Статья «Развитие функциональной грамотности у школьников на уроках истории Казахстана»
Развитие функциональной грамотности у школьников на уроках истории Казахстана
Обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением модернизации системы образования ряда государств Европы и Азии, в частности Республики Казахстан.
В условиях модернизации роль истории, имеющей множество «пограничных» с другими дисциплинами областей исследования возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний» [1, с.27].
Процесс развития функциональной грамотности осуществляется на основе формирования навыков мышления средствами учебных дисциплин, исходя из предметных знаний, умений и навыков. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации – проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т. е. в функциональную грамотность.
Профессия учитель всегда была и будет одной из самых сложных в своем роде. Я считаю, что живу и работаю во «времена трудных подростков». Нередко у ребенка с неокрепшей психикой из-за влияния Интернет и телевидения понятие «трудный подросток» ассоциируется с индивидуальностью, авторитетом у сверстников и воздыханием толпы. Стремясь к индивидуализации, подростки теряют себя, становятся толпой, продолжая кричать, что они не такие, как все. Поэтому сейчас одной из задач современного учителя, помимо качественного преподавания своего предмета, хорошей подготовки к ВОУДу и ЕНТ, является нахождение подходов в обучении к каждому ученику. А как же найти этот подход к каждому ученику? На этот вопрос мне помогли ответить уровневые курсы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, разработанных центром педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» с Кембриджским университетом.
Я обучилась на курсах повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан на третьем базовом уровне. Благодаря данным курсам в моей практике много что поменялось. В первую очередь, пройдя практику в своей школе, я посмотрела на преподавание своего предмета с другой стороны. Я попыталась сформировать у учеников навыки обучения тому, как обучаться, и как следствием стало их независимость, самомотивированность, увлеченность предметом, уверенность и ответственность учеников с развитым критическим мышлением. Свои уроки я строила таким образом, чтобы в каждом занятии присутствовали идеи семи модулей: новые подходы в преподавании, обучение критическому мышлению, оценивание для обучения (формативное оценивание) и оценивание обучения (суммативное оценивание), использование ИКТ в преподавании и обучении, обучение талантливых и одаренных учеников, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников, управление и лидерство в обучении. 2286046990В серии своих уроков используя модуль «Новые подходы в преподавании и обучении», акцент мной делался на проведение их по технологии Lesson study, использование «Тонких и толстых вопросы», организуя работу в группах, иногда работа была в группах сменного состава, а также использовала работу в паре, и все это проходило с учетом конструктивистской теории обучения. Сравнивая свои уроки до того, как я оказалась на курсах, и после прохождения практики, хочется отметить следующие положительные моменты:
-72390524510проведение урока по подходу Lesson study является очень полезным, так как мои коллеги помогают мне при составлении поурочного плана, точнее при его редактировании, наблюдают за учениками, отмечая положительные и отрицательные моменты 3-х учащихся, которых каждый из них взял для своего наблюдения, после урока коллеги дают анализ не деятельности учителя, а делятся своими наблюдениями, выводят рекомендации на следующий урок [2, с.28]. Проводить урок в таком формате очень комфортно, и еще я вижу один плюс в том, что при таком подходе видна работа учителя – как лидера, то есть я являюсь неявным лидером, корректируя и направляя в нужное русло, а точнее в поток, как учебный процесс, так и каждого ученика.
3434715105410Организовав уроки в групповой форме, и наблюдая за учениками, хочется отметить, во-первых, произошло сплочение ребят, во-вторых, у детей развивается критическое мышление, и, в-третьих, создается чувство здоровой конкуренции, каждой группе хотелось быть лучше всех.
С помощью модуля «Обучение критическому мышлению» на последовательной серии своих уроков происходило формирование умения концентрации внимания учащихся через создание схемы, кластера, синквейна, проекта; развитие умения анализа текста учебника; развитие умения анализировать текст учебника, выделять основное через чтение с пометками; процесс анализ информации посредством ранжирования для создания синсквейна; синтезирование собственной аргументации через анализ различных источников; выведение темы и цели урока учащимися; развитие критического мышления в исследовательской беседе на этапе изучения нового материала; заполнение таблицы «ЗХУ», которая способствовала развитию критического мышления; формирование приемов критического мышления через составление опорного конспекта по подготовке к ЕНТ; стимулирование учащихся к доказательствам и аргументации; и то, что в сотрудничестве ребята строили гипотезу, делали выводы, сравнивали свои выводы с материал учебника при построении проекта. Используя все вышеперечисленное на своих уроках, я способствовала развитию критического мышления у учащихся, то есть стимулировала учеников к доказательствам на основе изученной новой информации самими детьми. Сравнивая с уроками, которые я вела до этого, хочется отметить, что я благодаря этим курсам стала понимать глубину понятия «критическое мышление» и теперь знаю на каком этапе применить те или иные стратегии критического мышления и как лучше их использовать.
-13335-2714625Использование технологии критического мышления на уроках истории позволило:
-889057785- сформировать умения и навыки работы с информацией:
- находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
- анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде кластера, схем, проектов.
С помощью теоретической базы модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения», на своих уроках я применяла:
на этапе домашнего задания:
критериальное формативное взаимооценивание
критериальное суммативное оценивание учителем
на этапе изучения нового материала:
-889055880формативное взаимооценивание с помощью стикеровкритериальное суммативное взаимооценивание с помощью выведенных критериев самими учащимися
критериальное суммативное самооценивание с помощью выведенных критериев самими учащимися
на этапе закрепления нового материала
формативное взаимооценивание с помощью стикеров работ учащихся
формативное самооценивание
Используя такие разнообразные виды оценивания, я увидела, что учащимся очень нравится формативное оценивание, так как этот вид оценивания показывает им этап, на котором они находятся, и ребята, исходя из этого, дают себе установки, как лучше достигнуть необходимого уровня. Как отмечают сами дети «Когда я слышу оценку учителя, и тем более если она плохая, то мне просто ничего не хочется делать, а когда учитель говорит, на каком я сейчас нахожусь этапе и что мне нужно сделать, то меня это как-то подбадривает, хочется работать».
В течение серии уроков по истории Казахстана я использовала ИКТ в 23436311947преподавании и обучении. Так как класс оборудован интерактивным оборудованием, поэтому в течение всех 4-х уроков это оборудование было задействовано. Также я разрешала использовать сотовые телефоны учащимися, а именно использовать интернет, для создания проектов, кластеров и опорных конспектов. Сравнивая уроки до и после курсов, хочется отметить, что модуль «Использование ИКТ в преподавании и обучении» мне открыл новые формы и методы использования ИКТ. Раньше я только на уроках использовала интерактивную доску для показа презентаций или работая с флипчартами. А сейчас кроме этого на уроках я использую и сотовые телефоны, что очень нравится детям. С помощью сотового телефона учащиеся очень быстро находили информацию, которая им была нужна.
Модуль «Обучение одаренных и талантливых детей» присутствовал на всех четырех уроках по истории Казахстана в 10 классе. Если сравнивать свои уроки до и после курсов, хочется сказать, а точнее признаться, что я не всегда могла найти и продумать работу для одаренных и талантливых учащихся. А в серии последовательных уроков я продумала работу талантливого или одаренного ученика:
на первом уроке - класс был разбит на группы с помощью цифр таким образом, что в каждой группе был учащийся талантливый или одаренный, который на себя брал роль лидера;
на втором уроке - сами учащиеся разбили класс на группы, по фруктам, и так получилось, что в группе были дети с разными способностями и возможностями, но в каждой группе был талантливый или одаренный, который на себя брал роль лидера. Лидер в группе распределял обязанности;
на третьем уроке - я распределила класс так, что в каждой группе оказался одаренный ученик или ученица, который взял на себя главную роль, распределил обязанности членов группы, более четко сформулировал анализ по своему вопросу;
12700119380на четвертом уроке - двух одаренных детей – Салтанат Ж. и Александра С. я отсадила за отдельную парту, дав им индивидуальное задание в паре – составление вопросов по таксономии Блума («Ромашка вопросов»). Кроме того, эти учащиеся захотели даже подвести итог данного задания, причем подведение итога было в виде притчи, которую прочел ученик Александр С.
Модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников» прошел красной нитью по всем урокам. Так как все 4-е урока проводились в одном классе – 10 «А». Возраст данных учеников составляет 16-17 лет. Соответственно уроки проводились с учетом возрастных особенностей.
На протяжении серии четырех уроков по истории Казахстана мною использовался модуль «Управление и лидерство в обучении», а именно:
1270028575использование лидерских качеств ученика для взаимообучения;
саморегуляция;
использование лидерских качеств для эффективной работы в группе;
формирование лидерских качеств через групповую работу, создавая кластер, схему, опорный конспект по подготовке к ЕНТ, проекты.
Сравнивая уроки мои до и после курсов, хочется отметить, что раньше при проведении уроков в традиционной форме лидеры класса постоянно затмевали других учеников, не давая им высказать точку зрения. А сейчас использовав теоретические знаний по управлению лидерством в обучении, я могу отметить, что работа я в группах, лидеры должны были распределить обязанности на всех членов группы, так чтобы каждый был занят, чтобы каждый помог выполнить задание, и стремился к этому. Это можно объяснить тем, что работая в группе учащимся нужно было за ограниченное количество времени ответить на свой вопрос творчески, и естественно, что один человек не сможет все выполнить, как бы ему не хотелось. Поэтому лидеру приходилось озадачивать всех участников своей группы, для достижения успеха. Кроме того, работая в группе, ученики слушали и слышали друг друга, делились свои точками зрениями, что очень важно. То есть каждый ученик вложил свою лепту, никто не остался в стороне.
Но хотелось бы отметить тот факт, что используя все семь модулей на уроках, я на каждом уроке делала акцент только на один из модулей, то есть этот модуль доминировал на уроке. На первом уроке доминировал модуль «Новые подходы в преподавании и обучении». На втором уроке доминировал модуль «Управление и лидерство в обучении». На третьем уроке доминировал модуль «Обучение критическому мышлению». А на четвертом уроке акцент делался мною на модуль «Обучение талантливых и одаренных учеников». Мне хотелось бы привести пример доминирования это модуля на уроке. Сначала мне хотелось самой выделить двух одаренным учеников, но я поняла, что таким образом я снова буду доминировать над учениками, поэтому я предложила классу самим выделил двух учеников, которые отличались более глубокими знаниями по истории Казахстана во время прошлых уроков. Каково было мое удивление, когда класс выделил сам именно тех одаренным учеников, которых я хотела огласить. Ощущения не передаваемые. Для данной категории учащихся было особое задание на этапе изучения нового материала: нужно было составить вопросы для команд по новой теме согласно таксономии Блума (то есть шесть разноуровневых вопросов от простого к сложному). И одаренные учащиеся - Александр С. и Салтанат Ж. справились с этим заданием, к тому же Александр еще и попросил подвести итог данной работы. Хочется отметить, что ощущение учителя в этот момент просто нельзя передать, дети сами работали, я координировала процесс, я ничего нового не объясняла, а итог был великолепный. К тому же по рефлексии данного урока учащимся самим понравилось проведение, они отметили в своих листах, что так им больше нравится работать, им нравится самим добывать знания, нравится, когда сами друг другу объясняют, и самое главное нравится то, что они могут говорить, то есть быть услышанными. Не смотря на то, что акцент я делала только на одном модуле, все остальные модули тоже присутствовали на этом уроке.
Мои перспективы на будущее:
использовать модуль «Новые подходы в преподавании и обучении», которые способствуют развитию функциональной грамотности у учащихся:
а) провести во втором полугодии семинар с учителями по подходу «Lesson study» совместив теоретические данные с практикой, т.е. показать один урок;
б) использовать вид задания, когда учащиеся сами составляют тесты дома, приходят в класс и на опросе домашнего задания происходит обмен приготовленными заданиями, осуществляя взаимопроверку с помощью формативного оценивания;
в) использовать на своих уроках выведение темы и цели урока учащимися, так как данный вид работы развивает критическое мышление у учащихся.
использовать модуль «Обучение критическому мышлению»:
а) более углубленно, применяя знания, полученные на курсах, опираясь на стратегии критического мышления, внедрять их на своих дальнейших уроках.
б) провести семинар с коллегами на тему «Стратегии критического мышления» для внедрения их в свою деятельность.
Использовать модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения»:
А) в дальнейшем я буду использовать оценивание на трех этапах урока: а) Проверка домашнего задания. Цель: как хорошо ты знаешь прошлую тему урока. б) Изучение нового материала. Цель: знать на каком этапе находится твоя работа, и стремиться к получению положительной оценке. в) Этап систематизации и закрепления. Цель: знать свою оценку за полученные знания на уроке.
Б) чтобы оценивание было более объективным, нужно на следующих уроках более четко определить критерии, по которым будет выставлена оценка на урок каждому учащемуся.
Использовать модуль «Использование ИКТ в преподавании и обучении»: создать во втором полугодии подкаст, где учащиеся будут демонстрировать свои работы.
Использовать модули «Обучение талантливых и одаренных учеников» и «Управление и лидерство в обучении»: благодаря таким урокам происходят процессы самореализации и саморегуляции.
Все уроки будут проводиться с учетом возрастных особенностей учеников.
Исходя из всего выше сказанного, хочется отметить, что преподаватель, который применяет семь модулей на своих уроках, развивая функциональную грамотность у учащихся - это «современный учитель», так как этот педагог хорошо знает свой предмет, методику преподавания, владеет информацией о психолого-физиологических особенностях детей, любит каждого ребенка, уважает его как личность, и постоянно самосовершенствуется.
Список использованной литературы:
Перминова Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности (из опыта С.-Петербургской школы)//Педагогика. - 1999. - №2. - С.26-29.
Чичибу Т. Руководство для учителей по реализации подхода Lesson study. – Астана: Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2013. – с.28