Доклад из обобщения опыта на тему Личностно -ориентированная педагогика — путь воспитания профессионала
КГА ПОУ «Региональный технический колледж»
Тема: «Личностно-ориентированная подготовка – путь воспитания профессионала»
Из опыта работы по воспитанию личности учащегося
Татьяна Викторовна Мячина – мастер производственного обучения высшей квалификационной категории г. Владивосток
2015
Содержание:
1. Особенности психологических процессов в подростковом возрасте
2. Социально-профессиональная ориентация учащихся
3. Воспитание личности - путь к профессионализму
4. Анкета №1
5. Анкета №2
6. Итоги анкетирования 1 курса по факторам влияния на выбор профессии
7. Литература
Особенности психологических процессов
в подростковом возрасте.
Простите и дано будет вам;
ищите и найдёте; стучите
и отворят вам; Ибо всякий
просящий получает,
так и ищущий находит,
и стучащему отворят.
Личность - это целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных норм сознания и поведения. Опыт работы в колледже показал, что к моменту поступления в училище подросток не всегда сам выбирал профессию и не вполне понимает дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены. Здесь следует учитывать, что для личностного развития необходимо соблюдать возрастные особенности восприятия взрослых. Если в детском возрасте родители, воспитатель в детском саду, учитель в школе воспринимались как неприкасаемый авторитет, то юноши уже складывается критическое отношение ко всему сказанному взрослым. Не умея правильно оценивать себя и свои поступки подросток ко всем остальном относится достаточно критически.
В период взросления, когда формируются межличностные отношения подростку необходимы доверительные отношения со взрослыми.
Формирование личности является важнейшей психологической характеристикой подросткового возраста, это возраст начала интенсивного формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений, которым подростки руководствуются в своём поведении. Для подростка основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения.
Одним из самых важных моментов развития личности подростка является формирование у него самосознания, потребности осознавать себя как личность.
Возникает потребность к самооценке, к сопоставлению себя с другими людьми, подросток оценивает свои возможности, пытается найти свое место в коллективе, осознать, какие особенности его поведения и личности помогают или мешают ему быть на высоте.
Решающее значение для развития самосознания подростка имеет его жизнь в коллективе, где существуют правильные оценочные отношения. В этом периоде у подростка формируется своеобразное чувство взрослости. Подросток начинает осознавать, что его знания и умения расширяются. В отдельных вопросах он превосходит своих родителей и учителей.
Участие его в жизни взрослых становится значительнее. Чувство взрослости диктует подростку стремление к самостоятельности и
независимости, подросток болезненно реагирует на попытки взрослых умалить их права, игнорировать взрослость.
В связи с формированием чувства взрослости у подростков появляется повышенная критичность по отношению ко взрослым. Для подростка пример поведения взрослых приобретает особенно важное значение.
В подростковом возрасте очень ярко проявляется стремление к общению
с товарищами, стремление к жизни в коллективе сверстников. Возрастает заметное развитие чувства личной дружбы. Мотивы дружбы становятся более глубокими, на почве общих интересов, вкусов и взглядов.
В основе дружбы и товарищества подростков лежит очень ценное качество - взаимопомощь.
В подростковом возрасте особенно ярко выражена потребность принимать участие в жизни коллектива, коллективные взаимоотношения прямо сказываются на формировании личности. В коллективе развивается чувство долга, ответственности за общее дело, стремление к взаимопомощи, солидарности, умение подчинить личные интересы, интересам коллектива. Для подростка мнение коллектива, оценка его поступков и поведение, коллектива сверстников важнее мнения взрослых. Предъявление требований к подростку в коллективе и через коллектив один из путей формирования его личности.
Социально профессиональная ориентация учащихся.
В любом проекте важнейшим фактором является успех, без веры успех невозможен.
Джеймс Уильямс
Знакомство с группой, личными делами, анкетирование приводит к выводу, что с каждым годом к нам приходят ребята все с более слабыми знаниями, откровенно девиантным поведением, с отклонениями в психическом развитии, нежеланием учиться. В связи с этим необходимо хорошо знать каждого подростка, его индивидуально- психологические особенности, условия их формирования, учитывать их при выборе методов и приемов учебно-воспитательного воздействия, проявлять педагогический такт и уметь предвидеть последствия того или иного подходам ученику
Для колледжей традиционна большая концентрация учащихся со склонностью к девиантному поведению. Причин здесь много: это и равнодушие родителей к судьбе своих детей, и отсутствие родителей или одного из них. Здесь просматривается и упущение школы в обучении и воспитании этих детей.
Анализ личных дел группы монтажников показал, что в этом году из первокурсников - только 7 человек воспитываются в полной семье (если не учитывать, что 3 живут с отчимами); 2 человека живут с одним отцом, 3- опекаемых и 3 воспитываются одной матерью. Очень многие родители не имеют работы или работают на низкооплачиваемой работе. Зачастую в беседе выявляется, что многие ученики не завтракают дома и идут в колледж пешком, т.к. в семье нет денег даже на проезд.
И если ребенок в такой обстановке еще не сломался, и с ним еще можно найти взаимопонимание, хуже когда подростком овладевают равнодушие, апатия ко всему происходящему и они ни чем не интересуются, к ним трудно "достучаться". Эти дети склонны к пропускам, уходам с уроков после обеда, многократные беседы ни к чему не приводят.
Например: Богомолов Саша 16 лет очень маленького роста, в семь лет умерла мама, воспитывался отцом до 3 класса, дальше отец был осужден за убийство и мальчик вообще не ходил в школу, закончил в этом году вечернюю школу 9 классов, сейчас числится у нас, сестра - опекун.
Саша замкнутый, скромный ребенок, склонный к уходам из дома, пропускам занятий. Не реагирует ни на доброе, ни на плохое – полное равнодушие. Плохо представляет, что его ждет в будущем. Пока все мои действия остаются без ответа.
Психологи отмечают, что трудные, подростки составляющие основную массу учащихся колледжей, является результатом неправильного воспитания, влиянием окружающем среды, невниманием к ним и их проблемам.
Учитывая, что профессия «Монтажник санитарно-технических систем и оборудования» не является в глазах учеников престижной – в этой группе оказываются, в основном очень слабые ученики.
Индивидуальная работа с учащимися предполагает, реализацию комплекса педагогических действий, направленных на решение педагогических задач с учетом индивидуальных качеств учащихся.
В своей работе я применяю беседы с учениками, выявляю их интересы, после этого выстраиваю работу в форме убеждения, внушения.
Воспитание личности – путь к профессионализму.
Чтобы изменить людей, их надо любить.
Влияние на них пропорционально любви к ним.
И. Песталоцци
В условиях крушения прежней системы ценностей большинство молодых людей не в состоянии самостоятельно прогнозировать свое будущее, следствием чего является отсутствие у значительной части молодежи профессиональной ориентации. Молодые люди плохо представляют себе реальную ситуацию на рынке труда. Исходя из ложных представлений о "выгодности" того или иного рода трудовой деятельности, они выбирают профессии по которым практически невозможно трудоустроится.
Решить эту проблему можно путем расширения профориентационной работы на раннем этапе выбора профессии, т.е. в школе. Социальная и профессиональная ориентация подростка зависит от многих факторов. Молодежь более ориентирована на себя, а личные интересы ставит выше общественных.
Ценности значимые для старшего поколения, в новых условиях потеряли свое приоритетное значение для молодых.
Социологические опросы показали, что молодежь при выборе профессии больше ориентируется на заработок, чем на интересную работу.
Такая позиция, обусловлена культом денег, всеобщей коммерциализацией, господством потребительской психологии, что приводит к смещению в общественном сознании духовных ценностей в сторону материальных.
Во время анкетирования первокурсников выясняется, что почти 50% выбрали профессию по совету родителей, родственников, друзей.
Получая в колледже не осознающий до конца свой выбор профессии, не совсем понимая разницу, между школой и профессиональным заведением учеников в воспитании приходится ориентироваться на общечеловеческие ценности и нормы поведения. В процессе изучения характера каждого ученика, его семьи, социальной среды, окружения приходится применять личностный подход к его воспитанию и обучению.
Профессиональное становление личности можно направлять с помощью педагогической диагностики. В связи с этим развитие личности учащихся изучается мною с разных позиций, в которых он выступает и как субъект учебного процесса, и как будущий специалист.
У учащихся определяется уровень технического мышления, сформированных профессиональных качеств. Смысл педагогической диагностики заключается в том, чтобы в короткие сроки спрогнозировать возможности учащегося его способности и в дальнейшем обучать и воспитывать с учетом его возможностей.
В процессе обучения профессии на уроках производственного обучения применяю индивидуальный подход к каждому. Во время выполнения практических упражнений помогаю каждому индивидуально освоить приемы, являющиеся основой профессионального мастерства. Особое внимание уделяю формированию навыков самоконтроля.
Важным фактором считаю стимулирование "подстегивание" учащихся к улучшению учебного результата, говоря при этом : "Я не могу тебе поставить "3", т.к. знаю, что ты способен на лучший результат". Со временем у учащихся появляется вера в себя, в свои способности. Любая положительная оценка вызывает стремление что-то изменить в себе, посмотреть на себя со стороны. А это очень мощный стимул для воздействия на мотивационную сферу. Оценивание себя - хороший момент для получения обратной связи.
Мне приходится расти профессионально, повышать свою компетентность, обращаясь к опыту других мастеров п/о. Еще, из любимых мною приемов: сделал сам - помоги другому. Ничто не развращает личность, как безделье. Т.О. зная особенности личности каждого учащегося, сильных учеников обеспечиваю более сложной работой, такой где надо подумать подойти творчески. Большое внимание уделяю поисковым методам обучения, используя такой метод, как поиск ошибки и способы ее устранения.
Воспитательный процесс в колледже является частью всего педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, а не одностороннее действие на личность, т.к. это ведет к манипулированию личностью.
Процесс воспитания реализуется через организацию деятельности детей: взаимодействие, сотрудничество, педагогические ситуации, социальные ситуации.
Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. Результаты воспитания несут неодинаковый характер и могут обнаружить не сразу, а спустя какое - то время после окончания колледжа.
При всей близости процессов обучения и воспитания следует отделить принцип единства всех компонентов воспитательного процесса, принцип самостоятельной деятельности, принцип гуманизма, уважения к личности, принцип воспитания в коллективе, принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей, принцип единства действия семьи и училища, принцип воспитания в труде. Главный закон развития личности опирается на самостоятельность и активность деятельности, в которых педагог должен стимулировать активность и творческую свободу, сохраняя руководящие позиции.
Постоянно применяя все принципы воспитания в процессе обучения наших учащихся, мастер применяет трудовой принцип воспитания, передавая им производственный опыт, знания и умения.
Обучая учащихся профессии, передавая ему свои знания, мастер п/о воспитывает так же личность ученика - будущего рабочего. Владение навыками воспитательной работы позволяет мастеру реализовывать принципы гуманизации и направлять гражданское и нравственное становление будущих рабочих.
Принимая 1 сентября новую группу учащихся мастер п/о прежде всего должен применять принцип личного обаяния - это значит заинтересовать учеников своей личностью. Ученики в первую минуту знакомства оценивают тебя, необходимо расположить их к себе - это зависит от того, что и как ты сказал, что сделал, мастер должен бережно обращать со своим словом. Избитая фраза: " Слово не воробей - ..." как нигде актуальна в общении " мастер – ученик". Учитывая подростковую ранимость, легкую возбуждаемость, неумение сдерживаться и правильно оценивать свои поступки, мастер должен проявлять максимум такта, выдержки, настойчивости. Главным в отношениях с учащимися считаю умение держать слово. Как бы ни трудно было подчас его сдержать (иногда сказанное, сгоряча), необходимо проявлять настойчивость и настоять на своем. В дальнейшем учащиеся уже знает, что мастер зря не скажет, и сопротивления, и капризов будет меньше, а значит с этим учеником можно сотрудничать – взаимопонимание достигнуто.
Воспитание личности не заканчивается уроками производственного обучения - это процесс непрерывный, постоянный. Если на уроках производственного обучения мастер воспитывает и - учит будущих специалистов своим личным мастерством, владением профессий, то в постоянном общении вне уроков воспитываются и прививаются общечеловеческие качества, такие как: нравственные ценности. Умение вести себя, общаться между собой и со старшими, уметь оценивать себя - эти личностные качества всегда пригодятся в дальнейшей трудовой деятельности наших учеников. Формирование чувства долга, ответственности, патриотизма, нравственного просвещения проводятся вовлечением учащихся в деятельность: трудовую, общественную, художественную, спортивную. Нравственное воспитание приводится в форме бесед, лекций, вечеров отдыха, конференций и классных часов, по большему счету - постоянно: ежечасно и ежеминутно.
Не проходя мимо проступков, не делая вид, что не слышишь нецензурщины -мастер тем самым воспитывает у учащихся нравственные и поведенческие принципы и нормы. Через индивидуальные беседы приходится выяснять намерения и дальнейшие планы учащихся, а потом уже выстраивать отношения мастер - ученик. Например, Дерехин Артём пришел в колледж троечником, но в первой же беседе он подкупил меня тем, что сказал, что в будущем он поступит в школу милиции. И в течение всего обучения Игорь старался хорошо учиться, и хотя не все у него получалось, педколлективом ему была оказана поддержка. Колледж кончил без троек. Сейчас учится в университете.
Турченко Илья был отчислен в октябре из 10 класса СШ № 32 с отрицательной характеристикой, пришел к нам в колледж, т.к. здесь учились его приятели. Попав в атмосферу доброжелательности, понимания, неравнодушия, парень раскрылся с положительной стороны. За время учёбы не имел ни одного взыскания, окончило колледж на "4". И таких примеров можно привести множество.
И когда на 1-м классном часе я говорю, что забудьте о своих тройках, неприятностях, о плохих отношениях с учителями в школе, что здесь у вас всё получится, главное захотеть. И получив первые "4" и "5" они бегут к мастеру, чтобы похвалиться своими успехами. И хотя не всем суждено учиться в ВУЗах, главная наша задача – воспитать любовь к труду, а каким он будет – умственным или физическим – это не главное.
Лучшие человеческие качества всегда найдут отзыв в душах подростков.
В заключение хочу сказать: главным принципом воспитания считаю неравнодушие – хороший поступок совершил ученик – отметь; плохой – поговори и выслушай, дай оценку. В конечном итоге, хотя и говорят, что "хороший человек - это не профессия", воспитание личности должно стоять в одном ряду с обучением.
Анкета №1
Ознакомительно - информационная
(проводится в первую неделю учебы).Фамилия, имя, отчество.
№ школы, год окончания.
Фамилия, имя, отчество родителей, место работы.
Домашний адрес, телефоны.
Семейное положение (Многодетная семья, одна мать, сирота, опекаемый и т.д.)
По чьему совету пришёл в колледж?
Почему не пошёл в 10 класс?
Любимый предмет в школе.
Что мешало учиться в школе?
Ты пришёл в колледж получить профессию или среднее образование?
Какое поручение выполнял в школе?
Какое хотел бы выполнять в колледже?
Назови свое "хобби".
Твое отношение к урокам физкультуры.
Имеешь ли ты хронические заболевания, мешающие тебе заниматься спортом?
В какой помощи ты нуждаешься?
Посещаешь ли ты кружки, секции вне колледжа?
Подрабатываешь ли после занятий?
Что бы ты хотел изменить в колледже?
Решил ли ты уже, что будешь делать после окончания колледжа?
Анкета №2
Ознакомительно - информационная
(проводится анонимно через 1-2 месяца учебы).
Что тебе нравится в колледже?
Что не нравится в колледже?
Какие преподаватели запомнились?
Как ты думаешь, какие отношения у тебя установились в коллективе?
Как ты относишься к своему мастеру п/о?
Как ты думаешь, как мастер относится к тебе?
Не разочаровался ли ты в выборе колледжа, профессии?
Какой преподаватель объясняет непонятно для тебя свой предмет?
Доходчиво ли мастер объясняет задание на уроках слесарного дела?
Какое общественное поручение хотел бы выполнять?
Готовишься ли ты к занятиям дома?
Есть ли у тебя своя комната, свой стол в квартире?
Кто из ребят в группе мешает вести уроки?
Кого бы ты хотел видеть старостой группы?
Нравится ли тебе, обеды в нашей столовой?
Что бы ты хотел изменить в колледже?
Итоги анкетирования 1 курса
по факторам влияния на выбор профессии.
№ n/n Факторы влияния %
1. Совет родителей, родственников. 45%
2. Совет друзей. 15%
3. Реклама, СМИ. 5%
4. День открытых дверей. 2%
5. Просто нравится профессия. 19%
6. По совету учителей в школе. 3%
7. Семейная династия. 6%
8. Другое. 5%
Литература:
Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2009.
Бодылёва А.А., Кичевский И.В. Восхождение к индивидуальности. – М.: Гуманитарное изд-во центр ВЛАДОС, 2008.
Журнал «Профтехобразование» - М с №1 по №5, 2010.
М.И. Рожков. Воспитание трудного подростка. – М.: Гуманитарное изд-во центр ВЛАДОС, 2010.