Конспект урока по окружающему миру:В гости к весне
Урок по окружающему миру
Дата 08.04.2015г. Урок №53 Класс 2-в
Тема урока: В гости к весне.
Цель урока: познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе
создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации;
применение знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную, групповую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности;
Планируемые результаты
Личностные : понимают необходимость и важность бережного отношения человека к природе;
Метопредметные: умеют устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы, понимают связь между живой и неживой природой;
Предметные: ученики знают весенние изменения в живой и неживой природе, весенние месяцы, названия раннецветущих растений,учатся наблюдать за изменениями в природе.
Форма работы:
фронтальная;
индивидуальная;
групповая;
Оборудование:
средства обучения:
учебник;
иллюстрации птиц;
карточки с заданием для групповой работы;
аудиозапись музыки П.И.Чайковского из цикла “Времена года”;
аудиозапись с голосами птиц;
творческие работы детей о птицах, явлениях природы весной;
технические средства:
компьютер;
Тип урока: обобщение знаний. (Используемые образовательные технологии: проблемное обучение, коммуникативное обучение , здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве.)
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: У нас сегодня необычный урок .Мы с вами отправляемся в гости. А в гости принято идти с подарками. Вашим домашним заданием было нарисовать перелётных птиц, и подготовить небольшой рассказ о них. Вот эти рисунки мы и возьмём с собой, они нам пригодятся.
2. Актуализация знаний детей.
Учитель: На уроках “ Окружающий мир" мы открываем перед собой все разнообразие природы. Давайте вспомним, какая бывает природа? (живая, неживая) А есть ещё предметы, сделанные руками человека. Напомните мне, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой природы. (Дышит, питается, растет, размножается, умирает)
Чтобы убедиться, что вы надёжно запомнили, поиграем в игру “Природа - не природа”
Учитель: Правильно соедините название предметов
Дерево
дом
камни Неживая природа
ромашка Предметы, сделанные руками человека
сосульки Живая природа
песок
бабочка
грибы
воздух
ложка
3. Введение в тему урока. Проблемная ситуация.
Учитель: Молодцы! Мы с вами вспомнили, какой бывает природа. А сейчас послушайте стихотворение.
Я. Аким
Долго шла она тайком от ветров и стужи,
А сегодня прямиком шлепает по лужам,
Гонит талые снега с гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга бархатом зеленым.
«Скоро, скоро быть теплу!» эту новость первой
Барабанит по стеклу серой лапкой верба.
Скоро тысячи скворцов с домиком подружат,
Скоро множество птенцов выглянут наружу.
Тучи по небу пройдут, и тебе впервые
На ладошку упадут капли дождевые.
- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).
- Попробуйте угадать, к кому мы идём в гости?
- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и обобщим знания об изменениях, происходящих в природе с приходом весны, попробуем составить схему изменений в природе весной. И название у него замечательное “В гости к весне” А работать мы будем в группах.
Напоминаю вам правила работы в группах:
· Убедись, что в разговоре участвует каждый.
· Говори спокойно и ясно.
· Говори в полголоса.
· Говори только по делу.
4. Работа над новым материалом. Беседа о неживой природе.
-Ребята, давайте представим, как изменяется природа в каждый из весенних месяцев. А для этого послушайте загадки о весенних месяцах.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март) (Слайд 1)
- В народе говорят про март месяц так, март – капельник, солнечник, протальник.
- Кто объяснит названия этого месяца?
Послушайте, ребята, как прекрасно изобразил в своей музыке П.И.Чайковский этот месяц.
(прослушивание пьесы «Март»)
- Следующая загадка:
Яростно река ревет
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель)( Слайд 2).
- А вот апрель в народе называют снегогон, водолей.
- Кто объяснит названия этого месяца?
- Следующая загадка:
Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?...(Май) (Слайд 3)
- Май называют в народе цветень.
- Как вы думаете, почему его так назвали?
- Все перечисленные признаки весны, услышанные в загадках, нам надо изобразить на нашей схеме. Начнем с неживой природы. (Работа по карточкам-заданиям.) Для этого вам необходимо выполнить задания на карточках, а в помощь вам будет учебник
Карточка 1.Солнце
- Как светит солнце весной?
- Изменилась ли высота солнца над горизонтом?
- Изменилась ли продолжительность дня?
(Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее; становится теплее).
- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).
- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).
-Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)
- Теперь представим себе небо. Какое оно весной?
Карточка 2. Небо
- Какое по цвету весеннее небо?
- Какое небо по характеру облачности?
- Какие осадки выпадают весной?
(Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака, в марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)
- Бывают ли весной грозы? Когда? (В конце апреля, в мае).
- Что происходит со снегом весной?
Карточка 3. Снег и лед
- Что произошло со снегом, льдом на реках весной?
- Почему?
- Где осталось больше снега?
- Почему?
(Поскольку становится теплее, снег тает. Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает. )
-Теперь вспомним про почву. Что происходит с ней весной?
Карточка 4. Почва
-Что происходит весной с почвой?
(Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега, постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной).
- Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой? (Солнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед).
Слайд 4.
- Что такое ледоход?
(В конце апреля на реках начинается ледоход: лёд раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают. Следует помнить о том, что очень опасно ходить по подтаявшему льду, т.к. он может подломиться. ) А у нас бывает ледоход на реках?(Нет)
Слайд 5.
- Что такое проталины?
(В марте появляются первые проталины. Появление участков почвы из – под снега. В апреле их становится все больше и больше. В мае весь снег растаивает.)
Слайд 6.
- Что такое половодье?
(В мае, когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который называется половодьем. Вода затопляет луга, леса и поля, расположенные вдоль реки.)
4. Физкультминутка. Слайд 7.
Весна пришла! Встаём, друзья!
Нас ждёт-торопит улица.
Шагаем дружно: ты и я
И не будем хмуриться.
Вот птицы с юга к нам летят.
Букашки пробудились.
Деревья листьями шумят.
Все звери оживились.
Танцует лес, танцует луг
И мы с тобою кружимся.
Как хорошо весной вокруг!
С природой мы подружимся.
5. Изменения в живой природе.
- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.
-Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).
Слайд 8
-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).
- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: медуница, мать-и-мачеха).
- Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).
- Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного).
Краткий рассказ учителя о растениях-первоцветах(9 слайд):
- Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли это?: (Нет).
- Почему не следует рвать цветы?
Слайд 10.
- Что происходит с насекомыми?
(С приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий).
А какие насекомые не названы, но вы их знаете?
6. Изменения в жизни птиц.
- Весна вносит изменения и в жизнь животных. Как меняется жизнь птиц с приходом весны? (Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов).
- Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц? (Стало больше корма. Многие птицы питаются насекомыми, а с приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий). А теперь пришло время вам делать подарки весне.(учащиеся показывают рисунки с изображениями птиц и кратко рассказывают о них)
7. Изменения в жизни животных.
Слайд 20.
- Как встречают весну звери? (Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детеныши. Звери линяют.)
- Весной животных охраняют особенно тщательно, т. к. они заняты заботой о потомстве.
- Что вы можете сделать для охраны животных и птиц? (Не тревожить и не беспокоить птиц на гнездах, иначе они могут покинуть свои гнезда, и тогда птенцы погибнут. Развесить скворечники. Не разорять гнезда, не прикасаться к яйцам и птенцам в гнездах птиц и т. д.)
8. Закрепление изученного материала.Подведение итогов. Рефлексия
Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе? (Солнце выше, чем зимой. Дни стали длиннее. На улице потеплело. Небо весной голубое, высокое. Облака белые, легкие. Снег и лёд тает. На реках ледоход, половодье. Весной в разные месяцы идет то снег, то дождь. В мае гремит первая гроза. Почва оттаивает, на деревьях появляются почки, а затем клейкие листочки. Зацветают первоцветы. Появляются насекомые. Возвращаются перелётные птицы. Лесные звери выводят потомство.)
Оценивание работы учащихся.
Какое настроение у вас было в течение урока?
9. Домашнее задание стр.86-87 прочитать, составить рассказ «Я пришёл в гости к весне»
Тест по теме «Имя прилагательное»
1. Укажи номера слов, обозначающих имена прилагательные.
1. Школа 7.Дочка
2. Одеколон 8. Малиновый
3. Докторская 9. Шелковый
4. Луковый 10. Буквенный
5. Санаторий 11. Ночные
6. Меркнет 12. Секундомер
2. От какой части речи удобнее ставить вопрос к имени прилагательному?
А. От глагола
Б. От имени существительного
3. Выбери номера прилагательных, стоящих во множественном числе.
1. Яблочное 4. Чудесный
2. Кислые 5. Сладкие
3. Волшебные 6. Свежие
4. Слова, которые отвечают на вопросы КАКАЯ? КАКОЙ? КАКОЕ? КАКИЕ?, обозначают:
А. действия предмета
Б. предметы
В. Признаки предмета
5. В каком числе стоят слова: большие, майские, следующие, домашние, дремучие, зимние, бодрые, клюквенные?
А. В единственном.
Б. Во множественном
6. На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признаки предметов.
А. КТО? ЧТО?
Б. КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ?
В. ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?
7. С какой частью речи связано имя прилагательное?
А. С глаголом
Б. С именем существительным
8. Укажи номера слов, обозначающие имена прилагательные единственного числа.
1. Маленький 4. Больное
2. шелковые 5. Сыпучая
3. Нижние 6. Колючее
15