Доклад Основные направления в преподавании русского языка в группах с государственным языком обучения
Исина А.У
ясли-сад «Мирас»
а.Бесколь
Кызылжарский район
Северо-Казахстанская область
Основные направления в преподавании русского языка в группах с государственным языком обучения.
«Чем больше человек языков знает,
тем культурнее он становится.
Русский язык – это великий язык,
язык великих писателей»
Н. А. Назарбаев.
Учитывая значимость русского языка в жизни казахстанцев, ГОСО РК введено обязательное обучение русскому языку детей, которые воспитываются и обучаются в группах с казахским языком воспитания и обучения, начиная с 3-х летнего возраста.
Русский язык входит в образовательную область «Коммуникация». Её целью является воспитание полиязычной личности дошкольника, освоившего базовые ценности родного языка, готового к социокультурному взаимодействию на родном и русском языках, способного общаться с окружающим миром вербальным и невербальными средствами, а так же формирование коммуникативной компетенции воспитанников. Основанной на закреплении знаний о системе разноуровневых языковых средств, соблюдении определенных норм русского языка, умении пользоваться русской речью при параллельном двуязычии/полиязычии.
Основной формой обучения русскому языку является занятие, которое проводится в игровой форме. На занятиях русского языка предусматривается проведение игр, как сюжетно-ролевые, игры-драматизации, хороводные, пальчиковые, театрализованные, а также интересные речевые физкультминутки.
Следует учитывать, что для реализации больших положительных возможностей дошкольников в обучении русскому языку работу необходимо строить на основе четко продуманной методической системы, учитывающей возрастные особенности детей 3-6 лет. В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать русскую речь на слух и говорить по-русски в переделах доступной им тематики, грамматических форм, синтаксических конструкций и несложных образцов связной речи.
Планируя работу по обучению детей русскому языку, педагог должен обязательно учитывать специфику русско - казахского двуязычия, уровень понимания детьми русского языка. Каждое занятие предусматривает комплексное решение речевых задач, где, независимо от темы и конкретных задач, формируются навыки связной речи, одновременно ведется работа над фонетическими, лексическими, грамматическими аспектами языка.
В структуру занятия могут быть включены следующие элементы:
- лексика - закрепление словарных слов, изученных на предыдущем занятии, введение новой лексики;
- фонетика - артикуляция звуков русского языка, произношение звуков, игры и упражнения на закрепление звуков; художественное слово.
- связная речь - рассматривание сюжетных картин, беседа и составление рассказов по образцу, мнемосхемам; составление описательных рассказов; рассказы о событиях личной жизни, пересказ сказок;
- грамматика - игры и упражнения на усвоение грамматических форм (род, число, падеж) русского языка;
-игры и упражнения на закрепление темы; заучивание стихотворений, потешек; рассказывание сказок и т. д.
Все основные методы обучения подкрепляются на занятиях соответствующими наглядными примерами - показом предметов, картинок, мнемосхем, игрушек, сюрпризных моментов. Чтобы русское слово вошло в память ребенка без перевода на родной язык, необходимо подключать не только зрение и слух в название предметов, но и осязание потрогать предмет, что помогает сознательному и прочному усвоению русского языка детьми.
В ходе индивидуальных занятий с двуязычными детьми я в группе провожу дидактические игры, в которых также используется лексика, например, по теме «Одежда». Это могут быть игры типа «Запомни», «Подбери пару», «Лото» или «Что лишнее».
На каждом занятии использую 2 - 3-х минутное упражнение, направленное на развитие фонематического слуха детей, выработку произносительных умений и навыков. Такое упражнение может проводиться в форме игр «Эхо», «Телефон», «Цепочка» и др., рекомендуемых программой. Эффективный метод обогащения словарного запаса детей: игры - драматизации по сюжетам стихотворений, устного народного творчества, которые способствуют закреплению новой лексики, формирование умения строить диалог и связные тексты. Дети легко усваивают лексику и грамматику, драматизируя эти сказки на русском языке.
Словарный запас включает лексику по темам, хорошо известным детям в их повседневной жизни. В основном дети узнают названия предметов материального мира, название типичных действий и признаков предметов, которые им уже знакомы на родном языке. Лексика вводится постепенно небольшими тематическими темами и отрабатывается в различных играх. Обучение грамматике представляет определенные трудности. Овладение грамматическими навыками строится на базе речевых образцов с использованием принципа аналогии с родным языком. Ребенок должен осознать, что любой язык строится по своим законам, которые необходимо соблюдать, чтобы высказывание было понятно. Для этого можно использовать специально разработанные грамматические игры, сказки и стихотворения. Важным является соблюдение последовательности речевых навыков и умений. Ребенок воспринимает новое языковое явление, воспроизводит под руководством педагога, включает это языковое явление в свою речь в процессе игр, заданий, речевых упражнений. Результативность и успешность освоения русского языка на занятиях зависит от многих факторов, которые надо учитывать при подготовке и проведении занятий.