основания, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования. Данная тема заинтересовала меня потому, что стремление реализовать себя, проявить свои творческие возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни. Б. П. Никитин пишет: «все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие – в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Оказывается, природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности!» [7] Проведённое в сентябре тестирование показало, что у моих первоклассников слабо развито воображение, больше половины детей не справились с решением задач на нахождение причинно-следственных зависимостей. Они с трудом делают обобщения, их рисунки не отличаются оригинальностью. В связи с этим повышается моя роль, как учителя, в воспитании творчески мыслящих граждан нашей страны, а развитие у школьников творческого мышления становится одной из моих задач в обучении и воспитании учащихся.
Глава 1. Роль учителя в развитии творческих способностей
младших школьников.
1. 1. Что такое творчество?
Наука определяет творчество как многомерное понятие. Л.С. Выготский отмечает, что «творчество на деле существует не только там, где оно создаёт великие исторические произведения, но и везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и созидает что-либо новое». [1]
В.Н. Дружинин утверждает, что творческое мышление – «мышление, связанное с преобразованием знаний» [2] (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее).
А. М. Матюшкин рассматривает творческие способности в структуре общей одарённости ребёнка и делает вывод, что наиболее ярко творческие способности выражены у детей с высокой познавательной мотивацией. У таких детей «наблюдается высокая чувствительность к новизне, способность обнаруживать новое в обыденном». [6]
И.Я. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты:
самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях;
видение новой функции знакомого объекта;
видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом;
умение видеть альтернативное решение, и подход к его поиску;
умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других.
Эти умения можно и нужно развивать до уровня, обусловленного природными задатками и усердием. Однако всему этому свойственна одна способность – «они не усваиваются в результате получения информации или показа действия, их нельзя передать иначе как включением в посильную деятельность, требующую проявления тех или иных творческих черт и тем самым эти черты формирующую». [4]
Позиции И. Я. Лернера соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся. Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в государственных документах. В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года», «Концепции структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе» делается акцент на развитие креативных способностей и воображения учащихся, индивидуализацию их. С точки зрения педагогической психологии наиболее актуален вопрос о формировании креативного воображения и творческих способностей именно для детей начальной школы как первой ступени среднего образования, поэтому вопросы творчества приобретают все большее значение в системе образования. Это связано с тем, что в начальных классах только начинают формироваться способы учебной работы, закладываются приемы решения учебных задач, которыми учащиеся будут пользоваться в дальнейшем.
1. 2. Принципы, определяющие совместную деятельность учителя и учащихся.
Новые образовательные программы, технологии, новые подходы к обучению учащихся ориентированны на личность школьника и его развитие, а учитель выступает в качестве консультанта, наставника, координатора. Поэтому я решила взять за основу в своей работе развитие творческих способностей у своих учеников с учётом личностно-ориентированного обучения, в основе которого лежит продуктивная деятельность, а главное назначение учителя - научить учащихся самостоятельно добывать знания, помочь раскрывать, формировать и реализовывать личностные особенности каждого ученика. Кроме того, личностный подход в современном обучении – это гуманистический подход, т.е. я должна знать для чего я учу, учитывать социальный опыт ребёнка, его умение принимать волевое решение, сделать выбор. Необходимо помочь ему осознать себя личностью. Всегда нужно помнить, что дети не одинаковы, у них разный уровень обучаемости. Нельзя сравнивать ребёнка с другими. Можно сравнивать сегодняшнего со вчерашним и отмечать лучшее.
Таким образом, личностно-ориентированное обучение и творческое развитие – это единое целое, не может существовать друг без друга.
Образовательная система «Школа2100», по которой я работаю, направлена на реализацию принципов, необходимых для подготовки и проведения любого урока:
использование современных педагогических развивающих технологий:
«принцип принятия другого» (принимать изначально ученика как индивидуальность, имеющую право быть личностью со своими уже сложившимися особенностями);
принцип проектирования и реализации образовательной среды;
принцип сотрудничества.
Чтобы каждый ученик чувствовал себя на уроке комфортно, не боялся «раскрыться» считаю необходимым:
принимать все ответы;
обеспечивать независимость выбора и принятия решений учащимися для самостоятельного контроля собственных продвижений;
восхищаться идеей ребёнка;
использовать ошибку ученика как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;
во время урока исключить всякую критику личности и деятельности детей;
шире использовать в учебной деятельности повседневный опыт детей;
вызывать эмоциональные реакции по отношению к происходящему.
1. 3. Значение продуктивных заданий в развитии творческих способностей.
Различные виды заданий по-разному влияют на развитие мышления младших школьников. Преобладание в учебной деятельности репродуктивных заданий формирует у ребенка установку на воспроизведение знаний и способов действий, которые он приобрел раньше, привычку действовать по образцу, что составляет репродуктивную основу мыслительного процесса. Но творческое мышление предполагает осуществление нешаблонных способов действий, умение ставить новые цели, осуществлять контроль и оценку, планирование, анализ, сравнения, обобщения, формирование критериев оценок. Чтобы сформировать у учащихся указанные мыслительные процессы, необходимо включать в урок продуктивные задания, непосредственно направленные на развитие процессов творческого мышления. Психологами установлено, что развитие мышления человека тесно связано с развитием его языка. Поэтому важнейшие задачи в развитии творческого мышления учащихся необходимо решать на уроках русского языка и литературного чтения. Развитие речи учащихся в младшем школьном возрасте - это фундамент для их дальнейшего успешного обучения, развития творческого потенциала, умения осознанно читать произведения разных литературных жанров. А главное, они помогают ребенку мыслить и рассуждать самостоятельно. Все упражнения, развивающие творческие способности, связаны с литературными произведениями и содержанием учебников по русскому языку Образовательной системы «Школа 2100». Я, как учитель, хочу, чтобы каждый мой ученик нашёл своё место в жизни. Пытаюсь создать в детском коллективе атмосферу созидания и творчества, помочь раскрыться способностям детей. Для этого с первых дней стараюсь приучить своих учеников при единой для всех теме выполнять задания в своём неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу, то есть качества сопутствующие творчеству и обусловливающие развитие творческих способностей. Нельзя сказать, что этот процесс протекает гладко. На первых порах возникают проблемы и трудности, обусловленные тем, что не каждый семилетний ребёнок открыт к творчеству, например, из-за недоразвития внимания и воображения. Чтобы скорректировать эти недостатки и активизировать работу всех детей (даже самых слабых), стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые не только бы развивали, подвигали к творчеству, но и были доступны и интересны каждому.
Глава 2. Влияние творческой игры на познавательную
активность детей.
2. 1. Роль игры в развитии творческих способностей учащихся.
В. А. Сухомлинский, придававший огромное значение игре, писал: «Игра – широкое и многогранное понятие. Дети играют не только тогда, когда бегают, соревнуются в быстроте и резвости. Игра может заключаться и в большом напряжении творческих способностей, воображения. Без игры умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценное обучение. Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребёнком за классной дверью». [11]
Психологи определяют игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. В ней ребенок активизируется как личность, через игру познает мир. В младшем школьном возрасте ведущую роль занимает учебная деятельность. Этот переход не должен быть резким, поэтому игровые приемы нужно применять на всем протяжении обучения в начальной школе.
Творческая игра способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность добиться прочного усвоения материала. Дети активно включаются в интересную игру, распределяя между собой роли в ней, стараются достичь лучших результатов, радуются победе, огорчаются из-за поражений. Игра создаёт в классе атмосферу партнерства и взаимоуважения, укрепляет веру ребенка в собственные силы, даёт почувствовать вкус победы, как личной, так и коллективной. Считаю необходимым использовать интерес детей к игре, поставить его на службу учебному процессу, развивать в игре творческий потенциал каждого ученика.
Использование творческой игры на уроках русского языка в начальной школе помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету. Немаловажно также и то, что творческая игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Современная жизнь предъявляет все более высокие требования к ученику как к личности. Значит, необходимо перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать ее творческой.
Дидактическая и творческая игра имеют общие корни, так как сходны приемы их подготовки и проведения: наличие определенного наглядного и раздаточного материала, деление детей на группы или команды, постановка игровой задачи, выявление победителя или победителей.
Однако творческая игра, в отличие от дидактической, предполагает несколько вариантов решения игровой задачи. В некоторых видах игр таких вариантов бесконечно много, поэтому каждый ученик может предложить свой и как следствие подключить весь творческий потенциал. Научить ребенка думать самостоятельно, отстаивать свою точку зрения главная задача творческой игры.
Чтобы у всех учащихся создавалось впечатление равноценности участия в игре, стараюсь создать ситуацию успешности для каждого ребёнка, помогаю ему раскрыться в полной мере. Однако эта помощь должна быть по возможности скрытой от других учеников.
2. 2. Дидактические игры на уроках русского языка.
Упражнения и иллюстрации учебника русского языка авторов Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой и О. В. Прониной позволяют включить в урок различные дидактические игры, направленные на развитие психологических составляющих творческой деятельности: гибкости ума, систематичности и последовательности мышления, диалектичности, ответственности за принятые решения:
на группировку слов по общему признаку;
на составление слов из данных букв в ограниченное время;
выделение лишнего слова;
составление предложений со словами-омонимами;
на подбор слов с антонимами и синонимами;
игры со словами-анаграммами;
игры на применение приёмов образного сравнения (аналогии);
угадывание предмета по словесному описанию;
на нахождение общих и различных признаков;
на разрешение противоречий;
на преобразование слов;
на нахождение связей между предметами и событиями;
на обозначение словами существенных признаков предмета.
Игры по теме «Имя существительное».
«Круглые очки». Назвать предметы, имеющие круглую форму.
Назови два предмета, которые обладают тремя признаками: тёмный, тяжёлый, шумный.
Назови лишнее слово: ночь, печь, дочь, ключ, вещь.
Назови как можно больше слов, обозначающих то, что может летать, свистеть, петь
Составь как можно больше слов, используя буквы слова «библиотека».
Игры по теме «Имя прилагательное».
Найди ошибки. На столе два яблока одно зелёное, другое кислое.
Назови признаки, чем отличается карандаш от стола, что между ними общего.
За одну минуту назови 10 близких (противоположных) по значению слов.
Назови признаки, которые подойдут ко всем словам: вода, небо, платье.
Составить словосочетания с прилагательным «чистый» (тетрадь, руки).
Игры по теме «Глагол».
Назови все движения, из которых состоит действие «читать» (брать, открывать, переворачивать)
Выбрать пословицы аналогичные по смыслу. Что посеешь, то и пожнёшь. Сытый голодного не разумеет. Как аукнется, так и откликнется. Что даёшь, то и имеешь.
Соедини пары слов при помощи предлога или падежа:
летать – человек, крокодил – паровоз, прочитать – книга, бегать – улица. (Определи лишнее словосочетание).
Если бы ты стал волшебником, какие бы действия ты совершал?
Выбери наиболее подходящее слово. Объясни свой выбор. Медведи очень испугались и (побежали, пошли, поплелись, помчались) в сторону).
Игры по теме «Предложение».
Придумай предложение, у которого слова начинаются с указанных букв. З в м с
Выбери причину, объясни выбор. Снег начал таять, потому что (ярко светит солнце, подул южный ветер, началась весна, температура воздуха стала выше нуля).
Составьте предложения, используя все три слова. (Бабушка, клоун, дворец; зеркало, разбойник, щенок).
Измени предложение, используя фразеологическое сочетание. С этой работой наш друг попал в неудобное положение.
Замени в предложениях слово «идёт» подходящим по смыслу.
Мальчик идёт. Дождь идёт. Машина идёт.
Любую творческую игру можно использовать неоднократно. Для того чтобы интерес к ней не снизился, провожу игры в форме соревнования, ввожу новые правила. Привлекаю к этому процессу и самих учащихся: пусть проявят фантазию и изменят игру, а может быть, и создадут новую, будут играть не только на уроке, но и во внеурочное время. Главное надо дать возможность каждому ученику придумать своё, поощряя каждый новый вариант.
Я убедилась, что использование творческой игры на уроках открывает простор детской фантазии, развивает речь детей, учит их сравнивать и анализировать, делать выводы. Это подтверждают итоги тестирования. (Приложение 1)
Глава 3. Развитие устной и письменной речи.
3. 1. Сочинения в начальной школе.
Сочинения в начальной школе занимает особое место: им в известной степени подчинены другие речевые упражнения. Начинаясь в первом классе в виде небольших устных упражнений или эмоциональных рассказов, сочинение постепенно перерастает в серьёзную умственную работу, планируемую учителем. Сочинение возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать виденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. «Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиций рассказа, отбор материала, установление логической связи, проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий требует от ребёнка высокого напряжения всех его творческих сил». [5]
При подготовке к сочинению школьники развивают и совершенствуют свои творческие навыки, они учатся:
понимать заданную тему, определять её содержание и объём, её границы, придерживаться темы на всех этапах подготовки и оформления своего сочинения;
подходить оценочно к материалу, выражать своё отношение к изображаемому, передавать в тексте сочинения свою собственную позицию;
накапливать материал, наблюдать, выделять главное, описывать, передавать свои чувства и намерения;
отбирать нужные слова и другие средства языка, строить связный текст, делить текст на абзацы;
обнаруживать недочёты и ошибки в своих сочинениях, а также в речи других учащихся, совершенствовать написанное.
Учащиеся овладевают необходимыми знаниями и умениями, последовательно продвигаясь от простого к сложному, устанавливая связи между ними. Успешность обучения достигается лишь в том случае, когда каждое задание будет представлять собой необходимое звено в цепи упражнений, в их системе.
Сочинения проводятся сравнительно редко, но письменные и устные речевые упражнения выполняются систематически. «Умение учащихся понимать и сознательно строить словесные сообщения разных типов формируется на этапе подготовки к письменному сообщению». [8] Очень важно, чтобы выполнение творческих упражнений, стало для учащихся обычным, повседневным, привычным делом.
Авторами Образовательной системы «Школа 2100» по каждому году обучения представлен интересный и широкий спектр упражнений для развития речи учащихся. Уже в азбуке заложен ряд заданий творческого характера, а тексты к упражнениям по русскому языку расширяют кругозор и инициативу учащихся. В соответствии с принципом минимакса остается возможность дополнять авторские виды работ, включая те, которые необходимы для учащихся моего класса.
Цель приведенных ниже упражнений - развитие активной речевой и мыслительной деятельности учащихся, их воображения.
1. «Продолжи текст».
Задание предполагает развитие фантазии, воображения и умения выразить свои фантазии при помощи слов.
Жила-была Звездочка. Однажды утром, когда надо было вставать и зажечь солнышко к новому дню, Звездочка в полете уронила искорку. Сразу стало темно и грустно. Что делать?
«Распутай текст»
Упражнения такого типа развивают умение строить предложения,
создавать логически грамотные тексты.
Зеленые снежинки распускаются в весеннем воздухе.
Белоснежные листочки кружатся в морозном воздухе.
3. Диктант «Толковый словарь»
Это упражнение помогает научиться формулировать значения тех или иных слов, подобно толковому словарю. Для этого ученик должен сам хорошо понимать значение слова, подобрать для передачи его смысла такие формулировки, чтобы одноклассники сумели определить, о каком слове идет речь. Когда дети поймут принцип данной работы, они сами выступают в роли «толкового словаря».
Разговор двух людей. (Диалог)
Горящие дрова, сучья, хворост, сложенные в кучу. (Костер)
4. «Замени меня »
Одна из причин неумения облечь свою мысль в слово - это бедный словарный запас. Значение подобных упражнений – обогащение словарного запаса необходимого для развития учащихся.
Задание: В предложении «Пришла осень» заменить слово пришла на более яркое, образное (подкралась, прилетела, прошуршала, явилась и т. д).
5. «Найди пару»
ветер разноцветные парашютики
листья волшебные зеркала
лужи небесные корабли
деревья озорной шалун
облака сказочные красавицы
Дети могут предлагать свои образные сравнения
6. «Укрась слово»
Дети учатся составлять словосочетания, развивается образное воображение.
Озеро - (глубокое, синее, прозрачное, лесное)
Снег - (мягкий, пушистый, глубокий)
7. «Озвучь картинку».
Целью этого упражнения является развитие воображения учащихся, умения представить, вспомнить, воспроизвести картинку, опираясь на личный опыт.
Ученикам предлагается иллюстрация. Дети произносят звуки, слова, предложения, которые они могли бы услышать, оказавшись в центре иллюстрации.
«Цепочка слов».
Упражнение развивает память, внимание
Первое слово предлагает учитель. Каждый следующий ученик повторяет предыдущее слово и добавляет свое, как-то связанное с предыдущим, например:
Листок
Листок, ветка
Листок, ветка, дерево
Листок, ветка, дерево, лес
Листок, ветка, дерево, лес, гриб
«Выдержки из дневника».
Такие задания систематизируют знания детей, учат мыслить логически.
Дети слушают отрывок и угадывают, кто мог вести этот дневник. Позже они предлагают для отгадывания свои фразы. Например:
В лесу пахнет сыростью. С самого утра идёт мелкий надоедливый дождь. И всё же мне пришлось сбегать на край деревни поискать в огороде остатки морковки.
10. «Блиц-турнир».
Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают хором в быстром темпе. Дети с удовольствием выполняют такие задания. При их выполнении обеспечивается психологическая комфортность, так как ребенок не боится ошибиться, ведь ответы дают все хором. Стеснительные дети, которые говорят тихо, учатся говорить громко. Кроме того, улучшается реакция на любые поставленные вопросы.
Имя существительное это ...(часть речи).
Есть в осени первоначальной, короткая, но дивная (пора)
Спасская башня Кремля самая ... (главная).
Изменяемая часть слова – это ...(окончание)
Общая часть родственных слов называется (корнем)
После зимы наступает(лето)
Безударная гласная проверяется (ударением)
11.Восстановление деформированного текста формирует умение передавать мысли в нужной последовательности.
Приведу пример работы над сочинением-описанием на основе наблюдений по теме «Осенний день.
Перед написанием сочинения обязательна экскурсия в парк с целью пронаблюдать осенние изменения в природе. В первом классе составляем коллективный устный рассказ по вопросам учителя:
Какая сегодня погода? (дождливая, пасмурная)
А какой день? (хмурый, холодный)
Что можно сказать про небо? (низкое, серое, в тучах)
Какой бывает ветер осенью? (сильный, холодный)
Какое настроение бывает в такие дни?
Лучшие предложения проговариваем хором. После ответов на вопросы предлагаю рассказать по порядку какая сегодня погода (дождь, ветер, небо, настроение). Получается примерный рассказ:
Сегодня холодный день. Погода дождливая. Дует сильный ветер. На небе тучи. Солнышка не видно. В такой день я не гуляю, скучно.
Предлагаю детям дома нарисовать картинку «Осенний день».
Чтобы поддерживать у детей интерес к наблюдениям, периодически повторяю подобную работу. Достаточно быстро даже без вопросов учителя дети научились описывать сегодняшний день.
Во втором классе по готовому заголовку определяем тему текста, отмечаем, что это текст-описание. В беседе о погоде подбираем слова, которыми можно описать осенний дождь (нудный, надоедливый, частый, мелкий, не льёт, а сеет); ветер (резкий, порывистый); небо (затянуто тучами, низкое, хмурое); погода (дождливая, пасмурная, ненастная, скучная). Работа выполняется самостоятельно, без устного проговаривания текста.
Сочинение Виолетты Ч.
Осенний день.
День сегодня хмурый. Стоит пасмурная погода. Все небо закрыто тучами. Сеет мелкий надоедливый дождик. Иногда дует резкий ветер. Везде лужи. Парк имеет скучный вид.
В третьем классе учащимся даётся задание описать сегодняшний день, используя сравнения. (Предварительно на уроках литературного чтения по теме «Глухая пора листопада», мы отыскиваем яркие образные выражения, сравнения, которые используют авторы в своих произведениях. Отмечаем
слова: словно, как будто, как, точно.) Обращаю внимание детей на то, что чрезмерное употребление сравнений может испортить текст.
Сочинение Виолетты Ч.
Осенний день.
Сегодня холодный день. На небе серые тучи, но в некоторых местах голубые просветы, словно оконца. Дождя пока нет. С утра подморозило. Лужи блестят, как стекло. Дует резкий ветер. Природа ждёт зимы.
Регулярная работа над составлением различных текстов побуждает ребёнка проявлять инициативу, творчески относиться к выполнению домашних заданий. Выполняя упражнение, где задано было списать сложные слова, Даниил С. придумал текст: Мой папа трудолюбивый, добродушный и великодушный. Я вырасту и буду милосердным и самолюбивым. Слабовольным быть плохо. Что такое сердобольный и благородный я не знаю. В упражнении на составление словосочетаний Даша К. внесла изменения и придумала рассказ про воробья: Жил ужасно хвастливый воробей. Он думал, что у него, чудесный голос, и он прекрасно поёт. Воробей напрасно сидел на ветке и пел. Никому неинтересно его пение. Он горестно вздохнул и улетел. Иногда детям помогают родители. Настя Б. вместо сочинения со словами: озеро, озёра, озерцо, озёрный, сочинили вместе с мамой стихотворение.
Утром было солнечно и совсем тепло.
Озерцо широкое по двору текло.
В полдень подморозило, вновь зима пришла.
Затянулись все озёра корочкой стекла.
Расколол я тонкое звонкое стекло,
Озеро широкое снова потекло.
Говорят прохожие:
- Вот весна идёт!-
А это я работаю, озёрный разбиваю лёд!
Важное место на уроках русского языка занимают грамматические сказки, так как дети сочиняют их с большим удовольствием. Во втором классе из сказок, придуманных детьми, мы составили книжку под названием «Город, который живёт по правилам». Сочинение Кирилла С. « В городе Алфавитово, в переулке Шипящих жили буквы Ж, Ш, Ч, Щ. Буквы Ч и Щ были мягкие и добрые, а Ж и Ш твёрдо умели настоять на своём. Они хранили ключи от ворот и пускали в гости только гласных А, И, У. Зато все согласные буквы приходили к ним в любое время».
Я поощряю детей за их творчество, обязательно их работы прочитываем вслух, даже не самые удачные. Это активизирует других учащихся на проявление творческой инициативы.
Работа над развитием творческих способностей школьников требует времени и систематичности. Чтобы не перегружать детей дополнительными уроками, в конце темы по русскому языку и литературному чтению я провожу творческий урок. На этих уроках мы учимся писать изложения, разные виды сочинений, свободные диктанты, сочиняем сказки, загадки, маленькие стихотворения. (Приложение 2)
3. 2. Развитие творческой активности на уроках чтения.
Гуманизация образования и направленность школы на развитие личности поставили перед начальным её звеном проблемы формирования у учащихся читательской компетентности, как межпредметного умения. Чтобы воспитать такого читателя, начальная школа должна решать следующие задачи:
воспитывать средствами чтения активное отношение к читаемому;
сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в следующем звене школы;
обеспечить полноценное восприятие художественных и научно-познавательных текстов;
научить работать с учебной и детской книгой.
Необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой решаются поставленные задачи и формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Поэтому моя цель как учителя замечать любые творческие проявления учеников и создавать условия для их развития на уроках литературного чтения.
Одним из условий развития творческих способностей школьника является умение задавать вопросы. Корни этих способностей лежат в природной любознательности ребенка и в тех ситуациях общения и деятельности, в которых осуществляется его развитие. Первоначально вопросы ребенка возникают в общении и для общения, и лишь затем они приобретают познавательную, исследовательскую направленность.
Точно поставленный вопрос будит мысль ребёнка, является результатом его умственной деятельности и средством для решения учебных задач. Я убеждена, что учить задавать вопросы надо с первого класса, приучая критически относиться к учебному материалу.
Начинаю с того, что учу задавать вопросы на выяснение непонятных слов, затем учимся задавать несколько вопросов к предложению. Ответом на них будет информация, заключённая в предложении. Например: Река Кама протекает в городе Краснокамске.
Учитель: О чём говорится в предложении?
Дети: В предложении говорится о Каме.
Учитель: Спросите об этом.
Дети: Что такое Кама?
Учитель: О чём ещё можно спросить?
Дети: Где течёт река Кама? Что такое Краснокамск?
Пошаговая деятельность аналогичная этой проводится и при работе над текстом. Например:
Город Краснокамск находится в Пермском крае. В нашем городе протекает река Кама. Самый красивый парк в городе находится около нашей школы.
Учитель: Что можно спросить о Красокамске?
Дети: Где находится город Краснокамск?
Учитель: Что можно спросить о Каме?
Дети: Что такое Кама? Где протекает река Кама?
Учитель: Какие вопросы можно задать про парк?
Дети: Где находится парк? Какой парк находится около нашей школы?
Учитель: Задайте такой вопрос, чтобы можно было ответить «да» или «нет».
Дети: Город Краснокамск находится в Пермском крае? В нашем городе протекает река Кама? Самый красивый парк находится около нашей школы?
Приходим к выводу, чтобы задать вопрос можно прочитать предложение с другой интонацией.
Дети очень любят выступать в роли учителя и с удовольствием задают друг другу вопросы. Например, после прочтения сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце», класс делится на группы, каждая группа получает задание придумать три вопроса по содержанию текста. Поскольку задание носит обучающий характер, группа получает карточку-подсказку, где указано слово, с которого следует начать вопрос. (Зачем? Про кого ? Почему? С кем? Кого?) Вопросы, придуманные одной из групп: Зачем Кокованя с Дарёнкой пошли в лес? Про кого рассказал Кокованя Дарёнке? С кем осталась Дарёнка в избушке?
Осмысленное чтение – главная цель, характеризующая его качество. Чтобы активизировать восприятие и запоминание текста использую такую форму работы, как экспресс-опрос. Дети постепенно подключаются к составлению вопросов и дома, по собственной инициативе, готовят вопросы для класса. С каждым ребёнком обсуждаю его работу индивидуально, так как зачастую они уделяют внимание отдельным деталям, в ущерб целостности произведения, слабо понимают подтекст, мотивы поступков героев.
Учить задавать вопросы помогает игра «Аукцион вопросов». Нужно задать как можно больше вопросов, объединяя два слова. Объясняю, что надо придумать необычные смешные вопросы, но в то же время, позволяющие узнать об этих предметах как можно больше. Чаще работа проводится в группах или парах. Со словами «заяц – ручка» группа учащихся придумала вопросы: Умеет ли заяц писать ручкой? Может ручка прыгать, как заяц? Кто длиннее ручка или заяц? Может ли заяц съесть ручку? Игра смешная и интересная, поэтому дети играют в перемены и используют её в конкурсах. Игра «Угадай слово» учит задавать исследовательские вопросы. Один ученик задумывает слово, а другие задают вопросы, на которые получают ответы «да» или «нет». Выигрывает тот, кто, задав меньше вопросов, угадает слово.
Целенаправленно работая над постановкой вопросов, мы вместе с детьми решаем несколько образовательных задач: вырабатываем осознанное отношение к получаемой информации, исключаем механическое чтение текста, развиваем творческую активность в учебной деятельности, стимулируем поиск ответов на вопросы, учимся ставить цель урока. Любой урок чтения мы начинаем с чтения названия текста, фамилии автора, рассматривания иллюстраций, ключевых слов. Рассматривая иллюстрации, дети пытаются представить себе то, о чём прочитают в тексте. Работа с ключевыми словами даёт возможность высказать предположение о теме, героях, содержании текста. Определяем жанр произведения. Если это стихотворение, то дети ставят цель: научиться выразительно читать стихотворение, а для этого нужно узнать какое оно по настроению, найти образные выражения, сравнения, правильно поставить логические паузы и ударения. Сказка предполагает узнать её вид (бытовая, волшебная, про животных), определить чему она учит. Перед чтением рассказа мы учимся ставить цели: разделить на части, составить план, дать характеристику героям, выделить главную мысль, учиться пересказывать. Умение учащихся формулировать цели урока помогает решать задачи творческого воображения.
Фантазия и воображение играют большую роль в любой творческой деятельности. Развитие фантазии «способствует лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности». [10] Фантазия – способность к творческому воображению. Урок чтения, как никакой другой, подходит для развития воображения и фантазии. Л.С. Выготский отмечал, что «воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество» [1]
Попытки понять художественное воплощение замысла автором превращают деятельность ребёнка в творческую. Такой приём, как словесное рисование картин на основе прочитанного текста, развивает у учащихся определённое отношение к прочитанному, помогает дать оценку героев, их поступков, событий.
Произведение раскроет себя читателю, если читатель вступает в диалог с автором. Этот диалог становится источником открытий для ребёнка. Без диалога с автором произведения, без размышления над поступками героев невозможно выработать активное, творческое отношение к жизненным ситуациям. Анализируя произведение, ребёнок не только погружается в духовные ценности, он открывает для себя открытое автором. «Прочитывает» в авторском тексте значение собственных переживаний и ощущений. И всё же такая работа не может в полной мере воспроизвести весь процесс самостоятельного решения творческих задач. Ребёнок может создать собственную интерпретацию произведения, но её недостаточно для формирования индивидуального творческого поведения. Для этого нужна самостоятельная практика порождения и воплощения творческих замыслов.
3. 3. Литературное творчество детей.
Активная мыслительная деятельность младшего школьника тесно связана с сочинительством. С помощью считалок, чистоговорок и скороговорок ученики знакомятся с понятием «рифма».
Ша ша ша Мама моет малыша.
Та та та - У нас в доме чистота.
Ученикам по силам и творческие задания на подбор рифмы.
Мишка плачет и ревет: В нашем доме на окошке
Просит пчел, чтоб дали Сидят серенькие
С удовольствием учащиеся выполняют задание, в котором надо продолжить стихотворение, например:
Взял Егор в углу топор,
С топором пошёл во двор
Выполняя это задание, ученики придумали следующие варианты продолжения стихотворных строк.
Взял Егор в углу топор,
С топором пошёл во двор.
Любит труд наш Егор,
Чинит он в саду забор.
Взял Егор в углу топор,
С топором пошёл во двор.
Вместе с папой он с утра
Стал рубить для нас дрова.
Такие задания помогают выявить детей, склонных к интеллектуальному творческому труду, способных к стихосложению. Важным аспектом в развитии литературных способностей школьника является работа со словом, так как «чувство слова» лежит в основе литературы как вида искусства. Чтобы показать выразительную возможность слова использую различные упражнения. Например: Что на что похоже? Какой характер у твоей куклы? О чём шепчет дождик? Что расскажет о себе собака, мокнущая под дождём? О чём думает гриб в лесу? Что ты чувствуешь, услышав слово лимон, солнце, свет Игра «Молчаливые загадки» помогает «почувствовать» слово при помощи жестов и мимики. Особое место на уроках чтения занимает загадка. По словам К. Д. Ушинского она «доставляет уму ребёнка полезное упражнение». [12] Средствами загадки «формируется любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову». [3] Чтобы отгадать загадку, нужно «внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное». [3] Отгадывание загадок развивает сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир, воображение и фантазию. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, формирует умение самостоятельно делать выводы и умозаключения. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это даёт возможность использовать загадки для закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадывая загадки, дети учатся понимать переносное значение слов, использовать в речи синонимы, метафоры, образные выражения, сравнения. При отгадывании загадок дети учатся говорить доказательно, используя слова: так как, следовательно, раз – значит, во-первых, во-вторых, поэтому и так далее. Стараюсь вызвать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. Проводим соревнование «Кто убедительно отгадку докажет? Кто полнее и точнее объяснит?» Самостоятельно сочинять загадки дети начали с первого класса. Например, при чтении стихотворения Якова Акима «Мой конь», предлагаю сочинить загадку про коня. Для этого выделяем слова, которыми описывает игрушку автор (вьётся грива до самой земли, лошадки спят на ногах). По картинке описываем внешний вид лошадки. Дети отвечают на вопросы: Где живёт? Что ест? Как служит человеку? Затем коллективно (с помощью учителя) сочинили загадки. Когда не было машин, я возил людей один. Скачет быстро, грива пушиста. Кто стоя спит, грива до земли висит? Затем дети сочиняют загадки про свои любимые игрушки.
Глеб Ч. Я его бросаю в стенку, бью об асфальт, а он только радуется. (мяч) Вадим Ф. Он разноцветный, пластмассовый, может быть машиной, может роботом, может домом. (трансформер)
Под влиянием загадок постепенно у ребёнка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство.
По словам Н. Н. Светловской социальная значимость книги в жизни любого человека и общества в целом огромна. «Книга – это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга – это путь к познанию вещей и явлений. Книга – это ключ к познанию мира людей; добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости Открывая этот мир, впитывая опыт поколений, ребёнок развивает свой ум и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого себя. И нет в процессе саморазвития столь же общедоступной и могучей направляющей силы, как книга». [9]
Часть уроков внеклассного чтения провожу в городской детской библиотеке, для того, чтобы дети имели возможность шире реализовать свои творческие замыслы. Они участвуют во всевозможных выставках творческого характера. Это выставки рисунков, поделок, стенгазет, сочинений, сказок. В краевом литературном сборнике «Родничок» и городском сборнике «Пёстрая курица» опубликованы их работы. На базе нашего класса три года работал клуб «Светёлка». Дети вместе с родителями принимали участие в викторинах и конкурсах, проводили совместные праздники.
В результате совместной работы с библиотекой 80% детей моего класса читают выше нормы, а остальные справляются с нормой чтения, посещают библиотеку в свободное время.
Заключение.
Систематически работая над развитием творческого мышления, я постепенно формирую у детей способность выделять проблему, выдвигать идеи, среди множества идей выбирать более важную, которая помогает найти путь к решению проблемы. Учу умению видеть противоречия и искать способы их разрешения, до конца продумывать свои действия. Таким образом, те виды и формы работ, которые я использую в учебной деятельности помогают детям:
видеть непрерывную динамику мира, т.е. усвоить понятие об изменяемости везде и во всем;
свободнее ориентироваться в окружающем мире;
сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям, предметам, которые их окружают.
Рассуждая о том, зачем и как надо развивать творческие способности Б. П. Никитин пишет: «Есть великая формула «дедушки» космонавтики К. Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума «сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины никому ещё неизвестные.» Видимо это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность помочь ребёнку встать на этот путь». [7]
Список литературы.
Л. С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. Книга для учителя, 3 издание – М. : М. Просвещение, 1991. – с. 93.
В. Н. Дружинин. Психология общих способностей. – СПб. : Петербург, 1999. – с. 368.
Ю. Г. Илларионова. Учите детей отгадывать загадки. Издание 2 доработанное – М. : Просвещение, 1985. – с. 20.
И. Я. Лернер. Проблемное обучение. – М. : Знание, 1974. – с. 64.
М. Р. Львов. Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителя. – М. : Просвещение, 1985. – с. 114.
А. М. Матюшкин. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М. : Педагогика, 1972. – с. 168.
Б. П. Никитин. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М. : Просвещение, 1991. – с. 9-16.
Н. И. Политова. Развитие речи учащихся начальных классов. –
М. : Просвещение, 1984. – с. 16.
Н. Н. Светловская. Внеклассное чтение в первом классе. – М. : Просвещение, 1985. – с. 3.
Л. Ю. Субботина. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 1996. – с. 11.
В. А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям. – М. : Просвещение, 1972. – с. 140.
К. Д. Ушинский. Родное слово. – Собр. соч. М. – Л., т. 6. – с. 229.
Приложение 1.
Диагностика.
Изучение оригинальности воображения.
Тест П. А. Торренса.
Уровень
1 класс
2 класс
3 класс
Высокий
5
8
9
Средний
7
9
10
Низкий
13
8
6
Изучение гибкости конструирования фраз по начальным буквам слов.
Тест Дж. Гилфорда.
Уровень
1 класс
2 класс
3 класс
Высокий
2
5
7
Средний
4
7
9
Низкий
19
13
11
Изучение развития логических операций.
Тест Э. Ф. Замбацявичене.
осведомлённость
исключение понятий
обобщение
аналогии
1 кл.
2 кл.
3 кл.
1 кл.
2 кл.
3 кл.
1 кл.
2 кл.
3 кл.
1 кл.
2 кл.
3 кл.
высокий уровень
7
10
10
2
8
9
2
5
5
2
5
6
выше среднего
5
7
9
6
5
6
4
5
7
3
3
5
средний уровень
6
3
3
8
8
7
7
4
5
5
6
6
ниже среднего
3
2
1
5
2
2
7
9
7
7
6
4
низкий уровень
4
3
1
4
2
1
5
2
1
8
5
4
Приложение 2.
Творческие уроки по разделу «Слово» в третьем классе.
Тема
Цель
Литература
1 четверть
1.
Чудесные превращения слов.
Словесные шутки.
Познакомить со словами сходными по звучанию или по написанию, но разными по значению.
Григорян Я. Т. Язык мой – друг мой. М. В. Панов Занимательная орфография.
В. И. Максимов К тайнам словообразования.
2.
Тематические группы слов.
Научить составлять тематический словарик, готовясь к высказываниям.
Н. Н. Ушаков Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах.
Т. А. Ладыженская Речевые секреты.
2 четверть
3.
«Крылатые» слова
Познакомить с устойчивыми фразеологическими выражениями, показать связь языка с историей народа.
Н. Н. Ушаков Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах.
И. Б. Голуб Н. Н. Ушаков Путешествие по стране слов.
3 четверть
4.
Почему их так называют?
Рассказать детям о признаках, которые положены в основу того или иного высказывания (почему предмет называют так, а не иначе)
Н. Н. Ушаков Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах.
В. И. Максимов К тайнам словообразования.
5.
Когда слова к нам возвращаются. Как понять пословицу.
Познакомить с историзмами, объяснять значение пословиц в нашей жизни.
Н. Н. Ушаков Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах.
Григорян Я. Т. Язык мой – друг мой.
И. Б. Голуб Н. Н. Ушаков Путешествие по стране слов.
4 четверть
6.
Отгадай слово.
Познакомить детей с тем, как можно определить значение слова и как его толковать
Т. А. Ладыженская Речевые секреты.
В. И. Максимов К тайнам словообразования.
Творческие уроки литературного чтения в третьем классе.
Раздел в учебнике
Тема
Цель
Литература
1 четверть
1.
«Прощание с летом»
Сочинение-миниатюра
«Каким я запомнил лето».
Познакомить с правилами письма сочинения-миниатюры
Т. А. Ладыженская Речевые секреты.
М. Р. Львов Речь младших школьников и пути её развития.
2.
«Летние путешествия и приключения»
Сочинение «Самый счастливый день в моей жизни»
Учить составлять план письма сочинения
Т. А. Ладыженская Речевые секреты.
М. Р. Львов Речь младших школьников и пути её развития.
3.
«Природа летом»
Сочиняем загадки о птицах.
Познакомить с приёмами конструирования загадки.
Ю. Г. Илларионова. Учите детей отгадывать загадки.
2 четверть
4.
«Уроки и переменки»
Два секрета считалки.
Сочинение считалок.
Познакомить с языковыми особенностями считалки.
Т. А. Ладыженская Речевые секреты.
5.
«Глухая пора листопада»
Что на что похоже.
Учить употреблять сравнения в речи, познакомить с основным правилом сравнения
Т. А. Ладыженская Речевые секреты.
6.
«И кот учёный свои мне сказки говорил»
Будем сказки сочинять.
Познакомить с приёмами сочинения сказок
Т. А. Ладыженская Речевые секреты.
3 четверть
7.
«Поёт зима, аукает»
Сочинение четверостиший о зиме
Учить сочинять четверостишия с использованием сравнений, раскрыть суть операции сравнения.
Н. Н. Ушаков Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах.
Л. А. Введенская Наш родной язык.
8.
«Животные в нашем доме»
Сочинение-описание
«Мой любимец».
Показать, что отбор признаков предмета или явления зависит от основной мысли описания
Энциклопедия «Животные»
Н. И. Политова Развитие речи учащихся начальных классов
9.
«Мы с мамой и папой»
Имена и фамилии.
Исследовать происхождение имён и фамилий
Окулова Г. Е. Занимательная фонетика. Г. Г. Граник Секреты орфографии. В. И. Максимов К тайнам словообразования.
10
«День смеха»
Сочинение весёлых двустиший.
Учить подбирать рифму, познакомить с ритмом в стихосложении.
Т. А. Ладыженская Речевые секреты. Н. Н. Ушаков Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах.
4 четверть
11.
«Наполним музыкой сердца»
Текст-рассуждение
Познакомить с текстом, в основе которого лежат причинно-следственные связи.
Т. А. Ладыженская Речевые секреты.
М. Р. Львов Речь младших школьников и пути её развития.
12
«О весна, без конца и без края»
Сочинение.
Познакомить с использованием цитаты в тексте
Н. С. Черноусова. Сочинения в начальной школе.
Приложение 3.
Творческий урок в 1 классе.
Тема: Самое беспокойное слово на свете.
Цель: познакомить с простейшим по структуре рассуждением, состоящим из двух частей; учить объяснять, рассуждать, доказывать.
Ход урока.
Сегодня у нас не обычный урок русского языка, а творческий. А это значит, мы будем искать ответы на вопросы, которых нет в учебнике.
Девиз нашей работы: рассуждаем, объясняем, доказываем.
Учебные задачи, которые мы должны решить:
Разобраться в том, как строить предложения, которые отвечают на вопрос: «Почему?».
Научиться правильно строить такие предложения.
А начнем с того, что мы уже знаем и умеем.
Разделите слова на три группы: весна, солнце, появляются, ранняя, светит, пришла, яркое, цветы. Работаем в парах.
Назвать группу слов, объяснить признак объединения.
пришла ранняя солнце
светит первые весна
появляются яркое цветы
Составьте 3 предложения.
Пришла ранняя весна. Светит яркое солнце. Появляются первые цветы.
Перечислите признаки, по которым мы узнали предложение:
Слова в предложении связаны по смыслу.
Предложение выражает законченную мысль.
Каждое слово в предложении играет свою роль.
Я для вас приготовила интересный рассказ о феях, а домовой Афанасий «рассыпал» первые два предложения.
живут, в, Маленькие, цветах, феи
Они, клубочком, и, спят, в, бутоне, сворачиваются
А теперь послушайте сказочную историю о феях. Её написала писательница Н. Рябова.
Сказочная история о феях, которые живут в цветах.
В цветах живут маленькие феи. Они сворачиваются клубочком в бутоне и спят. Весной цветы распускаются. Это фея просыпается и раскрывает лепестки. Все феи носят разноцветные платья. В незабудке – голубое. В ландыше – белое. В лютике – жёлтое. Крошечные волшебницы радуются и огорчаются вместе с цветами. Сорванный напрасно цветок гибнет вместе с феей. Не рвите цветов просто так!
Почему нельзя рвать цветы просто так?
Почему? Как часто звучит это слово в нашей речи.
Есть загадочное. Почему птицы могут летать?
Есть сердитое. Почему ты всех обижаешь?
Есть внимательное. Почему ты такой грустный сегодня?
А есть такое, которое вызывает на спор. Почему так думаешь, докажи.
Вот такие разные «почему?» и все требуют ответа.
А какое слово вы чаще всего используете в своих ответах на вопрос «почему»?
А что такое «потому»? Какова его роль в предложении?
Давайте понаблюдаем!
Но что это! Афанасий улыбается! Ему хочется поделиться наблюдениями с наших уроков. Вот какие ответы детей он записал.
потому что проверочное слово совы.
потому что её сделали из снега.
потому что испортился будильник.
Вам понятно, что объясняют дети? На какие вопросы они отвечают?
Дайте полный ответ на вопросы.
Почему в слове «сова» пишется гласная буква о?
Почему Снегурочку так назвали?
Почему ты опоздала?
Какое место в предложении занимают слова «потому что»?
Какую роль они выполняют?
Вывод: Слова «потому что» связывают две части предложения.
то, что объясняется потому что объяснение
Послушайте стихотворение Г. Глушнёва «Цветы»
Шёл Серёжка по траве,
Бил цветы по голове,
Бил панамкой.
Бил ладошкой.
Не хотим играть с Серёжкой!
Объясните, почему ребята не хотят играть с Серёжей.
Неугомонное «Почему» заглянуло в поле, увидело бабочку капустницу и задумалось: почему бабочку назвали капустницей? Может быть потому, что она похожа на капусту? Кто даст полное рассуждение?
А другую бабочку называют репейницей. Почему?
У нас сюрприз! Открытка. Только от кого непонятно, подпись неразборчива.
На открытке есть картинка:
Хвост морковки и дубинка.
А написано в открытке:
Собирай свои пожитки
И убирайся вон из нашего леса!
Кто же прислал открытку? Как вы думаете? Доказать сможете?
Вы действительно доказали, что открытку написал заяц. Мне понравилось, как вы начинали своё рассуждение: «Я думаю» Замечательные слова – я думаю! Во-первых, видно, что человек говорит не просто так, что в голову придёт. Во-вторых, видно и то, что рассуждает человек воспитанный, который сам умеет думать и уважает других думающих людей.
Теперь мы можем составить такую схему рассуждения.
Я думаю то, что потому что
Мне кажется... доказательство
По-моему доказывается ведь
Какое слово-мостик, кроме потому что, может быть в рассуждении?
Проговорите рассуждение с новым мостиком.
Послушайте одну почти сказочную историю В. Бианки.
Жили-были старик со старухой – те самые, от которых Колобок укатился. Пошли они в лес. Старик и говорит старухе: «Глянь-ка, старуха, никак под кустиком наш колобок лежит?» Старик плохо видел, да и у старухи глаза слезились. Наклонилась она поднять Колобок – и наткнулась на что-то колючее. Старуха: «Ой!» А Колобок вскочил на коротенькие ножки и покатился по дорожке.
Вы догадались, что за странный колобок попался старику и старухе? Докажите правильность своей догадки.
Итог урока. Чему учат нас слова «почему» и «потому»?
Что на уроке понравилось?
А когда было скучно?
Урок русского языка в 3 классе.
Тема: Безударные гласные в приставках.
Цель: учить различать слова с приставками, правильно писать приставки, развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас, делать обобщения и выводы, развивать творческое мышление.
Ход урока.
1. Чистописание.
о до на надо ом ол
2. Определение темы и цели урока.
- разделить слова на две группы: долетел, забежал, осенний, обед, подсказал, солнечный, наговорили, проводник, ворона;
- в словах с приставками поставить ударение;
-объяснить правописание безударных гласных в корне слова.
Проблема: Как быть с безударными гласными в приставках?
Объявление темы урока.
Определите цель нашего урока.
3. Наблюдение над словами с приставками.
Заморозил, заморозки, доделал, досыта, надписал, надпись, проворчал, проблеск.
- во всех ли словах есть приставки?
- по какому признаку можно разделить слова на группы?
- запишите их в два столбика, выделите приставки
- что общего между приставками под ударением и без ударения?
- можно ли приставку проверить ударением?
- какой вывод сделаем?
4. Работа над правилом.
Определение алгоритма работы над словом с приставкой:
-определи, есть ли в слове приставка;
- для этого выдели корень;
- если приставка есть, вспомни, как она пишется;
- если приставка незнакома, посмотри в орфографическом словаре.
5. Первичное закрепление полученных знаний.
-Выписать слова с приставками.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
- Узнай слова по описанию.
Гриб с красной шляпкой.
У этого гриба шляпка коричневая, растёт под деревом с белым стволом.
Нежный хрупкий цветок, появляется сразу, как растает снег.
Растение, названное так потому, что оно всегда поворачивает свой цветок к солнцу.
Травянистое растение, растущее вдоль дорог.
(Подосиновик, подберёзовик, подснежник, подсолнух, подорожник)
Физкультминутка.
6. Приставки по-, па- и пра-.
Родная – дочка, неродная – падчерица,
родной – сын, неродной – пасынок.
Мама и папа – это родители, а наши предки – прародители, прабабушки, прадедушки. Правнук, правнучка.
7. Работа над текстом упражнения 153.
Какие орфограммы встретились в тексте?
-безударные гласные в корне слова
-звонкие и глухие согласные
-разделительный мягкий знак
-предлоги со словами
-гласные в приставках
8. Вставьте в слова приставки: (работа в парах по карточкам)
крыла зима снегом реки и поля. сыпала она сугробами леса. дула студёными ветрами. На ели тёплые шубы дела. А чьи это следы на полянке?
Продолжите текст. Запишите два-три предложения, в которых употребляются слова с приставками.
Проверка.
9. Итог урока. Можно ли проверить слова с приставками?
Что на уроке показалось трудным? (Предполагаю, что выделение корня)
Какие задания нужно включить в следующий урок?
13PAGE 15
13PAGE 14215
13PAGE 15
13PAGE 144315
15