Статья Проблемное обучение в практическом разрезе
Проблемное обучение в практическом разрезе.
Суть проблемного обучения заключается в моделировании проблемной ситуации с дальнейшим её разрешением и закреплением методики выхода из неё у учащихся. На данный момент широко описан сам механизм работы проблемного обучения, но, к сожалению, практическое его применение в рамках конкретного предмета не имеет столь объёмной базы. В данной статье я раскрою методологию практического применения проблемного обучения из своей практики. Технология, специфичный предмет, который даёт ученику практические навыки, которые, в свою очередь, направлены на формирование определённой общественно-социальной модели в сознании учащихся.
Давайте рассмотрим практическую сторону применения проблемного обучения учащихся в рамках урока технологии.
В социальном разрезе, в таком предмете как технология, есть множество проблем, с которыми сталкиваются учащиеся. На данный момент, участие современного ребёнка в социальной жизни имеет обратную корреляцию с скоростью развития прогресса. Интересы современных детей перетекли в цифровую плоскость. Их интересуют сервисы, которые предоставляет интернет, общение сводится к обмену сообщениями в социальных сетях и всевозможных мессенджерах, что негативно сказывается на их осознании собственной индивидуальности, а также, осознании принадлежности себя к социуму.
Перейдя к первому этапу проблемного обучения нам необходимо определиться с тем, какую именно проблему мы будем ставить перед учеником. На мой взгляд, это самый сложный этап, т.к. именно на нём и зарождается та самая нить доверия между учеником и преподавателем. Если подойти к формированию проблемы без осознания психологического состояния и социального сегментирования учащихся можно столкнуться с полным непониманием, которое повлечёт мгновенное отторжение и отстранение учащихся от участия в процессе осознания проблемы. На мой взгляд самой распространённой ошибкой педагогов является отсутствие сегментирования учащихся внутри их социальной группы, а именно, их класса. Эта ошибка влечёт за собой расслоение учебного коллектива на группы и как следствие выпадение части этих груб из общего процесса. С моей точки зрения учащихся необходимо сегментировать на группы и перед каждой группой ставить свою проблему, после удачного её решения менять поставленные проблемы между группами. Дело в том, что класс, как и любой коллектив, не является одним единым объектом, он разделён на группы учащихся, которые они формируют сами. Задача педагога состоит не в том, чтобы пытаться слить эти группы в одно целое, а в том, чтобы использовать данное социальное разделение во благо учащихся. Самый простой способ решить эту задачу заключается в конкуренции данных групп между собой. Если учащиеся видят, что у другой группы из их учебного коллектива решение поставленной перед ними задачи занимает меньше времени, у них возникает чувство конкуренции, которое, в свою очередь, ведёт к улучшению работоспособности и повышению заинтересованности в скорейшем достижении результата, а именно, разрешении поставленной перед ними проблемы. А если учесть, что между группами происходит обмен поставленными проблемами, то мы получим разнообразие выходов из одной и той же проблемной ситуации. Так как учащиеся имеют свойства сравнивать собственные успехи с успехами конкурирующей группы, что в свою очередь даёт осознание многогранности решения одной и той же проблемы и глубоко проникает в их сознание. Соответственно, при столкновении с подобной проблемой в реальной жизни, учащийся, со значительно большей вероятностью сможет выйти из неё в кратчайшие сроки.
Достаточно подробно подобный подход рассматривается в книге Джесси Рассела «Проблемное обучение». Автор выделяет данный подход к проблемному обучению, а именно, разделению учащихся на группы, как один из наиболее эффективно зарекомендовавших себя в практической части среди современных подростков. Эффективность данного метода связана с созданием для учащегося наиболее комфортных условий в поисках решения поставленной задачи в рамках социальной группы, с которой он себя отождествляет и частью которой себя считает. А значит, учащийся не будет заведомо противопоставлять своё мнение мнению группы, в рамки которой он был определён, а наоборот, скорее будет всячески содействовать поиску наиболее эффективного решения и пытаться тем самым заработать авторитет перед своими одноклассниками. Основной проблематикой необдуманного формирования групп внутри класса является такой подбор учащихся, по средством которого ученик вынужден двигаться к решению поставленной проблемы с учащимися, мнения которых он не воспринимает, либо остальные члены группы не воспринимают его мнения. В результате, мы получаем либо противопоставление сея коллективу, либо, полную отрешённость от процесса в связи с занижением важности собственного мнения.
Далее, нам необходимо определиться с самой проблемой, которую мы будем ставить перед учащимися. Этот шаг не менее значим чем предыдущий. Давайте обратимся к опыту любого педагога. Все мы прекрасно понимаем, что познание любой сферы знаний начинается с малых задач, которые с течением времени усложняются в своей логике и структуре, равно как и в объёме. В проблемной педагогике все происходит ровно таким же образом. Для начала, нам необходимо поставить перед учащимися достаточно простую проблему, с которой они в состоянии справится сами. Решение этой проблемы начнёт зарождать интерес. После решения поставленной перед ними, не сложной задачи, учащиеся с большим энтузиазмом отнесутся к следующей. Главное, правильно рассчитать нагрузку. Нельзя делать резкие переходы в сложности последующей задачи, иначе, мы рискуем потерять интерес учеников. По мнению многих психологов, современная молодёжь, в виду ранее озвученной специфики личностного и социального развития, всё менее заинтересована в традиционных практиках обучения. С современными школьниками нужно использовать более наглядный и интерактивный подход. Проблемы, которые мы будем ставить перед учениками, должны быть направленны не только на интересы педагога, я говорю о тех проблемах, с которыми ученики могут столкнуться вне школы, и заведомое понимание как из них выйти, может помочь в личностном становлении и преодолении сложных жизненных ситуаций, но и те проблемы, которые важны для самих учеников. Даже в том случае, если практическое применение навыков решения этих проблем им абсолютно ненужно. Само чередование данных проблематик направлено на повышение интереса учеников к самому процессу решения. Умение грамотно лавировать тематикой проблем, на текущий момент, один из самых важных инструментов в современной методологии проблемного обучения.
Далее, нам необходимо разобрать процесс закрепления полученных знаний и навыков у учащихся. В этом процессе одним из самых главных инструментов педагога выступает открытое общее обсуждение. Почему я говорю об общем обсуждении? Всё предельно просто, в большой современной литературе по психологии преподавания именно методика общего обсуждения выделяется как наиболее эффективный инструмент для закрепления полученной информации. Это связано с тем, что учащийся может высказать своё мнение в любой момент обсуждения, без принуждения, по своей инициативе. Если вспомнить что ранее мы говорили о конкуренции между группами учащихся, справедливо будет предположить, что отдельно взятый ученик так же захочет конкурировать с уже высказавшими своё мнение одноклассниками, а для того чтобы это сделать, ему необходимо будет высказать своё независимое мнение, для формирования которого ему необходимо будет слушать мнение своих одноклассников и осознавать общую линию разговора. Что и ведёт у улучшенному осознанию, а значит и усвоению полученного опыта.
Естественно, проблемному обучению учеников необходимо уделять не несколько занятий учебном году, а планомерно проводить его на протяжении всего учебного года. Нагрузка подобными занятиями должна быть умеренной, но регулярной. На текущий момент наиболее сбалансированным подходом является посвящение проблемному обучению 20-25 минут раз в две недели. Подобный график не даёт возможности надоесть ученикам, но, при этом позволяет осветить достаточное количество проблем. Главное, использовать в совокупности всю методику описанную выше, не нарушая её целостность, что позволит получить максимальный результат и достичь главной цели проблемного обучения, а именно, подготовить ученика и дать ему инструмент решения многих сложных жизненных ситуаций.