Доклад на МО Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка.


Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка.
1. Вступление
.  В своем Послании  народу Казахстана  «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»  Президент РК Нурсултан Назарбаев указывает: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией.  В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Необходимо  уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».
Уроки русского языка и литературы, являясь одними из ведущих предметов гуманитарного цикла,  призваны развивать функциональную грамотность, способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста (понимания, сжатия, преобразования и т.д.) и в целях передачи такой информации в реальном общении. Отчего у нас так мало людей, пишущих совершенно правильно, отчего даже и в печати так часто появляются ошибки правописания?Можно ли научить всех, говорить и писать грамотно? Мечта это или реальность? Сделать это трудно, порой очень трудно. Но возможно. Необходимо изменить подходы к обучению, чтобы выпускник школы  обладал определенными качествами, в частности:
-владеть богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний;
-самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
-самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта,  культурного уровня;
- быть коммуникабельным.
Много веков назад Сократ произнес удивительно емкую фразу: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Действительно, речь –  зеркало человека.
2.Актуальность темы
Я выделила основные направления развития учащихся в рамках предмета «Русский язык»:
Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью понимается способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста (понимания, сжатия, преобразования и т.д.) и в целях передачи такой информации в реальном общении. Функциональная грамотность - это умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным, переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов (гибкость чтения);
Обучение полноценной и правильной читательской деятельности:
Расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических и функциональных разновидностей речи применительно к активному и пассивному словарю;
Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи;
Овладение орфографией и пунктуацией;
Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, ориентировки в тексте, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста;
Приобретение и систематизация языковых, прежде всего грамматических знаний о родном языке, с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых навыков и умений, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке;
Раскрытие для учащихся культурологического и воспитательного потенциала русского языка, его тесной связи с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа;
Формирование общелингвистической компетенции (представления о родном языке как одном из вариантов языка вообще) наряду с конкретно-языковой компетенцией, что необходимо для успешного овладения иностранными языками и другими школьными предметами;
Формирование чувства языка (языкового чутья, языковой интуиции, языкового сознания).
3. Приемы работы по формированию функциональной грамотности.
 Работа учителя-филолога направлена на то, чтобы речь наших детей была богатой, образной, выразительной, насыщенной. Этому во многом способствуют уроки развития речи.    Работа по овладению функциональной грамотностью на уроках русского языка начинается в среднем звене: изучаются тексты разных типов и стилей. При работе над текстами разных типов и стилей я использую план анализа текста, алгоритм разбора лингвистического текста, алгоритм разбора текста художественного стиля:
Анализ текста.
1.Уточнение темы и основной мысли текста.
2.Определение стиля текста.
3.Определение типа речи.
4.Отношение автора к изображаемому.
5.Анализ средств выразительности.
Алгоритм разбора лингвистического текста
1.Тема текста…
2.Идея…
3 Микро тема…
4.Тип речи…
5.Стиль речи…
6.Изобразительно-выразительные средства…
7.Предложения с однородными членами…
8.Лексическое значение слов(2-3)…
9.Подбор синонимов(2-3)…
10.Различные виды орфограмм…
11.Простые и сложные предложения…
12.Краткий пересказ…
Алгоритм разбора текста художественного стиля
1.Тема текста…
2.Идея…
3.Микро тема…
4.Эмоционально-окрашенные слова…
5.Изобразительно-выразительные средства…
6.Настроение и чувства автора..7.Предложения по цели высказывания…
8.Характеристика героев …
9.Описание природы…
10.Особенности художественного стиля…
Составляющие по обучению функциональной грамотности:

Обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения (гибкое чтение).
Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста.
Развитие устной и письменной речи:
- развитие орфоэпических навыков;
- работа по обогащению словарного запаса;
- развитие и совершенствование грамматического строя речи учащихся;
- развитие устной разговорной, учебно-научной, художественной речи;
- развитие письменной разговорной, учебно-научной, художественной речи.
В 5-м и 6-м классах важно научить детей гибкому чтению. Задания к упражнениям по степени сложности могут быть разными:
- определить количество частей в тексте; поставить вопрос к каждой части, составить план (упр.16,31,60);
- прочесть, определить основную мысль текста, соотнести с темой урока (упр.206, 394);
- вычленить из текста новую информацию и сформулировать его главную мысль отношения к тексту. Задача развития механизма речи может реализовываться путём выполнения заданий к свободным диктантам и изложениям художественных текстов (подробный и сжатый пересказ), составления устного рассказа в художественном стиле по данным опорным словам и словосочетаниям. Сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, письменный ответ на вопрос по изученной теме использую с целью развития письменной учебно-научной речи, сочинения-описания (миниатюры) по опорным словам, редактирование художественного текста – для развития письменной разговорной речи с элементами художественной и современной художественной речи.
В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается: изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля. Задания к упражнениям усложняются:
- по ходу чтения подчеркни слова, указывающие на принадлежность текста к определенному стилю (упр.8-9);
- подготовь устный рассказ о текстах какого-либо стиля по плану. В каком стиле будет твой рассказ? (упр. 12, 25);
- из фрагмента газетной статьи выпиши слова и предложения, указывающие на принадлежность к публицистическому стилю (упр. 16.);
- подробно изложи текст публицистического стиля (упр. 17);
- определи тип и стиль текстов (упр. 450).
В 8-9-ом классах задания по формированию функциональной грамотности предполагают подготовку сообщений в учебно-научном стиле об орфограммах-контактах, используя план и таблицу (упр.56 - 8 кл.), определение темы, типа и стиля речи текста по заглавию и данному началу (упр.235 – 9 кл.).
Таким образом, в течение нескольких лет ведётся целенаправленная работа по формированию у учащихся лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции.
.
В 5-м классе даются такие понятия: язык и речь, слово и словоформа, лексическое, грамматическое и общее грамматическое значение слов, слово как часть речи, слово (словоформа) как строительный материал предложения, стилистическая окраска слова; орфограмма, опознавательные признаки орфограмм; пунктуационно-смысловой отрезок.
Взяв за основу своей работы ориентацию на овладение функциональной грамотностью, я как учитель особое внимание обратила на упражнения, задания, которые способствуют обучению различным видам чтения текста, работе по обогащению словарного запаса учащихся, переведению пассивного словарного запаса в активный. Задача - помочь учащимся использовать умения и навыки чтения и письма для получения информации из текстов и для создания собственных текстов, как в устной, так и в письменной форме. развивать орфоэпические навыки, умение говорить и читать с соблюдением норм произношения звуков и ударения, правильной интонации;
На развитие устной речи направлены следующие виды заданий: задать вопросы к тексту, устно составить план рассказа на грамматическую тему, устно пересказать учебно-научный текст подготовить устный развернутый ответ, устное сообщение на лингвистическую тему
На развитие письменной учебно-научной речи направлены такие виды упражнений и заданий, как изложение учебно-научного текста и письменный ответ по изучаемой теме , сочинения-повествования «Что я знаю…»; сочинения-рассуждения о красоте русского языка , о суффиксах и приставках, , о необходимости использования однородных членов, создание собственных текстов: «Характер моего друга» - сочинение с использованием существительных общего рода; «Мое утро» - сочинение-повествование с использованием несклоняемых имен существительных. Одним из важнейших условий формирования функциональной грамотности является развитие всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма. Изучающее чтение учебно-научного текста сопровождается следующими заданиями: прочитать, определить количество частей, поставить вопрос к каждой части, составить план ,вычленить из текста новую информацию, сформулировать главную мысль теста.
Учащиеся должны владеть такими понятиями такими понятиями: как диалог, монолог, текст, структура текста, абзац, функции абзаца, способы передачи чужой речи (прямая и косвенная речь, определяют стилистическую окраску слова (слова нейтральные и стилистически окрашенные, книжные и разговорные), стили речи (разговорный, художественный, научный), умеют читать учебно-научный и художественный тексты изучающим чтением, владеют отдельными приемами ознакомительного чтения учебно-научного текста, выделяют в учебно-научном тексте ключевые слова, составляют план. В художественном тексте определяют тему, основную мысль (авторский замысел), пересказывают текст подробно и сжато, понимают основные отличия текстов-описаний, повествований, пишут элементарные тексты этих типов, определяют стиль текста, письменно излагают художественный и учебно-научный текст; пытаются использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксические конструкции (однородные члены предложения, соединенные разными способами, обращения, вводные слова риторические вопросы, бессоюзные и союзные сложные предложения). Последовательно развивают мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делают абзацные отступы; озаглавливают текст, пользуясь разными типами заголовков.
Работа над связным текстом очень важна. Восприятие любого текста- процесс творческий. Научиться понимать тонкости языка - значит грамотно писать. Одним из действенных средств, способных вызвать интерес к уроку и развивать функциональную грамотность, являются дидактические игры или фрагменты. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для детей более доступным, работоспособность увеличивается. Это могут быть такие игры, как: «Четвёртый лишний», «Слабое звено», «Найди лишнее слово», «Закончи предложение».
Развитию функциональной грамотности способствуют и приемы применения технологии критического мышления:
Приём «Синквейн». Это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения. Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома.
Данная форма работы используется как способ синтеза материала, дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова. Как показывает опыт, синквейны могут применяться в качестве:
1) инструмента для понимания сложной информации;2) способа оценки понятийного багажа учащихся;3) средства развития творческой выразительности;4) способа выражения своего отношения к событию или исторической личности.
Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»). Таксономия (от др. греч. — расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. [3]
Стратегия ИНСЕРТ («Условные значки») способствует формированию функциональной грамотности учащихся, умению работать с информацией, критически ее осмысливать. Использую информационно-насыщенные тексты. Обязательно учитываю, что учащиеся должны иметь обладать суммой знаний об объекте или процессе изучения.Например, при повторении темы в 10 классе «Местоимение», работу организую следующим образом:
1. Учащиеся индивидуально «в столбик» записывают все, что они знают (или считают, что знают) по данной теме (самостоятельная актуализация имеющихся знаний по данной теме). Затем, в парах, обмениваются этой информацией и составляют кластер, в центре которого находится тема занятия, а в окружающих ее «гроздьях» записаны те факты, которые детям удалось вспомнить.
2. На доске, всем классом составляется, общий кластер по данной теме. Те факты, которые вызвали споры, отмечаем знаком вопроса. Обсуждаем, какие темы для учащихся являются самыми сложными. Факты, имеющие общее основание объединяем.
3. Работу с текстом можно организовать по материалам учебника. Но лучше подготовить научно-популярные тексты, которые должны соответствовать требованиям программы, возрасту учащихся. При работе с текстом дети используют следующую систему разметки.
«V» — знал, но забыл (известная информация по каким-то причинам не вошедшая в общий кластер).«+» — никогда бы не подумал, что так бывает! (абсолютно новая информация).«-» — противоречит моим представлениям (критически к этому отношусь).«?» — мало информации по этому поводу, хотелось бы больше (возникшие вопросы, желание больше узнать о данном предмете).
4. После прочтения школьники обсуждают результаты и составляют одну на двоих (или одну на группу) таблицу, в которую ключевыми словами вошли бы основные результаты работы. Таблица выглядит так:
   
+  
–  
?  
5. Обсуждаем результаты заполнения таблицы. Возвращаемся к кластеру на доске и корректируем его.
Перед учителем стоит цель сделать урок, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и ёмкими в плане содержания. Изучив специальную литературу по данной технологии, я пришла к выводу, Приёмы данной технологии позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочниками. Технология критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
4. Развитию функциональной грамотности способствует и орфографическая грамотность.
Формирование орфографических навыков – сложный и длительный процесс. Поэтому в школьном курсе русского языка орфографии отводится значительное место. Условия, необходимые для формирования орфографических навыков, таковы:
- высокий научный уровень преподавания орфографии;
- связь между формированием орфографических навыков и развитием речи;
- знание орфографических правил;
- знание схемы применения правил (схемы орфографического разбора) и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил;
- упражнения, отрабатывающие умения, применять орфографические правила. «Умения связаны с усвоением знаний и их применением на письме» (Н.С.Рождественский).
Работа по орфографии в разных классах имеет свою специфику: в 5-8 классах орфографические навыки совершенствуются при повторении орфографии в начале учебного года в 7 классе и в конце учебного года в 8 классе, в 9 классе при изучении синтаксиса и пунктуации, при подготовке к диктантам , сочинениям , изложениям, в ходе работы над ошибками, допущенными в письменных работах по русскому языку и литературе. В 10-11 классах учащиеся самостоятельно работают над совершенствованием орфографических навыков: обращаются к справочной литературе, исправляют ошибки, ведут работу по предупреждению ошибок. Важным условием формирования орфографических навыков является вариантность дидактического материала, подобранного с учетом типичных затруднений учащихся в применении орфографических правил. Умение обнаружить орфограмму необходимо в ходе применения всех орфографических правил. Такое умение обычно называют орфографической зоркостью. Школьников надо учить определять орфограммы при различных обстоятельствах. В ходе изучения того или иного орфографического правила учитель сообщает учащимся опознавательный признак орфограммы, и требует, чтобы они запомнили его. Приведу примеры упражнений, способствующих развитию орфографической зоркости, т.е. содействующие тому, что школьники учатся обнаруживать (определять) орфограммы по их опознавательным признакам:
- найти в данном тексте изученные орфограммы (устно или письменно);
- записать тексты, подчеркнув изученные орфограммы;
- подобрать слова с той же орфограммой, которая имеется в данном примере;
- сгруппировать орфограммы ( устно или письменно);
- списать текст с пропуском тех букв, написание которых вызывает затруднение.
Психологи считают, что для успешного обучения , в том числе орфографии, необходимы:
1.Мотивация учителя на данный вид деятельности
2. Обеспечение условий для формирования мотивационной сферы учащихся.
3. Создание ситуации успеха для каждого ученика.
4.Стремление преподавателя перейти от назидательной педагогики к педагогике сотрудничества.
На основе опыта педагогов новаторов, я считаю, что развитию у учащихся подлинной грамотности помогают нетрадиционные задания. Приведу некоторые примеры таких заданий из «Методических рекомендаций к курсу русского языка» под редакцией М.М.Разумовской. В некоторых случаях требуется указать по схеме принадлежность слова к той или иной части речи или объяснить значение слова, опираясь на его схему: ист . (Ответ: шахматист, гитарист, парашютист – то есть человек определенной профессии, занятия.) А с каким удивлением и радостью открытия знакомятся ученики со знаменитой фразой академика Л.В. Щербы о «глокой куздре»! 
В своей практике я использую лингвистическую игру «Аукцион», суть которой заключается в том, что учащимся предлагается рассказать о слове, например, зимушка, с точки зрения разных разделов лингвистики: 
фонетика – 7 букв и 7 звуков, три слога, 1-ый – ударный, звуки з, м – звонкие, звуки ш и к - глухие и т.д.;  
словообразование – зимушка – зима + -ушк- (суффиксальный способ образования); 
морфология – имя существительное, неодушевленное, нарицательное, 1-го склонения, женского рода, единственного числа, в именительном падеже. Таким образом, мы говорим о слове, давая ему различные характеристики. Победителем оказывается тот, кто последним назовет отличительный признак данного слова.