Статья Использование ИКТ на уроках истории и права в разрезе нового образовательного стандарта.
Использование ИКТ на уроках истории и права в разрезе нового образовательного стандарта.
С точки зрения использования ИКТ на уроке истории можно выделить типологию уроков:
Уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока. В работе используются как уже готовые презентации по темам, измененные под своё изложение материалы, так и созданные самостоятельно.
Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Используются не так часто, как правило, это возможно в кабинете информатики, в котором существует локальная сеть, а он не всегда бывает свободен.
Уроки конструирования. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью создания буклета, брошюры, презентации, листовки и т.д. На уроках тоже, как правило, это бывает очень редко, чаще всего это выступает как форма подготовки домашнего задания.
Информационный поиск в сети Интернет. Информационный поиск позволяет выбрать из множества документов только те, которые отвечают данной проблеме. Кроме того, у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы. И как естественное следствие всех этих составляющих, имеет место повышение качества знания учащихся.
Все электронные дидактические средства обучения можно разделить на три группы:
электронные учебники, электронные энциклопедии, медиатеки цифровых образовательных ресурсов;
электронные интерактивные тренажеры, тесты;
ресурсы Интернета.
Эти группы средств могут выступать в качестве источника знаний, а также в качестве средства по формированию умений и навыков учащихся.
Предусмотрена ли новым образовательным стандартом проектная деятельность учащихся?
Проектная деятельность предусматривает как коллективную, так и индивидуальную работу по самостоятельно выбранной теме. Она предполагает решение жизненно-практических (часто межпредметных) задач, в ходе которого ученики используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблем. Учитель является консультантом.Ученик постепенно учится давать свои ответы на неоднозначные оценочные вопросы. Таким образом, он постепенно начинает выращивать основы личного мировоззрения.
Важнейшими средствами формирования активной позиции учащихся в процессе обучения являются действия самоконтроля и самооценки, под которыми понимается умение учащихся самостоятельно проконтролировать и оценить не только результаты собственной деятельности, но и её ход, эффективность. Без этих двух ведущих учебных действий учащийся не сможет определить дефицит своих способностей (границу знания и незнания), а без этого он не сможет поставить перед собой учебную задачу, а, значит, и решить её. Поэтому одной из важнейших задач системы развивающего обучения является формирование в ученике средств контроля и оценки. Это возможно только при условии организации систематической рефлексивной деятельности учащихся.
Какие виды заданий для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможно использовать на уроках истории и права?
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
«преднамеренные ошибки»;
поиск информации в предложенных источниках;
взаимоконтроль.
Какие методы и виды заданий для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий возможно использовать на уроках истории и права?
Давать учащимся время на обдумывание их ответов. Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей. Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации). Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет. Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении. Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников. Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении. В частности, для развития коммуникативных УУД очень важны групповые формы работы.
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
составь задание партнеру;
отзыв на работу товарища;
групповая работа по составлению кроссворда;
«отгадай, о ком говорим»;
диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
Ривин-методика;
проектная деятельность.
Какие формы и методы активного обучения в соответствии с новым стандартом образования можно использовать на уроках истории и права?
На уроках истории и права учителем могут быть использованы следующие формы и методы активного обучения в зависимости от этапа урока:
Вызов [мозговой штурм; игра-упражнение «Веер»; прием «Поясните цитату»; прием «Как вы объясните народную мудрость?»; прием «Вы согласны с этим высказыванием?»; прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф?»; постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных; прием «Верите ли вы, что…»; прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал»); прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)].Осмысление [прием инсерт (пометки на полях); прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация); чтение со стопами; прием «Сводная таблица»; прием «Тонкие и толстые вопросы»; прием «Зиг-заг»; прием «Мое мнение»; прием «Мозговой штурм»; прием «Фишбоун»; прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда?); стратегия решения проблем «Идеал»].Рефлексия [рефлексивный экран вопросов; сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме; можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение»); что нового вы узнали на уроке; поговорки – зеркало настроения; «Телеграмма» - учащимся предлагается написать фиктивную телеграмму из 11 слов кому-нибудь из знакомых; «Давайте пошушукаемся» - ключевая фраза: «Прошепчите соседу о том, как вы себя чувствуете»; «Птичий двор – зеркала настроения»; «Пейзаж – зеркала души»; «Барометр настроения»; «Точка зрения»; «Неоконченное предложение»].