Статья Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения
Развитие творческих способностей учащихся
на уроках литературного чтения
Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития.
В современном обществе я наблюдаю снижение интереса учащихся к чтению. Больше времени они проводят у телевизора и компьютера.
Меня давно волнует проблема отсутствия интереса к чтению у учащихся, поэтому я задумалась о том, как научить своего маленького ученика читать, слушать, говорить, сочинять и писать, как раскрыть его творческие способности.
Цель: формирование творческих способностей учащихся через использование системы творческих заданий на уроках литературного чтения.
Задачи:
1. Определить наиболее эффективные приёмы и методы, способствующие развитию творческих способностей учащихся.
2. Развивать у учащихся любознательность, самостоятельность, творческое мышление, способность к полноценному восприятию литературного чтения, формировать развитое воображение и восприятие учащихся.
3. Воспитывать вдумчивого читателя, любящего книгу, умеющего работать с литературой.
Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере образовательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит ее к жизни. В связи с этим развитие творческих способностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Дети всегда должны находиться в поиске, открывая для себя что-то новое. Задача учителя – поверить в ребёнка, уважать его как личность, стремиться помочь ему в достижении успеха.
У каждого ребенка есть способности, таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Особенностью ребенка младшего школьного возраста являются чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования – это умелое руководство со стороны взрослых. Поэтому на первое место я ставлю развитие творческих способностей, с надеждой пробудить в каждом ребенке интерес, научить чувствовать, переживать.
Я применяю эффективные методы и приемы развития творческих способностей, которые способствуют воспитанию творческой личности, развивают детское воображение, восприятие, мышление.
Начиная с младшего школьного возраста, я стараюсь развивать воображение, фантазию, творческое мышление, любознательность, самостоятельность, инициативу, активность учащихся. Формирую умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Способствую проявлению интересов, склонностей каждого учащегося.
Работу по формированию творческих способностей учащихся провожу поэтапно. На первом этапе формирую у учащихся: наблюдательность, общительность, речь, умение анализировать и осмысливать факты.
Творческие способности школьников развиваю на уроках литературного чтения путем использования различных языковых игр, игр на развитие творческого воображения, психологических игр, литературных игр
- «С каждой буквы». Придумать слова на каждую букву заданного слова. Например: «книга» - конкурс, новость, игра, грамота, аккуратность.
- Игра-аукцион в «весенние», «осенние», «летние», «зимние» слова. Выигрывает тот, кто скажет последнее слово, относящееся к определенному времени года.
Такие задания пробуждают интерес, развивают воображение и фантазию, способствуют эмоциональной отзывчивости. Они направлены на пробуждение творческой активности, позволяют в игровой, занимательной форме многому научиться.
На втором этапе использую элементы исследовательской деятельности учащихся, а также организую коллективную творческую работу для совместного выполнения поставленных задач.
- «Продолжи предложение». «Хорошая жизнь – это...». «Когда я смотрю на себя в зеркало, то...». «Я знаю, что добро и зло...».
- «Если бы я был волшебником...». Детям предлагается рассказать о своем самом большом желании.
Третий этап – это самовыражение учащегося через творчество.
Предлагаю детям интеллектуально-творческие задания
- «Словесное путешествие». Это рассказ-фантазия или мечта, которая может быть бесконечной, потому что сочиняется всеми по очереди. Путешествие может быть по своему селу, в горы, на море, за границу, на необитаемый остров, другую планету.
Применяю различные методы и приёмы обучения: творческие пересказы, словесное и графическое рисование, работу с иллюстрациями, инсценировку, стихосложение, устные рассказы и сказки.
Детям предлагаю следующие задания по творческому пересказу произведений:
1. Перескажите сказку от своего имени.
2. Перескажите легенду от первого лица.
3. Перескажите данную историю от имени писателя.
4. Правильно ли поступил герой произведения? Продолжите рассказ.
5. Чем бы вам хотелось дополнить рассказ?
Таким образом, творческие пересказы развивают воображение школьников, повышают интерес к художественным произведениям, способствуют формированию ораторского мастерства.
Словесное рисование – это способность ребёнка выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения.
На практике использую систему заданий по словесному рисованию:
1. Выделите эпизод для словесного иллюстрирования.
2. «Нарисуйте» место, где происходит событие.
3. Изобразите действующие лица.
4. Добавьте необходимые детали.
5. «Разукрасьте» контурный рисунок.
Использование словесного и графического рисования на уроках помогают мне интереснее организовать учебную деятельность учащихся и стимулировать их творческое развитие. Предлагаю учащимся выполнить следующие задания:
1. Устно опишите своего любимого сказочного героя.
2. Создайте рисунки к сказке в последовательности ее изложения.
3. Проиллюстрируйте самый смешной эпизод рассказа.
4. Сделайте рисунки к стихотворению.
5. Опишите словами ваш любимый цветок, нарисуйте его.
6. Изобразите словами самый интересный эпизод произведения.
Знакомство детей с инсценировкой начинаю с чтения текстов по ролям с определённой интонацией.
Иллюстрация – изображение, рисунок в тексте книги, поясняющий ее содержание. Рассматривание книжных иллюстраций считаю важным при изучении литературных произведений. При работе над художественным произведением и иллюстрацией организую следующую работу:
1. Найдите в тексте отрывок, который соответствует иллюстрации.
2. Найдите в тексте предложение-заголовок к иллюстрации.
3. Самостоятельно подберите подписи к иллюстрации.
4. Сравните и сопоставьте эпизод, изображенный в тексте и на иллюстрации.
5. Сравните иллюстрации к одному произведению разными художниками.
6. Перескажите по иллюстрации соответствующий эпизод произведения.
Составьте рассказ по иллюстрации.
Дети очень любят слушать сказки, но, как правило, не умеют их сочинять. Поэтому, прежде чем давать задание написать собственную сказку, в начале обучения использую приёмы, которые помогут постепенно ввести учащихся в роль «сказочников»:
1. Выделение опорных слов из сказки.
2. Переделка знакомой сказки (ввести нового героя и развить новый сюжет).
3. Решение «сказочных задач», минимально изменяя сюжет сказки.
4. Сочинение сказки по началу, или по концу.
5. Создание собственной оригинальной сказки. Самый трудный вид работы, т. к. все детям нужно придумать самим: и название, и героев, и сюжет.
В работе по развитию умения слагать стихи включаю следующие виды практических заданий:
1. Найдите рифмы в стихотворении.
Подберите слова, рифмующиеся с предложенными словами.
Дополните слова в неполном четверостишии.
Дополните фразы рифмующимся словом.
Вся работа проводится по желанию учащихся. Предоставляю детям возможность для свободного творчества, но вместе с этим предлагаю доказать, что первые пришедшие на ум рифмованные строчки еще не являются стихотворением. Необходимо несколько раз вдумчиво прочитать строчку и, если потребуется, переделать ее, учитывая не только рифму, но и содержание.
Естественно, далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать, но таланты каждого ребенка можно развивать. Даже не умеющий читать ребенок, пытается, повторяя небольшие стихи, загадки, скороговорки, проявить свои актёрские способности.
На уроках литературного чтения использую пословицы и поговорки, чистоговорки и скороговорки.
Приёмы обучения, используемые мной в работе, дают положительные результаты:
1. У многих учащихся появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они начали проявлять более высокую степень самостоятельности, научились задавать вопросы и находить на них ответы, размышлять и сопереживать.
2. Учащиеся научились понимать чужие мысли, заключённые в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию.
3. Учащиеся овладели умениями: выбирать из текста произведения материал, необходимый для последующей творческой работы, представлять, воссоздавать в воображении прочитанное, словесно оформлять возникшее представление, читать реплику, выражать в ней особенности характера и настроения персонажа.
4. У учащихся изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца.
5. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера.
6. У учащихся повысился интерес к чтению, способность к творчеству, оригинальность.
7. Уроки литературного чтения стали более информативными. Учащиеся с удовольствием и с хорошим настроением приходят на них. Повысился уровень познавательного интереса, значительно возросла техника чтения.
Мои ученики любят петь, танцевать, рисовать, принимают активное участие в творческих конкурсах, во внеклассных и внешкольных мероприятиях. Правильно подобранные методы и приёмы обучения позволили не только повысить качество знаний, но и способствовали развитию творческого воображения и мышления учащихся. Создание творческой атмосферы и включение младших школьников в творческую деятельность способствовало эффективному развитию творческих способностей, обогащению внутреннего мира детей, повышению их самооценки, открыло возможности для самореализации детей, что, в конечном итоге, я считаю, приведёт к формированию гармоничной, духовной, всесторонне развитой личности.
Заголовок 115