Новые приёмы повышения функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка.
Новые приёмы повышения функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка.Кудрявцева Валентина Ивановна,
учитель русского языка и литературы высшей категории,
Белоградовская СШ, Тимирязевский район, Северо-Казахстанской области
Каждый урок должен быть для педагога задачей, которую он должен выполнять, обдумывая весь материал заранее: урок должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг.
Приёмы работы являются составляющей любой методики, и учителя, выбирая методику преподавания, соответственно выбирают и приёмы в процессе реализации этой методики. Какими же приёмами обучения можно добиться того, чтобы сделать шаг к повышению грамотности учащихся?
Какими приёмами обучения пользоваться на уроках. Как же это работает вообще? Когда учитель составляет календарно-тематическое, а затем и поурочное планирование, то обязательно прописывает типы уроков:
Урок первичного предъявления новых знаний
Урок формирования первоначальных предметных умений (изучение и первичное закрепление новых знаний)
Урок применения предметных умений (закрепления знаний)
Урок обобщения и систематизации (обобщение и систематизация знаний)
Урок повторения (комплексного применения знаний)
Контрольный урок (проверки и оценки знаний)
Коррекционный урок (коррекции знаний)
Комбинированный урок
Учебная экскурсия
Урок решения практических, проектных задач
У каждого типа урока есть свои этапы. Например, комбинированный урок состоит из следующих этапов:
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Проверка знаний
4. Физминутка
5. Подготовка к усвоению нового материала
6. Изучение нового материала
7. Первичное закрепление знаний
8. Контроль и самоконтроль
9. Подведение итогов
10. Домашнее задание
Например, этап «Организационный момент»:
Включение в содержание элементов новизны
Правила работы на уроке
Эмоциональная разминка
Слова классика
Чтение афоризма
Эмоциональное вхождение в урок
Рифмованное начало урока
Б) Тема урока – «Правописание О-Ё после шипящих в корне слова» (5 класс). Тип – изучение и первичное закрепление материала. Этап – подготовка к основному этапу. Приём «Игра в случайность»:
Учитель вводит в урок элемент случайного выбора. Ребятам было предложено задание – вставить буквы О или Ё в записанные на доске слова с помощью монетки. Принцип простой: орёл – вставляем букву О, решка – вставляем Ё. Выбранный ребятами ученик подкидывал монетку и вставлял буквы. Затем учащиеся анализировали свою работу, выбирая правильные, по словам учителя, ответы. В итоге выводили правило, устраняя «случайные» ошибки. Интерес к такой работе на уроке неподдельный: игра, азарт, удивление, ожидание правильно угаданного результата.
В) Тема урока – «Правописание приставок 1 и 2 групп» (5 класс). Тип – закрепление знаний. Этап – проверка домашнего задания. Приём «Взаимный тренаж»:Это приём представляет собой работу в парах по карточкам, на которых с одной стороны слова записаны с пропущенными буквами, а с другой – эти же слова записаны полностью. Эффективнее проверять сразу две орфограммы, чтобы оба ребёнка в паре смогли оценить друг друга. Тогда карточка выглядит таким образом:
Сторона А:Бе..крайний, бе..заботный, бе..шумный, и..вергаться, во..ходящая, ра..ведчик, в..трепенуться, и..питьДогадаться, посмеялся, открыла, сделать, согревала, подбежать, промчаться, засмеётся Сторона Б:Бескрайний, беззаботный, бесшумный, извергаться, восходящая, разведчик, встрепенуться, испитьД..гадаться, п..смеялся, о..крыла, (с,з)делать, с..гревала, п..дбежать, пр..мчаться, з..смеётся
Каждому учащемуся в паре видна только одна сторона карточки. Сначала один проверяет знания другого, считая неправильные ответы (критерии оценивания учителем даны перед работой) и объясняя, в чём ошибка. Затем наоборот. Результаты обязательно учитываются учителем при выставлении итоговой оценки по теме. В противном случае интерес к такой работе у ребят пропадает. Г) Тема урока - «Правописание приставок на З-С» (5 класс). Тип – изучение и первичное закрепление новых знаний. Этап – подведение итогов. Приём «Отсроченная отгадка»:
В начале урока учитель даёт загадку или вопрос, ответ на которые ребята получат при работе над новым материалом. На нашем уроке это был вопрос «Почему беСдельник не может иЗправиться?». Сначала ребята пытаются отгадать загадку с помощью уже имеющихся у них знаний о человеческих качествах, придумывают свои определения бездельника, доказывая, что если он исправится, то перестанет так называться и др. Учитель же возвращает их к учебному предмету и обещает, что ответ будет найден при изучении нового материала. В итоге учащиеся делают вывод, что беСдельник не может иЗправиться, потому что таких слов в русском языке нет, и запоминают правило правописания приставок на З-С.Мне импонирует то, что Анатолий Гин в своей книге приглашает учителей сотрудничать, помещает в ней беседы с ними и отвечает на их вопросы. Так, одна учительница предложила не только давать интересные задания на дом, но и задавать их необычно. Я попробовала использовать этот приём «Необычная обычность». Вот что получилось:
Д) Тема урока – «Предложения с прямой речью» (6 класс). Тип – комбинированный урок. Этап «Домашнее задание»:
После изучения темы учащимся предлагалось дома выполнить на выбор одно из трёх заданий:
А) составить схемы предложений с прямой речью
Б) расставить знаки препинания в тексте, где присутствуют изученные предложения
В) вставить в предложенное начало текста предложения с прямой речью.Чтобы объяснить домашнее задание, я зашифровала ключевые слова:А) ХЕМСЫБ) Зн ПрВ) ПсПР.
Прежде чем учитель объяснил каждое из заданий, ребятам пришлось сначала разгадать эти ребусы. Вопросов по поводу выполнения работы ни у кого не возникло, что сэкономило время на уроке.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ учителя и учащегося…», то шаги к успешному повышению грамотности гораздо эффективнее делать вместе и с помощью необычных и интересных приёмов.